Российская академия художеств 30 января 2015 года представит в залах музейно-выставочного комплекса РАХ (улица Пречистенка, 19) проект «Корабль. Путешествие сквозь время и образ».
Основой экспозиции стали работы из фондов Научно-исследовательского музея Академии художеств, СПБ. Участники проекта — Крокин_галерея, Научная библиотека РАХ, СПБ, Московский музей современного искусства, Рыбинский Государственный историко-художественный музей-заповедник, Стелла Арт Фонд, ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд МГАХИ им. В.И. Сурикова, частные собрания художников и коллекционеров России.
Образ или сакральный смысл Корабля, Ковчега, Лодки, Парусника неразрывно связаны со всеми эпохами и стилями изобразительного искусства. Для Российской академии художеств эта тема в искусстве особенно интересна — Российский Флот и Императорская академия художеств были созданы Петром Ι. Экспозиция символически открывается картиной академика Льва Лагорио «Вид на Академию художеств с Невы» (1880, НИМ РАХ, СПБ) — корабль, как метафора бесконечного путешествия и поисков в континууме искусства.
Экспозиция объединяет площади музейно-выставочного комплекса в символический «Корабль». Все пространства, включая постоянную экспозицию, задействованы в проекте — каждый зал станет одним из этапов Путешествия, раскрывающим грани метафоричности этого образа.
Корабль — центральный смысловой узел человеческих культур. Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы, его идеологические завихрения материализуются в кораблях.
Корабль знаменует собою мечту, которая, быть может, однажды приблизится к сонному приморскому городу, осененная алыми парусами. Уже сил нет надеяться, а не надеяться тоже нельзя.
Корабль обозначает саму жизнь. Она движется к далекой и вряд ли понятной цели над темными безднами инобытия, под вечными звездами. И корабль идет. Именно идет, слышите. La nave va. (А. Якимович)
«Корабль» как наполненная смыслами система — идея вневременная и адекватная любому историческому и художественному периоду, известному человечеству. Строение экспозиции основывается на этом принципе — смешение и нарушение всех возможных временных и стилистических границ, традиционных для «академической выставки». В разных залах комплекса произведения искусства ХVΙΙΙ, XΙX, XX веков и нашего времени объединятся для рассказа о историях, связанных с водой и кораблем — о путешествии, о легенде, о трагедии, опасности и спасении, о героях и романтике мореплавания и далеких горизонтах. Различие стилистического языка и формальных приемов, свойственных искусству того или иного времени, для работ находящихся в едином пространстве и объединенных лишь тонким намеком на общность темы или ситуации, не только не мешает визуальному восприятию конкретного произведения, а подчас открывает, «вытягивает на поверхность» скрытые смыслы и культурологические пласты художественного произведения, порождает едва уловимые ассоциации и исторические диалоги.
Известные выражения — Navigare necesse est vivere non est necesse (Жить не обязательно, плавать по морю — необходимо) и Vita brévis, ars lónga (Жизнь коротка, искусство — вечно) — лейтмотив проекта «Корабль. Путешествие сквозь образ и время», объединившего произведения знаменитых и неизвестных художников — иконопись, живопись, графику, скульптуру, объекты, видео, архитектурную графику, модели, фотографию. В экспозиции — около 150 работ, среди которых произведения Ивана Айвазовского и Леонида Тишкова, Олега Вуколова и Франциско Инфанте/Нонны Горюновой, Юлия Клевера и Льва Кербеля, Алексея Маркова и Зураба Церетели, Ипполита Монигетти и Юрия Аввакумова, Алексея Зубова и Константина Батынкова, Александра Быстрова и Неизвестного художника ХУШ века, Владимира Корбакова и Гюстава Ле Грэ, Александра Пономарева и Освальда Уолтерса Брайерли, Андрея Сигсона и Константина Худякова, Дмитрия Белюкина и Константина Круговихина, Василия Нестеренко и Светланы Конеген, Александра Литовченко и Захара Коловского, Александра Рукавишникова и Льва Лагорио, Федора Конюхова и Альберта Додда, Алексея Боголюбова и Владимира Цигаля, Тома де Томона и Ивана Чуйкова, и многих других……
Аккредитация.
Контакты : тел.(495) 637-4771, 637-2569, e-mail: rah1757@yandex.ru
Управление информации Российской академии художеств.