В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ открыта новая выставка ПУТЬ НА ВОСТОК. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Экспозиция продлится до 28 сентября 2025 года

София Загряжская, искусствовед:

На фото: Знаменитая картина Александра Николаевича Волкова «Гранатовая чайхона», написанная в 1924 году, сейчас в коллекции Государственной Третьяковской Галереи. Обожаю эту картину, каждый раз замираю перед этим изображением, сколько в ней всего! Какое многослойное богатое по смыслу и по технике произведение! Сцена чаепития в красном зное одновременно умиротворяет и волнует. Спокойная по смыслу ситуация исполнена в горячих страстных тонах, и это уже само по себе — интрига, которую, возможно, зритель более всего чувствует на эмоциональном уровне. «Гранатовая чайхона» — одна из культовых работ в истории искусств, которая уже более столетия вызывает восхищение, а в эти дни можно увидеть искусство многих мастеров, вдохновленных культурой Центральной Азии.

Художник  Александр Волков "Гранатовая чайхона" 1924 г.  Государственная Третьяковская галерея

Художник
Александр Волков
«Гранатовая чайхона»
1924 г.
Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, который посвящен важнейшей тенденции российской культуры начала XX века – массовому паломничеству художников в Туркестан.Выставка проходит на Крымском Валу, 10, залы 39–42.

В пресс-релизе сообщается, что среди экспонатов – уникальные произведения таких выдающихся мастеров, как Павел Кузнецов, Беатриса Сандомирская, Александр Волков, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Михаил Курзин и многих других.У живописцев, графиков, скульпторов были разные задачи, но общая цель – авангардистов и неоклассиков объединяло преклонение перед величием и тайной Азии.Основой выставочного проекта стала крупнейшая коллекция изобразительного искусства «восточной» направленности, собранная в Третьяковской галерее и впервые столь масштабно демонстрирующаяся посетителям.Особый раздел посвящен деятельности художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, СТРАСТНАЯ СЕДЬМИЦА, ПРЕДДВЕРИЕ ПАСХИ


Вход в Иерусалим

Вход в Иерусалим

С Вербного Воскресения начинается тепло, с этого дня в природу приходит настоящая весна и возвращается солнце.
Вербное Воскресенье — праздник в дни поста перед последней Страстной Неделей, которая закончится Пасхой. Сегодня все православные идут в храм, чтобы освятить веточки вербы и принести их в свой дом. Веточки вербы наши предки не только хранили, но и втыкали их под крышу дома, чтобы уберечь семью от невзгод. Сегодня позволено поесть рыбы, накануне самой строгой недели поста. Но главный смысл, конечно, не в обрядах, а в осознании сути библейских событий.

Суть праздника в том, что он напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению. В этот день Иисус вошёл в Иерусалим, а жители города его приветствовали, так как узнали о совершённом Мессией чудесном воскрешении Лазаря.

В храмах Вербное воскресенье начинается со всенощного бдения. Для праздника существуют специальные молитвы, во время которых верующие держат в руках свечи и веточки вербы. После верующие окропляют вербу святой водой и относят домой, чтобы хранить до следующего года.

Протоиерей Владимир Кузьминых: «О смысле праздника и том, что верующий человек должен сделать в этот день»

Для православного человека это очень трагический и торжественный день. Христос въезжает в Иерусалим. Он едет, зная, что впереди его ждут страсти и распятие. Это продолжение событий, которые начались еще в Лазареву субботу, накануне. По Писанию, когда друг Христа Лазарь заболевает, Христос находится далеко. За ним посылают, но он едет так долго, что друг успевает почить, и его даже хоронят в пещере, умащивая маслами тело и окутывая его пеленами. И когда Христос приезжает к могиле, то сестра Лазаря говорит ему, чтобы он оставил почившего в покое, потому что прошло уже четыре дня и покойный «смердит». Но Христос велит отвалить камень от гроба, от пещеры, где лежит Лазарь. И говорит ему: «Лазарь, выйди!» И Лазарь выходит, все еще замотанный в покрывала. И этот случай совершенно явного воскрешения покойного из мертвых неожиданно быстро распространяется по Иудее, народ начинает верить, что вот он — новый иудейский царь, который спасет всех, в том числе и от смерти. Поэтому Христос въезжает в Иерусалим, как царь, и его встречают, как царя. И кричат: «Осанна!» — «Спаси же!» Люди ждут, что он спасет их от римлян, от нищеты, от болезней, от смерти.

Это исполнение пророчества, по которому спаситель людей въедет в Иерусалим на неезженом осляте — осленке, на которого никто никогда не садился. Во-вторых, это знак смирения. Он въезжает в Иерусалим, как царь, а царя в те времена либо носили рабы, либо он въезжал в город на белом коне. Но Христос садится на осла — само по себе это животное смиренное. До революции в России тоже существовал обычай: в этот день государи въезжали в Москву на ослах. И это тоже был знак смирения.

Тогда Христа встречали ветвями финиковой пальмы. У нас — вербой или ивой, которая обычно расцветает за неделю до праздника. В других странах часто встречают цветами.

Страстная неделя, или Страстная седмица, Великая седмица, — это последняя неделя перед христианской Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни, страданиях, распятии и смерти Иисуса Христа.

В церковном уставе сказано, что неделя называется Великой не потому, что больше других, а потому, что в это время «совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…». Каждый день Страстной седмицы также принято называть Великим: Великий понедельник, Великий вторник и так далее.

В 2025 году Страстная неделя будет с 14 по 19 апреля включительно:

Страстная неделя начинается после Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, 13 апреля), а заканчивается наступлением Пасхи. В 2025 году и православные, и католики отметят «праздник праздников» в один день — 20 апреля.

Страстная неделя по дням

Великий понедельник
14 апреля в 2025 году

В церквях всю Страстную неделю совершают особые богослужения. В понедельник на службе вспоминают Иосифа, сына Иакова, которого в 17 лет завистливые старшие братья продали за 20 сребреников. Так Иосиф оказался в Египте, где его ждало множество испытаний. Однажды он верно истолковал сон фараона и понял, что впереди семь сытых и затем семь голодных лет. Фараон в благодарность «поставил Иосифа над всей землей Египетской». Спустя время Иосиф встретил братьев и простил их.

Согласно Библии, братья измазали одежду Иосифа кровью козла и показали ее отцу, чтобы доказать, что Иосифа загрызли дикие звери. Картина Диего Веласкеса «Принесение Иакову одежды Иосифа», 1630 год

Великий вторник
15 апреля в 2025 году

Во вторник вспоминают притчу Иисуса Христа о десяти девах. Согласно ей, десять дев вышли навстречу жениху. Пять из них были неразумные — они взяли светильники, но не взяли масло, а пять — мудрые, взяли масло. Ночью, когда появился жених, светильники неразумных дев стали гаснуть — пока они ходили покупать масло, дверь на пир закрыли. Притча учит, что нужно всегда быть готовым ко встрече с Богом: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Великая среда
16 апреля в 2025 году

Поцелуй Иуды Джотто

Одна из проповедей Великой среды посвящена покаянию грешницы, которая возлила миро на ноги Иисуса. Также вспоминают предательство Иуды. Один из 12 учеников Христа — Иуда Искариот — продал Спасителя первосвященникам за 30 сребреников.
В этот день на вечерней службе православным верующим желательно принять участие в таинстве исповеди.

Великий четверг (Чистый четверг)
17 апреля в 2025 году

Считается, что именно в Великий четверг прошла Тайная вечеря. Христос раздал хлеб и вино 12 ученикам и таким образом установил обряд евхаристии, то есть святое причастие. Именно поэтому в Великий четверг православные стремятся причаститься. Вечером в церквях читают 12 Страстных Евангелий, а патриарх освящает миро (благовонное масло).

В народной традиции Великий четверг называют Чистым. В этот день принято убирать дом перед Пасхой.

Великая пятница (Страстная пятница)
18 апреля в 2025 году

Великая пятница — день страстей (страданий), распятия и земной смерти Христа, поэтому чаще ее называют Страстной. Для всех христиан это день великой скорби и строгого поста. Церковь рекомендует воздержаться от суеты и развлечений, провести время в тишине и молитвах.

Великая суббота (Тихая суббота)
19 апреля в 2025 году

В Великую субботу православные ждут чуда воскрешения. Считается, что в этот день Иисус Христос спустился в ад, где спас души ветхозаветных праведников. В субботу в церквях обычно освящают пасхальную еду: куличи, пасхи, крашеные яйца.

С вербой очень интересна история, связанная с еще одним главным праздником — Вхождения во храм Пресвятой Богородицы, который отмечается 4 декабря. Миф это или правда можно проверить в ночь с 3 на 4 декабря около полуночи, подойдя к любой вербе, говорят, что на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все веточки.
Из истории праздника: Праведные Иоаким и Анна в преклонном возрасте все-таки становятся родителями. Но обещают Господу «отдать в храм на воспитание». Так и происходит , когда девочке исполняется три года.

Ее приводят в храм и чудесным образом Захария вводит в «святая святых», место куда никто, кроме первосвященника ( и то раз в год) не может заходить, не говоря уже о девочке. Но Захария был осведомлен Архангелом Гавриилом о судьбе будущей Богородицы. Это было уже чудо!
С тех пор ходит легенда, что за несколько минут до полуночи наступающего 4 декабря природа являет нам это чудо!

ИЛЗЕ ЛИЕПА, ЕКАТЕРИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА: премьера спектакля ДИНАСТИИ. 21 апреля 2025 года в 19 часов. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОМ МУЗЫКИ. Адрес: МОСКВА, КОСМОДАМИАНСКАЯ набережная, дом 52, строение 8

Афиша спектакля "Династии" Екатерина Рождественская, Илзе Лиепа, Александра Захарова

Афиша спектакля
«Династии»
Екатерина Рождественская,
Илзе Лиепа,
Александра Захарова


Илзе Лиепа, Екатерина Рождественская и Александра Захарова – что может объединить их на одной сцене? Все просто – память и любовь к их великим отцам. «Академия культуры и творчества имени Кобзона Иосифа Давыдовича» представляет премьеру НЕспектакля «Династии», которая состоится 21 апреля на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки.
Три наследницы великих творческих семей страны — Народная артистка РФ Илзе Лиепа, Екатерина Рождественская и Народная артистка РФ Александра Захарова, — впервые вместе выйдут на сцену, чтобы с любовью и нежностью рассказать нам о своих удивительных отцах то, чего мы еще никогда не слышали, о времени, в котором они жили, о судьбе, об ушедшей эпохе.
Да, время показало, что все они были и остаются великими – легендарный режиссер Марк Захаров, выдающийся поэт Роберт Рождественский и прославленный танцовщик Марис Лиепа, ставшие символами нашей страны и времени.
НЕспектакль «Династии» построен на чувствах, воспоминаниях и ощущениях трех дочерей, отцы которых были знаковыми фигурами советской культуры. Ведь как сказал поэт, «Все начинается с любви»! И наши три героини пронизаны любовью к своим родителям, которые прежде всего для них были просто любимыми папами.
Три дочери, три талантливых человека, три разных характера соединятся на сцене и дадут зрителям возможность прикоснуться к их семейным историям, окунуться в обстановку любви и настоящести, в воспоминаниях о том сокровенном, что обычно бывает скрыто от публики.
Екатерина Рождественская, Илзе Лиепа и Александра Захарова убедительно и трогательно раскрываются во взаимодействии друг с другом.
Перелистывая страницы биографии трех династий, зритель становится соучастником знаковых событий в истории культуры страны. Пронизанный искренностью и душевностью, уважением к великому творческому наследию, НЕспектакль «Династии» обещает покорить
зрителей и стать одним из хитов на театральной сцене.
Режиссером постановки выступил Заслуженный деятель искусств Максим Лахно.
В спектакле звучит музыка композитора Игоря Демарина.
Состав проекта «Династии»:
Организатор: Академия культуры и творчества имени Кобзона Иосифа Давыдовича

Главные действующие лица:
народная артистка России Илзе Лиепа
народная артистка России Александра Захарова
Екатерина Рождественская

Режиссер: заслуженный деятель искусств Максим Лахно
Композитор: Игор Демарин
Художник по костюмам: Екатерина Котова
Звукорежиссер: Михаил Борисовский
Видеоконтент: Василий Мусатов
21 апреля, 19:00 — ПРЕМЬЕРА
Московский международный дом музыки
Адрес: Москва, Космодамианская набережная, 52, стр. 8
метро Павелецкая

Интересное событие в БИБЛИОТЕКЕ имени Н.Ф.ФЕДОРОВА. Познавательная лекция о ПРАВОСЛАВИИ В ЯПОНИИ. Встреча с японистом ЕКАТЕРИНОЙ ВИКТОРОВНОЙ СЛАДКОВОЙ. 8 апреля 2025 года в 19 часов. Адрес: МОСКВА, улица ПРОФСОЮЗНАЯ, 92

Афиша мероприятия, подготовленного  Храмом иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец"

Афиша мероприятия,
подготовленного
Храмом иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Библиотека № 180 имени Н. Ф. Федорова

Сегодня ждем всех вас на познавательной лекции о православии в Японии. Мы с вами узнаем

• Как в Японии появилось православие?

• Почему до сих пор в XXI веке в Японии можно встретить катакомбных христиан?

• Как русский монах стал равноапостольным миссионером в Японии?

Ответы на эти вопросы — 8 апреля в 19:00 — на встрече с Екатериной Викторовной Сладковой — японистом и преподавателем японского языка МГИМО.

Вход свободный.

Адрес: Профсоюзная улица, 92.

Встречаемся в библиотеке

Фестиваль современного искусства DOCA: праздник как искусство

Афиша  Фестиваля Современного искусства DOCA
Международный фестиваль современного искусства DOCA 2025 (Days of Contemporary Art) объявил программу мероприятий. В этом году легендарный фестиваль предложил художникам интерпретировать тему «Праздника». Наряду с признанными российскими и зарубежными художниками студенты представят свои творческие проекты 26 апреля на площадке Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).
DOCA – единственный в России международный студенческий фестиваль, посвященный концептуальному современному искусству. В этом году событие пройдет уже в 13-ый раз, фестивальная площадка встретит своего 15-ти тысячного посетителя.
DOCA предоставляет возможность коллаборации представителей арт-сообщества и студентов для реализации творческого потенциала в сфере современного искусства. В этом году фестиваль ожидает более 2000 посетителей.
DOCA-2025 предложил художникам интерпретировать тему праздника. Организаторы фестиваля рассматривают праздник как сакральное явление, тесно связанное с культурными традициями. Праздник объединяет людей, расширяет границы повседневности и создает новую реальность, в которой преобладает социальный аспект.
На фестивале будут представлены результаты работы трех мастерских, проекты молодых и признанных российских и зарубежных художников. В рамках образовательной программы DOCA-2025 пройдут лекции и мастер-классы по современному искусству от экспертов арт-индустрии.
В выставочную программу DOCA войдёт более 30 арт-проектов студентов ИГУМО и МКИК.
На фестивале пройдут воркшопы по дизайну, фотографии и брендингу: «Взгляд на пасхальный натюрморт через призму стиля Баухаус» художника фотографа Вадима Гущина, «Живой бренд. Дизайн будущего: эволюция фестиваля DOCA через стремительно меняющиеся тренды графического дизайна» иллюстратора Владимира Демьяновского, «Актуальность смыслов как инвестиция в будущее: разработка идей, которые будут продаваться» эксперта по брендингу Ирины Волхонской.
Впервые в России на фестивале будут представлены работы кубинских авторов: фотографа Сони Альмагер и художника Дениса Сан-Хорхе. Посредством коллажа проект переосмысливает архитектуру города Гавана и расширяет границы повседневной жизни, освобождает от обыденности и создает праздничную атмосферу. Проект предлагает новое прочтение архитектурного облика столицы Республики Куба, выходя за рамки привычного восприятия и создавая праздничную атмосферу. Так, знаковые здания предстанут в неожиданном, трансформированном и сюрреалистическом образе благодаря использованию необычных цветов, форм и аллегорий. Художники акцентируют внимание на деталях, которые обычно остаются незамеченными прохожими, создавая таким образом абстрактную архитектурную реальность.
Фотограф мирового уровня Сью Пак из Южной Кореи представит работу «Хоровод», демонстрирующую взгляд южнокорейского фотохудожницы на российскую природу и ее метафоричность.
Один из самых загадочных испанских художников Рамирес Барбе, несколько лет проживший в России, примет участие в DOCA-2025 c диптихом «Гости из Испании» (бумага, акрил).
Среди зарубежных авторов на фестивале будет представлен молодой художник-живописец из Монголии Нур Али, работающий в экспрессивной манере, сочетающей яркие контрастные цвета, что соответствует теме фестиваля.
На DOCA-2025 можно будет увидеть проект «Куклы в городе» фотографа Ивана Филимонова, созданный совместно с Музеем Театра кукол имени С.В. Образцова. Известных литературных персонажей, представленных в виде кукол, фотохудожник запечатлел в знаковых местах современной Москвы. Иммерсивности проекту добавят «ожившие куклы» — студенты создадут образы, навеянные проектом Ивана Филимонова и современными тенденциями. С «ожившими» куклами можно пообщаться и сделать совместные фотографии.
Художник-график Олег Арнаутов представит живописный диптих «Символы праздника», в котором переосмысливает роль привычных предметов в рамках праздничной атмосферы. Фотохудожник Юлия Жданова раскроет эстетику праздника через выставочный проект «Мишура», где покажет, что каждый день может быть наполнен яркими эмоциями.
Экспозиция 13 плакатов «Ретроспектива DOCA» раскроет эволюцию фестиваля через призму стремительно меняющихся трендов графического дизайна. Благодаря плакатам, которые фестиваль презентовал каждый год, можно отследить изменения за прошедшие 13 лет в цветовой палитре, графических редакторах и типографике.
Студенты и руководитель факультета «Индустрия красоты и гостеприимства» «Первого Московского Образовательного комплекса» Галина Герасимова проведут мастер-классы по созданию праздничных образов, а эксперт в китайской культуре Марина Штурко вместе с участниками фестиваля создаст маски для Пекинской оперы.
В рамках фестиваля пройдет книжная ярмарка от издательства AdMarginem, где будут представлены издания нон-фикшн литературы, труды западных философов и работы, посвященные современной культуре, искусству и кураторству.
15-тысячного посетителя ожидает праздничный подарок – скидка на обучение в Институте дизайна и фотографии ИГУМО.
По словам ректора ИГУМО и МКИК Марины Волынкиной, DOCA – это просветительский проект, направленный на популяризацию современного искусства. Фестиваль предоставляет студентам возможность для самовыражения и создания концептуальных проектов, которые приносят радость и счастье зрителям.
Кураторами фестиваля выступают Елизавета Землянова, художник, заместитель ректора ИГУМО по творческой деятельности, Вадим Гущин, художник-фотограф, декан института фотографии ИГУМО, Владимир Демьяновский, иллюстратор, декан института дизайна ИГУМО.

Фестиваль DOCA-2025 открыт для всех желающих. Регистрация на событие

Дата и время проведения: 26 апреля, 12:00 – 18:00
Место проведения: Институт гуманитарного образования и информационных технологий
Адрес: Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 53

Арт-пространство FUTURIONE на ВДНХ работает до 30 апреля 2025 года

Арт-пространство Futurione работает до 30 апреля 2025 года на ВДНХ

Арт-пространство Futurione работает до 30 апреля 2025 года на ВДНХ

Как необычно! Фантастическая выставка в Москве!

Арт-пространство Futurione, до 30 апреля О выставке:
FUTURIONE — это не просто место, это ключ к вашему внутреннему источнику вдохновения и восторга. Пространство, где будущее и настоящее сплетаются в одно целое, где каждое посещение становится приключением.

Пространство удобно расположилось на ВДНХ — на территории «Солнца Москвы», близость к другим выставкам, модным кафе и ресторанам делает его важной частью культурного маршрута. Futurione — обязательная точка на карте для всех, кто ищет новых ощущений. Это идеальное место для любителей современных технологий, в том числе семей с детьми, а также для гостей столицы из других регионов и стран.

В пространстве предусмотрено множество зон для создания контента: все желающие могут сделать неповторимое фото или снять завораживающее видео для социальных сетей. Посетителей ждет пять залов, для каждого из которых был разработан необыкновенный цифровой арт-объект.

На входе в пространство гостей встречает стекающий с потолка светодиодный водопад, сразу создавая ощущение параллельного мира будущего и новых возможностей. В зале «Бесконечность» световые точки создают бесконечные трехмерные скульптуры. Гости могут с помощью смартфона запускать звезды в кристаллическую вселенную, влиять на их поведение и создавать постоянно эволюционирующее искусство.

В зале «Сферы» реальный свет встречается с иллюзией кристаллов и мерцанием, создавая захватывающие траектории. Зал «Древо» откроет врата в скрытые уголки вселенной: гостей приглашают в мистические сады с мерцающей травой и величественным деревом огней. Природные мотивы продолжаются и в зале «Парящие цветы», где расцвет настоящий трехмерный японский сад.

После посещения экспозиции гости могут отдохнуть и погрузиться в атмосферу спокойствия и уединения в чайной комнате.

В пространстве Futurione также предусмотрен отдельный многофункциональный зал для лекций, концертов и других мероприятий. Он украшен светодиодными шарами, которые могут менять свое положение, а из окон зала открывается панорамный вид на ВДНХ.

«В пространстве Futurione мы постарались создать лучший иммерсивный опыт из возможных, чтобы как можно больше людей смогли испытать яркие и неповторимые эмоции. Всю свою жизнь я собираю впечатления. Мне удалось побывать в десятках стран, и я могу точно сказать, что в мире есть всего несколько мест, где можно увидеть что-то подобное, — отмечает Иван Швайков, основатель проекта. — мы открываем нашу первую площадку, однако в планах — запуск еще 10 пространств по всей стране. Мы хотим экспериментировать с форматами и дарить людям незабываемые ощущения».

АПРЕЛЬ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ. Выставочный проект ЕЛЕНЫ БОЛОТСКОЙ в залах МОСКОВСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ

Выставочный проект
«Апрель. Благая Весть»
Апрель ассоциируется у нас с Двунадесятым христианским праздником Благовещения, когда небо соединилось с землей, духовное с телесным. Мария – олицетворение земли, приняла в свое лоно небесного младенца.
Это метафорическое осмысление возрождения, победы света над тьмой, преображение и рождение новых начал в природе, жизни и искусстве.
В Апреле произошло еще одно соединение земли и неба, первый земной человек поднялся в высшее небо – в космос.
Проект, объединяет работы, посвященные весеннему обновлению, духовным и философским темам — природа просыпается, всё живое преображается, облачаясь в новые одежды.
Выставка, собрала художников разных направлений, они интерпретирует «Благую Весть» через приемы современное искусство от религиозных аллюзий до социальных, экологических и личных тем.
В экспозиции органично соединяются: живопись, скульптура, графика, декоративные объекты, инсталляции, цифровое искусство и даже куклы – древние тотемы наших предков.
Это многоголосие современного искусства создает образы обновленной, расцветающей духовной и земной жизни, озаряющие зрителя «Нетварным Светом», надеждой и предчувствием Новых Благих Вестей.
Куратор выставки
Елена Болотских

Выставка проходит с 6 по 11 Апреля в залах
Московского Союза Художников
по адресу: Старосадский переулок, 5
Часы работы с 12 до 18 часов
Превью 6 Апреля с 17 до 20 часов
Открытие 7 Апреля с 17 до 20 часов
В среду 9 апреля зал работает с 12 до 20 часов
Вход на выставку свободный во все дни ее работы

МАРИНА ЗВЯГИНЦЕВА. Проект УСКОЛЬЗАЮЩИЙ СОН. Как это было. Фото: ДЕНИС ТРОФИМОВ

Утро совсем рядом: Марина Звягинцева запечатлела ускользающий сон

Результатом большой исследовательской работы известного паблик-арт
художника Марины Звягинцевой, посвященной изучению бессознательных процессов,
которые происходят с человеком во время сна, стала партиципаторная выставка
«Ускользающий сон». Экспозиция открылась на днях в пространстве творческого
института ИГУМО. Ее соучастниками стали студенты творческих факультетов и
психологи.
Коридор учебного заведения для дизайнеров и фотографов завешан самыми
необычными подушками – они стали арт-объектами одной большой инсталляции,
посвященной сновидениям. Здесь посетители попадают в самый настоящий мир грез. Гостей выставки встречает подушка с перьями наружу Натальи Скопиной – она, по задумке автора, демонстрирует изнанку сна. Подушка с дырками Виктории Мамоновой символизирует «рваный сон», а подушка с вышитым сердечным ритмом, — работа Алены Хажиновой «Сон на изломе» напоминает кардиограмму. Подушка Анны Снежко с землей внутри — «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. На «эмоциональной» подушке студента Тимофея Алеева буквы выложены в длинный-длинный текст – так автор арт-объекта задается целью усыпить читающего. Есть и другие оригинальные арт-объекты – подушка одиночки, обнимающая сама себя, «брутальная» подушка невротика с шипами, подушка в виде гигантского пакетика чая – для полуночников – работа студента Степана Горячева «Неспящий Улун».
«Портал» в сны незаметно приводит посетителя в зал с работами самой Марины
Звягинцевой. Ее картина в уникальной технике «биотипия» «Ускользающий сон», написанная 20 лет назад, дала название большому проекту. Сегодня художник визуализировала различные состояния сна: от легкого перехода в мир отдыха до глубокого умиротворенного сна и ярких эмоциональных сновидений. «Лабиринты подсознания», «Медитация», «Ворох воспоминаний», «Полнолуние», «Бессонница» — от картин Марины Звягинцевой невозможно оторваться – она соединила бесконечные линии из красок в сюжеты с глубоким смыслом.
Привлекает внимание большая инсталляция под названием «Подъем!» в виде будильника с человеческий рост, а также гигантская подушка на полу – такая большая, что в ней можно утонуть. По задумке художника, посетители при желании могут прилечь и отдохнуть.
Взаимодействие с инсталляцией – важная часть паблик-арта, основоположником которого является Марина Звягинцева в России.
«Сон – это дверь в наше подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения», — объясняет Марина Звягинцева.
Экспозиция собрана из фаз сна «Засыпание», «Медленный сон», «Быстрый сон» и
«Пробуждение». Каждый из этих фаз вдохновил художника по-своему.
«Сон очень близок к художественному произведению. Тема сна все время меня
будоражит, — признается Марина Звягинцева. – В своем первом паблик арт-проекте
«Спальный район» я предложила другим художникам взять за основу арт-объекта кровати, и из этого получилась большая инсталляция на улице. Здесь я каждому студенту дала по подушке, и они сделали свое авторское высказывание на тему сна».
Звягинцева уверена, что подсознание дарит во сне нам образы, и каждый художник
ловит образы именно из подсознания. Часто новые картины рождаются у Марины во время бессонницы.
«Бессонница может прийти к нам в любой момент, нежданно негаданно, -
говорит ректор Института фотографии и дизайна Марина Волынкина. – В этот момент кто-то начинает молиться, кто-то начинает считать или вспоминать детство. Я обычно
читаю молитву – мне так проще. И здесь, на этой выставке, когда смотришь на эти
подушки, уже по-другому относишься к бессоннице. Эта красота помогает нам погрузиться в мир искусства и чувствовать себя на релаксе и защищенным. Каждый участник выставки вложил в свою работу частицу себя».
Работы студентов, представленные в экспозиции, прошли отбор через open call, и,
по мнению ректора, здесь нет плохих работ. А вот определить лучшие – это, пожалуй, самый сложный вопрос, который стоит перед руководителем высшего учебного заведения.
«Миссия нашего института — любовь. Мы культивируем ее, творчество, доверие.
Поэтому тут все ученики любимые. Другое дело, коллаборация нескольких поколений дала прекрасный результат – молодые художники, дизайнеры и фотографы дополнили
творчество состоявшегося художника Марины Звягинцевой своими мыслями и фантазиями,
стали ее последователями. Такой обмен энергиями позволил каждому творчески
реализоваться», — говорит Марина Волынкина.
Посещение этой выставки может стать своеобразной арт-терапией и помочь
разобраться в своих сновидениях или проблемах бессонницы. Так считают эксперты
Московского института психологии, которые также приняли участие в проекте, — они помогли объяснить различные процессы, которые происходят с человеком во врем сна.
«Сны — это наш внутренний разговор с собой. Это неотъемлемая часть жизни
человека, и здесь важно, чтобы сон был качественным, восполнял наши силы, давал
возможность быть в ресурсе. Выставка «Ускользающий сон» завораживает, тут много про бессознательное, про пограничный мир нашего сознания с бессознательным.
Марина использует непредсказуемую технику рисования по воде, которая, как и сны, сама определяет, какой образ явить. Тут и будильник, и гигантская подушка, на которую хочется лечь и заснуть», — говорит психолог МИП Яна Галиева.

Александра Загряжская Рябичева, из архива фотохудожника

Александр Рябичев  с женой Александрой

Александр Рябичев
с женой Александрой

Александра Загряжская Рябичева: «Мне так нравится, что у нас с мужем одинаковые имена, и ему, как оказалось, тоже. Как-то спросила, почему он влюбился в меня, — он ответил, что ему понравились моя внешность, моя профессия и мое имя. Это было такое прекрасное время, когда мы встретились, молодые, красивые, и оба очень занятые, он работал с отцом в мастерской, а я тогда начала работать одновременно на радио и на телевидении, а обе наши профессии предполагают полную отдачу, но мы нашли самый прекрасный выход, чтобы все успевать, мы просто перестали разделять работу и жизнь, поэтому наши дети выросли в творческой обстановке, практически, на работе в мастерской или у меня на съемках и монтажах. Может быть, это обстоятельство и повлияло на выбор их профессии, София — искусствовед, Даниэла — художник, и мужей они выбрали себе таких, которые тоже составили часть нашей творческой семьи. И сегодня уже их дети растут в той же творческой обстановке, которая окружала их в детстве. Дети детей — это особенная радость. Пойдут ли они по стопам родителей, выберут ли творческие пути, не это важно, а то, что им будет легко понять, что творчество — это то, чему стоит посвятить свою жизнь, в чем бы оно не выражалось, в любой профессии, в любом хорошем начинании.

МАРГАРИТА ЮРКОВА готовится к новым экспозициям. В этой публикации собраны статьи и заметки Александры Рябичевой и Софии Загряжской о творчестве художника. Ретроспектива

Персональные выставки Маргариты Юрковой состоятся этим летом:
В Мордовском Республиканском Музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
с 4-5 июня 2025 года
Библейская тема
Адрес: г. Саранск, ул. Коммунистическая, 61

В Музейном комплексе МГУ им. Н.П. Огарёва
с 4-5 июня 2025 года
Тема: Индия, любовь моя! Осознание сотворчества
Адрес: г. Саранск, ул. Большевистская ул., 68 а

В Центре культуры «Рекорд»
с 25 июня 2025 года
Тема: Космос и Ангелы Хранители
Адрес: Нижний Новгород, улица Пискунова 11/7

Маргарита Юркова "Материнство"

Маргарита Юркова
«Материнство»


В портрете двое — молодая женщина и ребенок с птицей на голове, рядом парит еще одна с распростертыми крыльями на фоне ровного безоблачного неба. Ребенок счастлив в своей безмятежности, и вся композиция — олицетворение спокойствия и тихой радости. Но воображению зрителя этой идиллии покоя нет. Женский образ — изумляющая отсылка. Казалось бы, ничего общего ни во внешности, ни в чертах лица, ни в одежде, ни в эпохе, но на нас смотрит девушка с жемчужной сережкой. Настоящая мистика искусства! И дело не в повороте головы в три четверти, ни во взгляде через плечо. Мы узнаем ее, скорее чувственно, скорее сердцем, и пытаемся понять это завораживающее ощущение.

Маргарита Юркова, художник, автор концепции «Осознание сотворчества»:

«Меня не оставляет чувство, что все в моем творчестве, что я делала раньше, сейчас и буду создавать — это все реминисценция всех этих взаимодействий в потоке времени.
Это тоненькая струна в общем потоке искусства от истоков до неизведанного устья. Мы, возможно никогда не сможем понять до конца это таинство, но мы всегда чувствуем эту взаимосвязь. Мы все связаны осознанием Сотворчества.»

Путь художника Маргарита видит в сотворчестве с самим собой, с Богом, с окружающими людьми. «Осознание сотворчества» — ее авторский проект, объединяющий работы авторов из России и других стран, — отражает размышления об истинном назначении жизни и искусства, о связи времен, о духовной общности всех живущих. В основе концепции лежит триединство истин сознания: истина разума, истина чувств, истина веры, где истина разума — это наука, истина чувств — это культура и искусство, истина веры — религия.
Здесь стоит отметить, — считает Маргарита, — еще одну параллель понимания, еще одно понятие триединства — личности с собой, с социумом и со Всевышнем.
Но самое главное осознание — ощущение бесконечности Всевышнего и восприятие себя как части этой бесконечности. На этом строится концепция художника, видящего в каждом прожитом дне, в каждом мгновении — продолжение прошедших эпох, доисторических событий, уводящих в еще пока неведомые дали, в будущий мир, неизвестный, но абсолютно связанный с нами здесь и сейчас.

Маргарита Юркова: «Кто я в этом океане времени? Та капля в Божественной вселенной, без которой не может быть цельности, объёмности мирозданья».


Художник Илларион Голицын однажды удивился: «это писала женщина?» — так поразило его творчество хрупкой миниатюрной с нежным взглядом Маргариты. Маргариту всегда волновали темы общие, глобальные, обращения к самым острым проблемам мира, и еще в начале творческого пути она прославилась как художник-философ. В исполнении любой композиции, в первую очередь, Маргарита отражает глубинную суть мироздания. Ее творчество — это долгий путь постижения, и произведения со временем начали обретать художественный смысл не только в представленном конкретном образе, но в контексте его связи со всей историей мира.

фото из архива Маргариты Юрковой

фото из архива
Маргариты Юрковой

70-ые годы. Прекрасная эпоха. Маргарита начинает участвовать во всех самых значительных художественных выставках в России и за рубежом, ярко выделяясь среди коллег, привлекая смелым видением и выразительным языком, разговором через скульптуру о жизни, о материнстве, о красоте, о вечности. Отправная точка — мифы, античность. Еще до начала своего графического и живописного периода скульптор Маргарита Юркова, вдохновляясь образцами античных мастеров, создавала собственные метафорические образы — мальчик, плывущий на дельфине, женские головки — композиции, напоминающие амфоры, своими мягкими линиями и закругленными естественными формами. В рисунке очертаний легко читаются движения руки уверенного мастера, доверяющего своему вдохновению, знающего — получится как надо, как дышится, как ведет озарение.

Маргарита Юркова: «Шамот позволяет делать крупные работы, и это преимущество перед тонкой глиной, но есть и сложности. Когда, например, скульптор лепит из тонкой глины на каркасе, он может поправлять, переделывать, менять скульптуру по ходу работы, но с шамотом все иначе, здесь нужна абсолютная точность каждого движения. В шамоте скульптор лепит не только внешнюю, но и внутреннюю сторону, и внутри скульптуры пустота. Надо знать, когда стоит закончить очередной этап, чтобы скульптура подсохла, стоит нарушить технологию, влажная фигура обрушится под собственной тяжестью, и это возведение формы с подножия до вершины похоже на лепку в воздухе. Звучит романтично, но такой труд требует четкого расчета и чувства материала.»

Маргарита Юркова скульптура
записки о художниках АРТ-РФ, Маргарита Юркова скульптура .,..,

«Звездный Мальчик» — работа 80-ых годов. Монументальная фигура, почти в рост человека, фантазийный персонаж в скафандре с космическими иероглифами, с необычным лицом, принадлежащим, будто бы неземному созданию, со взглядом сфинкса, обращенным вдаль и в то же время внутрь себя. Зритель заинтригован — кто он этот небесный посланник с птицей на голове?

Маргарита Юркова: Птица на голове — это общее восприятие жизни. Птица — символ воздуха, света, доброй надежды, и в этом смысле, мы все живем с птицей на голове.»

Красивым может быть только подлинное, истинное, — считает Маргарита. Народное творчество, непосредственное отражение мира она называет истоками, которые повлияли на ее становление, наравне с изучением традиций мирового искусства, иконописи, античности.

«Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя»
Платон

Греческие, критские мотивы присутствуют уже в самых ранних работах. Но тогда же, еще в институте начались поиски самой главной темы, которой художник посвящает свою жизнь. Не все художники тогда смели напрямую обращаться к религиозным образам. Маргарита изображала Ангела и называла его Икар, а в портретах матери и младенца невозможно было не узнать лики, и эти отсылки, поиски метафор, художественных сопоставлений и аллюзий стали истоками реминисценции — ключевого понятия ее искусства.
И легкое дыхание в ее творчестве, и дружеский диалог с классиками, и умение передать в простом и понятном сюжете тему, волнующую мир, стало возможно ее особенному непосредственному восприятию жизни, таланту открывать и удивляться, и самой быть открытой и искренней. Может быть, поэтому однажды десятки листов ее графики, потерянные на зарубежной выставке пролежали несколько лет в папке, подписанной как детские рисунки, и лишь взгляд опытного искусствоведа определил — это работы большого мастера, мыслящего неординарно, нашедшего свой стиль и творческую позицию.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, художник Маргарита Юркова         ...

Азы мастерства под крылом опытных профессионалов Маргарита начала постигать еще в школьные годы, когда в выпускных классах занималась на подготовительных курсах в Строгановке. А в 1963-ем — уже студенткой она с головой окунулась в художественную среду. В 71 году Маргарита вступила в Молодежное объединение Союза Художников СССР, а спустя два года — в Союз художников. Началось плодотворное время, которое длится, не останавливаясь, и во всей творческой биографии Маргариты не найти ни дня, не связанного с большим трудом, поисками и открытиями, благодаря которым родились тысячи работ в самых разных техниках и жанрах.

Маргарита Юркова: «Я сама себя вырастила, и в этом, возможно, корни моей индивидуальности. Художественная личность моя росла, как цветок, пробивающийся через асфальт, мои родители не были художниками, у меня не было шпаргалок, которые дарит будущему мастеру творческое наследие его художественной семьи, я не росла с детства в такой среде, но свою жизнь я с самого раннего возраста не мыслила без искусства.»


Маргарита гордится своим греческим профилем, и это свойство ее тонких черт напоминает о ее кровной принадлежности земле богов. Возможно, именно греческие корни Маргариты Юрковой, то, что называется генетической памятью рисуют ее внутреннему взору те образы, которые затем, воплощенные ею, относят и нас к истокам европейской культуры, к произведениям эллинов, туда, где зарождалась мировая цивилизация. Ее ежегодные поездки в Грецию отражаются в сотнях быстрых рисунках, которые она привозит с пленэров, скульптуре, в живописных работах и в квилтах — одной из излюбленных техник художника. С легкой руки Макса Бирштейна Маргарита получила приветственное обращение «Рита с Крита», но еще более романтично звучит другая красивая аллюзия, подаренная Вильямом Мейландом: «Юркова в одном лице и Мастер и Маргарита».

Маргарита Юркова: «Я ведь всю жизнь летаю во сне, а сон — вторая сторона жизни. И живу я на Арбате, и имена полностью совпадают с булгаковской героиней — Маргарита Николаевна».

А в юности среди храмов вблизи четырех переулков Святой Ирины, в окружении двухэтажных домиков и особняков, городских достопримечательностей ей дарил вдохновение другой район исторического центра. Она и родилась в одной из таких исторических достопримечательностей.

Маргарита Юркова: «Род.дом Москвы №1 был размещен в бывшем монастыре, так что я родилась, можно сказать, в церкви 16 века»

Маргарита счастливо улыбается, и кажется, что у художника особенная судьба, поражающая уже одним этим фактом появления на свет. Да, в род.доме №1 тогда появлялись все новорожденные района, но художник всегда видит за явлениями другую реальность, тонкие связи с его духовным миром и исключительный смысл.»

Художник  Маргарита Юркова  "Движение"  холст, масло  100х280  2000 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Движение»
холст, масло
100х280
2000 г.

В 90-ые мир изменился, и в творчестве Маргариты Юрковой начался новый период, художник обратилась к живописи, к работе с цветом. И если скульптура отражала красоту и гармонию мира, то в картинах стало возможным более отчетливое описание его внутренних проблем.

Маргарита Юркова: «Мир наполнен и красотой и трагедиями, которых не избежать. Они повсеместно присутствуют, и сегодня и всегда приходится думать о том, как пройти сложный этап с наименьшими потерями. Приятно сознавать, что на этом пути искусство — верный помощник человечеству.»

Серия на тему «Живое и техника» представляет работы, подчеркивающие беззащитность человека перед технократией, ранимость души в жестком мире. Новейшая история об искусственном интеллекте и человеческом разуме. Каким будет взаимодействие сложной инженерии и духовного начала? Маргарита рассматривает эстетические и нравственные стороны эпохи технического прогресса, противостояний и возможных единств. В острых сюжетах она описывает мощь техники и хрупкость жизни, выдающиеся достижения и будущность мира, тревогу за человека, надежду на гармонию, красоту и осознание. Эта парадоксальная совместимость искренней чистосердечности и духовной твердости всегда поражает в ее работах, и особенно в созданных ею детских портретах. Их написано Маргаритой огромное множество — милых, прекрасных, юных образов. Они разные, беззаботные и увлеченные, веселые и задумчивые, но в них поражает одно общее — та серьезность, с которой они смотрят на нас и на мир.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Маргарита Юркова..
ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГАРИТЫ ЮРКОВОЙ

Портрет считается одним из наиболее сложных жанров в искусстве, требующих глубокого проникновения в характер модели, в ее эмоциональное состояние. Детский портрет – особенно, но вместе с тем, это наиболее интересный вид творчества и для художника и для зрителя. В творчестве Маргариты Юрковой именно дети в числе изображенных вызывают наибольший интерес, приковывают внимание. Зачастую изображениям детей Маргарита отводит символическую роль, их образы часто имеют некую значительную повествовательность, и эта масштабность замысла присутствует не только в многочисленных изображениях Богоматери и Божественного Младенца, но и в жанровых композициях, в изображениях детей, занятых обычными для них играми.

Маргарита Юркова: «Со временем приходишь к такому состоянию, когда начинаешь чувствовать, что ты находишься, как будто в самом начале, что ты ребенок. Почему важно быть ребенком? потому что дети, как никто другой умеют быть счастливыми. А это самое важное, надо помнить всегда, что мы — дети».

Дети более всего раскрывают свои сокровенные секреты другим детям, чувствуя родство душ. Маргарите всегда удается найти этот общий язык с детьми, она тонко чувствует их порывы и интересы, но более – их близость к некому высокому замыслу; ведь именно дети чувствуют себя наиболее гармонично в мире, им многое может быть открыто из того, что считается тайнами души и мироздания, им многое известно из того, что мы – взрослые пытаемся понять и проверить сложными умозаключениями.

Маргарита Юркова: «Тема детей для меня сегодня становится шире в сфере текущих событий и всех мировых конфликтов, которые происходят и происходили всегда и везде.
У меня есть работы, например, вооруженный военный вертолёт, а под ним мирно гуляющие дети… я искренне делала их, есть такие работы, созданные давно, и, может быть, им как раз сейчас время.

Очень интересный образ девочки в красном, заколка на собранных волосах, будто маленькая корона, и светлое лицо выделяется на темном фоне так, что образ кажется объемным, выходящим к зрителю за рамки полотна.

Маргарита Юркова: «Это Эльвира дочка одной из сотрудниц Дома Творчества Тарусы».

Куда бы не отправилась отдыхать Маргарита, там непременно рождаются новые картины, и дети всегда самые желанные модели для ее портретов.
«Сейчас они все взрослые: Настя — ветеринар, Ксюша — архитектор, Равиль — офицер, Лиля — учитель, Игорь — предприниматель, а Яна с крылышками — мама троих детей» — описывает одну из своих работ Маргарита, и из этого пояснения становится очевидным, что все сложилось прекрасно у этих детей, запечатленных художником несколько лет назад, сбылось счастливое настроение портрета, воплотилось в жизнь. Художник всегда пророк. Хороший художник — особенно.
В этом и есть удивительная сила искусства. В предвидении, в предвосхищении, в умении приблизить к нам, современникам автора то, что грядет и уже витает в воздухе, обозначая связь искусства и жизни, художественного замысла и реальности.

Художник  Маргарита Юркова фрагмент проекта  "Мер-Ка-Ба" автор концепции  "Осознание Сотворчества"

Художник
Маргарита Юркова
фрагмент проекта
«Мер-Ка-Ба»
автор концепции
«Осознание Сотворчества»

Сюжеты ее картин парадоксальны и логичны одновременно. Это особенная логика, связывающая фантазию и реальность теми абсолютно точными образами, которые помогают постичь сущность мира, связь метафизического и очевидного. Ангелы-младенцы Маргариты Юрковой относят зрителя к античным образам и в то же время участвуют в картинах современной жизни, указывая нам на свою вездесущность, свое постоянное и вечное присутствие.

Художник  Маргарита Юркова

Художник
Маргарита Юркова

Творчество Маргариты рождает мысль – «Ангелы среди нас, и все, что происходит, непременно связано с Божественным замыслом». Маргарита трактует образ Ангела не только в метафизическом, но и в земном значении, приблизив этим божественную сущность к земным реалиям; ее Ангелы будто состоят из плоти и крови, часто они — жизнерадостные, играющие младенцы, забавляющиеся, озорные, которым присущи все черты детских характеров. На это указывает и открытый красный, которым Маргарита пишет их тела – цвет глины, из которой Бог создал тело Человека, цвет плоти, цвет страсти. И, тем не менее, они, несомненно, — наши Хранители, как воплощение доброго покровительства свыше. Так хранят нас счастливое настроение, добрые дела, позитивные мысли, осознание красоты и совершенства мира.
Она не просто создает некий фантазийный мир на своих полотнах, в котором как в раю, соседствуют Люди, Звери, Птицы, Ангелы, она отражает суть самого отношения к миру – позитивную природу человека и мироздания. Ее керамические скульптуры кажутся порой древними артефактами, и одновременно — современным осмыслением, в лучших традициях современного искусства обращением к изначальному, извечному, исконному в поисках связей художественных, духовных, философских.

Отсюда и истоки проекта Маргариты Юрковой – «Мер-Ка-Ба». И снова – в центре сюжета — ребенок, прообразом его изображений послужили детские портреты внука Маргариты Ивана. Бабочка, как символ души и совершенства, распахнула крылья под изумленным взглядом мальчика. Вот он – совсем младенец, затем — удивленный малыш, и, наконец, задумавшийся подросток. Восемь монументальных композиций «Мер-Ка-Ба», расположены автором, как портал в некий мир глобальных осмыслений реальности. Предвосхищает этот «вход в иное» – звездный тетраэдр – фигура, которую можно воспринимать как трехмерную Звезду Давида, модель Вселенной, символизирующую мироздание в полном равновесии.

2010 год.
МЕР-КА-БА
Эту красивую фигуру называют звездный тетраэдр. Тетраэдр, действительно, похож на звезду, вершины которой устремлены во всех направлениях пространства. Его конструкция идеальна, но, может быть, благодаря именно этим выверенным пропорциям и вместе с тем, магической красоте, мы начинаем предполагать, что звезды во Вселенной, планеты, галактики и сам человек — это не результат случайных столкновений гигантских молекулярных облаков, а запланированный глобальный проект, наполненный высоким смыслом. В чем суть его? Издревле и до наших дней еще никто сумел разгадать тайну Вселенной. Никакие математические формулы и художественные выражения не приблизили нас к великой разгадке, но самые удачные попытки заглянуть в бесконечность вариантов рождают вдохновенные замыслы, один из которых проект «Мер-Ка-Ба» Маргариты Юрковой. Звездный тетраэдр считается основой генетического кода Вселенной. Его строгие линии выверены математически, и, тем не менее, тетраэдр воплощает собой не только формулу идеальных пропорций, но и живой души.

Маргарита Юркова: «Мир мы воспринимаем трехмерным, но на самом деле мир — многомерен. А Мер-Ка-Ба — это транспорт в межпространстве, помогающий нам преодолевать измерения, и у каждого из нас есть своя меркаба. Меркаба каждого из нас — это тот энергетический посыл, который переносит нас из нашей трехмерности в другие пространства, где мы можем выглядеть совершенно иначе. Вот такая форма — тетраэдр — в нашем трехмерном воплощении — это сакральная форма геометрическая, которая гармонизирует пространство, так же как образное выражение Инь — Янь. Тетраэдр является связующим звеном каждого из нас со всеми многочисленными мирами».

Маргарита Юркова Участник проекта "Юрьева Ночь. Созерцание космоса" в Творческой Мастерской Рябичевых

Маргарита Юркова
Участник проекта
«Юрьева Ночь. Созерцание космоса»
в Творческой Мастерской Рябичевых

Образы-символы как ключи к таинственным лабиринтам присутствуют во многих произведениях художника и заключают множество трактовок сюжета. Но не надо полагать, что философские идеи художественного проекта уводят зрителя в таинственные чертоги замысловатых рассуждений и умствований. Большинство зрителей инсталляции имели весьма поверхностные представления о древнем учении, основная идея которого — идея вознесения из трехмерного пространства в более высокие сферы. И если обобщить, то теории Мер-Ка-Ба, некоторым образом, совпадают с основными задачами искусства, ведь творчество — это тоже устремление, движение от известного к новому, а значит переход за пределы привычных представлений.
Стена, на которой размещается инсталляция «Мер-Ка-Ба» становится символом портала, выхода в другое измерение, не в иллюзорный мир придуманных образов, а в сакральный, скрытый от посредственного взгляда мир тонких духовных связей. Маргарита Юркова знает многое о тонких мирах, проникает в них легко и свободно, и пропуском ей служат ее вдохновение, духовный опыт, мастерство и талант и сотни образов, ведущих в фантастические сферы воображения. В ее картинах закодированы события реальной жизни и мечты. Их можно разгадывать бесконечно и однажды они могут станут судьбой, как предвидение художника. Они всегда рядом с реальными героями — написанные ею тигры, собаки, коты, птицы, рыбы, удивительные цветы и бабочки, напоминающие нам о возможности жизни в Эдеме, стоит нам только открыть свое сердце чудесному.
Образы библейской истории, мифы, легенды, собственное видение автора, детские портреты, пейзажи тесно переплелись в единый сюжет, объединенный не столько литературной повествовательностью, сколько общим смыслом — ярким выражением идеи единства мироздания.

Художник  Маргарита Юркова Композиция  "Мир всем" Портрет дочек Рябичевых  Софии и Даниэлы холст, масло 120х100 2014 г.

Художник
Маргарита Юркова
Композиция
«Мир всем»
Портрет дочек Рябичевых
Софии и Даниэлы
холст, масло
120х100
2014 г.

ИНДИЯ, ЛЮБОВЬ МОЯ
К этой выставке художник Маргарита Юркова начала готовится после того, как одна из ее работ на индийскую тему была высоко оценена господином Пунди Шринивасаном Рагхаваном (Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Индия в России 2014-2016 гг..). Тогда то и родилась идея экспозиции в Индийском Посольстве. В древней истории и эпосе Индии Маргарита находит общие черты, связывающие культуры не только двух стран — Индии и России, но и всего человечества. И это видение концептуально отражает суть ее проекта «Осознание Сотворчества» о единстве культурного пространства, мира и народов.

«Мы с тобой одной крови! Ты и я» — второе название выставки. То, что известный сюжет Киплинга близок по духу представлениям Маргариты о жизни и взаимоотношениях людей, видно с первого взгляда на ее полотна, где все наполнено бесконечной любовью, внутренней гармонией и осознанием неразрывной связи. Тогда куратор выставки обратила внимание на одну из работ экспозиции — изображение Богоматери, написанную много лет назад. Маргарита написала образ Богоматери с бинди на лбу, в индуизме — знак правды, так называемый «третий глаз, и эта картина стала как бы обращением из прошлого к участниками индийского вернисажа. Диптих Маргариты «Поклонение Волхвов» тогда назвали «Свет идет с Востока». В штате Гоа в Индии есть Церковь Трех Волхвов. Она посвящена волхвам, явившимся к рожденному Иисусу с дарами. Доподлинно неизвестно, откуда именно пришли Волхвы, но определенно с Востока. И предполагается, что один из них жил в Индии. Так произведения Маргариты Юрковой соединили Восток и Запад, культуру и традиции, духовный мир людей, живущих на разных континентах.

Маргарита Юркова В этой работе "Индия, Любовь Моя" художник отразила не только свои чувства, но и историю семьи скульпторов Рябичевых, чье творчество связано с Индией.  Скульпторы Рябичевы Дмитрий и Александр -- авторы монументальных портретов Махатмы Ганди, Индиры Ганди и Джавахарлалу Неру, установленных в Индии и в России

Маргарита Юркова
В этой работе «Индия, Любовь Моя»
художник отразила не только свои чувства, но и историю семьи скульпторов Рябичевых, чье творчество связано с Индией.
Скульпторы Рябичевы Дмитрий и Александр — авторы монументальных портретов Махатмы Ганди, Индиры Ганди и Джавахарлалу Неру, установленных в Индии и в России

БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГАРИТЫ ЮРКОВОЙ
Маргарита использует опыт не только православных иконописцев, но и западные традиции изображений Святого Писания. Но в моем творчестве, — говорит художник, — библейские сюжеты, — это, скорее, осмысление темы, чем изображения конкретных историй. Маргарита не отталкивается напрямую от иконописных образов, хотя и Феофан Грек и Андрей Рублев и другие известные иконописцы оказали влияние на ее духовное и творческое взросление, но в своих работах она обращается к общим чувствам, возникающим от возвышенности темы, ее глубины и значимости.

Маргарита Юркова:
«Я пытаюсь осмыслить библейскую тему не так, как ее видят иконописцы, а через народное творчество. Через первозданную красоту мира и отношений, как ее увидел бы непосредственный человек, неискушенный в канонах изобразительного искусства, но чувствующий душой, сердцем, внутренним взором.»

Маргарита Юркова  "Рождество"  96х120  1996 г.

Маргарита Юркова
«Рождество»
96х120
1996 г.

Она рисует шариковой ручкой на бумаге, без поправок, без купюр, стремительно, будто в порыве, когда автор сам не ведает о следующем шаге, доверившись вдохновению.
Ее композиции не столько продуманные, сколько прочувствованные. Она не расставляет со всей определенностью фигуры, не создает подготовительных эскизов, в живописи не смешивает теплые и холодные оттенки и даже вовсе не использует палитру, выдавливая краску прямо из тюбика. И в этом видит не технологию, но философию цвета.

Новый 2021 год Маргарита открыла большой выставкой во Владимире. В середине января состоялось событие, к которому она готовилась несколько лет, и эта выставка предстала грандиозным в ее творчестве прорывом, позволяющим увидеть не только художественные достижения, но и философские представления автора, стремящегося объединить познания человечества о мироздании в единую концепцию взаимосвязей.

Маргарита Юркова: «Я впервые увидела себя со стороны на своей персональной выставке во Владимире, где в Центре пропаганды искусства на площади в 1000 метров я вдруг оказалась на некоторое время одна в огромном зале со своими работами, и рядом были еще несколько таких же моих залов, и неожиданно для себя я испытала незнакомое мне раньше чувство, отчетливо увидела себя со стороны, как стою среди своих полотен, скульптур, множества работ, в тишине, наедине с этим миром, созданным мною, и очень отчетливо ощущаю, что в нем, в этом мире вся моя жизнь, все мои переживания обо всем, что меня окружает, переживания за планету, за нас, живущих сегодня и за тех, кто придет после нас, за Землю, за Космос. И этот огромный мир в моих работах тоже смотрел на меня, и я чувствовала себя под его взглядом маленькой маленькой.»

Творчество — это всегда следующий шаг на большом пути, когда за плечами остается уже известное, а впереди ждет множество открытий, бесконечных, неисчислимых, неизмеримых, как небо, усыпанное звездами. Художник Маргарита Юркова маленькая и хрупкая женщина посреди созданного ею огромного мира художественных сюжетов постоянно и навсегда на этом нескончаемом звездном пути, увлекающим и нас вслед за автором в мир образов, высоких смыслов и прекрасных чувств.

Маргарита Юркова Автопортрет

Маргарита Юркова
Автопортрет

Маргарита Юркова Крещение

Маргарита Юркова "Новороссия" Художники призваны отражать красоту мира, но также отзываться в своем творчестве на происходящие события.  Художники -- послы мира, которые своими сюжетами не только приумножают прекрасное, но служат добру, милосердию, мудрости.

Маргарита Юркова
«Новороссия»
Художники призваны отражать красоту мира, но также отзываться в своем творчестве на происходящие события.
Художники — послы мира, которые своими сюжетами не только приумножают прекрасное, но служат добру, милосердию, мудрости.

Художник  Маргарита Юркова  Выставка в галерее "Интерколор"  2003 г.

Художник
Маргарита Юркова
Выставка в галерее
«Интерколор»
2003 г.

Художник Маргарита Юркова Автопортрет 60х40 1991 г. холст, масло

Художник
Маргарита Юркова
Автопортрет
60х40
1991 г.
холст, масло

Художник  Маргарита Юркова Керамика, декоративное блюдо "День рождения"  1972 г.

Художник
Маргарита Юркова
Керамика, декоративное блюдо «День рождения»
1972 г.

Художник  Маргарита Юркова  "Столбики"  шамот,  высокий обжиг  1983 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Столбики»
шамот, высокий обжиг
1983 г.

Художник  Маргарита Юркова  "Мальчик-цветок" высокий обжиг  1982 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Мальчик-цветок»
высокий обжиг
1982 г.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Лев Маргарита Юркова, керамика..

Маргарита Юркова керамика Греческие, критские мотивы присутствуют и в самых ранних работах Маргариты Юрковой.  Еще до графики и задолго до появления критского альбома,  Маргарита вдохновлялась образцами античных мастеров, создавая собственные метафорические образы.

Маргарита Юркова
керамика
Греческие, критские мотивы присутствуют и в самых ранних работах Маргариты Юрковой.
Еще до графики и задолго до появления критского альбома,
Маргарита вдохновлялась образцами античных мастеров, создавая собственные метафорические образы.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Маргарита Юркова керамика, Обезьянка

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, художник Маргарита Юркова......

Художник  Маргарита Юркова

Художник
Маргарита Юркова


О ХУДОЖНИКЕ МАРГАРИТЕ ЮРКОВОЙ

Маргарита Николаевна Юркова родилась 22 января 1946 года в Москве
В 1969 году окончила ГХПУ имени Строганова
С 1971 года член молодежного объединения СХ СССР
С 1973 года член Союза художников СССР
С 2013 года действительный член Академии Народного искусства
Участник Московских, Зональных, Всероссийских, Всесоюзных выставок с 1971 г.
Молодежные выставки в Варшаве, Берлине, Вене в 1973 г.
1980 г. — Персональная выставка в культурной программе Олимпиада — 80 в Москве
1989 г. — Персональная выставка на библейскую тему в Варшаве
1991 г. — Персональная выставка в Доме художника, Кузнецкий мост, 11
1993 г. — Персональная выставка в Комитете защиты мира
1995 г. — Персональная выставка в ЦДРИ
1998 г. и 2010 г. – Персональные выставки в галерее Каrl & Klara Amsterdam
2000 г. — Концептуальный проект «Город ХХI века» под эгидой правительства Москвы
2003-2004 гг. – Персональные выставки в Москве
2007-2009 гг. — Проект «Осознание Сотворчества» автор, участник и куратор проекта МОСХ России, многие другие групповые и персональные выставки
2013 г. — авторский проект «Мер-ка-ба», Творческая Мастерская Рябичевых
2014 г. — участие в экспозиции «С любовью к миру», посвященной Международному Дню толерантности и конференции в Центре культуры и милосердия Ф.П. Гааза
с 2014 г. — участник выставок проекта Маргариты Сюриной и Творческой Мастерской Рябичевых «Портрет Российской словесности» в Музее Марины Цветаевой, в ВЗ «Колорит», в Зале Творческой Мастерской Рябичевых
2015 г. — участие в выставке «Индия. Вдохновение. Образ» в рамках экспозиции Творческой Мастерской Рябичевых в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2016 г. — участие в выставке «С любовью к миру» в Дипломатической Академии МИД РФ
2016 г. — персональная выставка «Критский альбом» в Творческой Мастерской Рябичевых
2016 г. — персональная выставка «Индия, любовь моя» в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2017 г. — участие в выставке в ЦДХ «Московские сезоны»
2017 г. — Выставка «Василий Корень, 17 век и осознание современными художниками библейской темы», Творческая Мастерская Рябичевых
2018 г. — персональная выставка в Музее иконы, г.Владимир
2019 г. — участие в выставке в рамках проекта Константина Полякова (Gandi) в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2019 г. — участие в выставке «Без покровов», ВЗ Кузнецкий мост, 20
2020 г. — участие в выставке в ARTPLAY, в рамках проекта Галины Мажейкиной
2021 г. — Персональная, ретроспективная, юбилейная выставка в Центре пропаганды ИЗО, г.Владимир
2021 г. — Выставочные залы Культурного комплекса г. Владимир

Музеи, в которых есть работы Маргариты Юрковой: Музей-заповедник «Царицыно», Музей-усадьба Кусково, Всероссийский музей декоративного искусства, Башкирский музей им. Нестерова, Государственный музей искусств Казахстана,Томский областной художественный музей, Омский областной музей изобразительных искусств,
Брянский художественный музей, Ярославская художественно — картинная галерея, Музей изобразительных искусств Еревана, Художественный музей Норильска,
Донецкий областной музей, Мемориальный музей космонавтики в Калуге, Музей иконы во Владимире, Музей народной графики Москвы и многие другие

София Загряжская, «Пространственно-временной континуум в живописи и графике Маргариты Юрковой»

Маргарита Юркова "Пространственно-временной континуум" 80х120\ 2023 г.

Маргарита Юркова
«Пространственно-временной континуум»
80х120
2023 г.

Каждое произведение Маргариты Юрковой можно отнести к художественно-философскому жанру, предлагающему зрителю тему для размышлений и осознания. Проект, над которым Маргарита работает много лет так и называется «Осознание сотворчества». Ее живопись и графика интерактивна, в ней зритель, заинтригованный, следуя за мыслью автора, находит свои отражения и свою общую с картиной историю. Напрямую или опосредовано Маргарита выражает искренние и спонтанные чувства в композициях, будто бы, случайных, на первый взгляд, но глубоко продуманных и осознанных в течение долгих духовных поисков и исследований главных для человечества тем. Сюжеты и картины рождаются быстро, приходят как озарение, и вот мы видим на одном полотне справа на лево: заяц и кот — год 2023, космический корабль — технологии будущего, образы людей, объединенные разными эпохами — настоящее и прошлое, и Ангел трубящий — библейская вечность. «Пространственно-временной континуум», картина 2023 года наполнена символами и знаками, смысловыми аналогиями, и монументальностью и замысла и размера полотна.

 Маргарита Юркова "Пространственно-временной континуум" фрагмент

Маргарита Юркова
«Пространственно-временной континуум»
фрагмент


Несмотря на некоторую простоту и даже наивность изображения, творчество Маргариты пронизано опытом изучения искусства предшествующих эпох, в контурах фигур угадываются силуэты фресок древнегреческих храмов и в позах — скульптурные образы. Именно из скульптуры Маргарита Юркова пришла к графике и живописи. Создав за десятилетия галерею выдающихся скульптурных композиций, она продолжила развивать эту тему в техниках, позволяющих не только игру цвета, но и более замысловатые переплетения сюжетных линий.
Собственно, пространственно-временной континуум — это физическая модель; пространство-время — концепция, объединяющая пространство и время в одну абстрактную Вселенную, континуум — среда, обладающая бесконечным числом внутренних степеней свободы. Все эти определения из области физики можно отнести и к искусству, перенести в мир чувств и эмоций. Каждое научное открытие становится не только новым знанием, но и новым вдохновением. Общие законы мироздания, кажется, связаны неким высоко-художественным смыслом. Стремление обобщить эти области в творчестве Маргариты выражено не во внешних использованиях технологий, но в глубине изучения внутренних связей мира, событий и души человека, законов мироздания и развития цивилизаций.