Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки.
В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I — сын Екатерины II. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.
Петровский Путевой дворец в Москве был построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова. Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.
В наше время, начиная с 1998 года во дворце проводились реставрационные работы. Фактически речь шла о полномасштабной реконструкции интерьеров. Московские власти решили превратить царский дворец в Дом приёмов правительства Москвы, где будут останавливаться зарубежные делегации. Открытие дворца после 11-летней реконструкции изначально было запланировано ко Дню города, но состоялось 5 марта 2009 года.
В работах по воссозданию принимали участие лучшие московские мастера-реставраторы. В их числе — Александр Александрович Володин. Интересно ли было работать? А как Вы думаете, — отвечает художник, когда исторические открытия происходили каждый день. Это чудо — прикосновение к эпохе, в буквальном смысле, прикосновение к подлинникам екатерининского времени, работа в компании старейших мастеров — все вместе это не может не составить прекрасные воспоминания и опыт. Один из ведущих специалистов в области реставрации старейший мастер Владимир Иванович Глазков контролировал реставрационно-лепные работы. Его, выдающегося профессионала Александр Володин называет своим учителем, великим художником, в сотрудничестве с которым был пройдет большой творческий путь. Реставрация — это высочайшее искусство, настоящее творчество — поиски первоначальной формы, обращение к истории искусства, к историческим событиям — здесь все связано воедино.
Купол Круглого зала Петровского Путевого дворца —особенная достопримечательность, выглядит он как лепной, в то время, как представляет собой роспись — гризаль. В екатерининское время в моду оформления интерьеров вошли так называемые «обманки», когда роспись создавала впечатление трехмерности, объема, являясь по сути иллюзией. Эта фантастическая иллюзия присутствует во многих архитектурных памятниках того времени, в том числе и во Дворце графа Шереметева в Кусково.
Александр Володин хранит множество фотографий, вырезок из газет. журналы, иллюстрирующие ход реставрационных работ во всех объектах, где ему посчастливилось работать. Посчастливилось, конечно, потому что это истинное счастье, быть причастным к истории, — говорит Александр. Его архива хватило бы на целую выставку в музее или на книгу воспоминаний о прекрасных мастерах, преданных своему пути, об искусстве реставрации, которое возвращает для нас современников утраченную красоту подлинников в своем первозданном виде.
Записано для Арт-Релиз.РФ
А. Загряжская, А.Володин
Музей города Москвы проводит в Петровском дворце платные экскурсии.
В Круглом зале на 150 мест проходят концерты органной и инструментальной музыки.