Пленэр — трепетное поэтическое слово. Писать на природе «на натуре», как говорят художники, это значит быть в самом центре, чувствовать непосредственное состояние природы, ощущать ее трепетное дыхание, жить вместе с нею. Этого общения не может заменить работа в мастерской пусть даже с большим творческим вдохновением. Работа на пленэре не позволяет фальшивить в цветовых и тональных отношениях и, главное, глубже чувствовать и понимать природу.
(В.Ф.Орловский)
Пленэр как форма чувственного познания колыбели Земной цивилизации в концепции Космопластицизм
В моем творчестве как-то естественно уживаются различные художественные формы, будь то реализм, абстракция или идеализированная утопия. Это, вероятно, обусловлено профессией архитектора. Так я часто на выставках наряду с композициями космических инсталляций, выполненных в стиле космопластицизма, выставляю реалистический пленэр. Внешне это кажется несовместимым, но тем ни менее за всем этим стоит единое мировоззрение автора. Свое отношение к пленэру и природе в свое время в 2000 г. я выразил в коротком эссе, связанным с выставкой этюдов, картин природы и города. Ниже привожу фрагмент этого высказывания.
«Я уже не молодой человек, много испытал на своем веку, но должен отметить, что на природе с этюдником, красками и холстами я не раз испытывал счастливые мгновения. Подмосковье в июле, темно-зеленые шубы деревьев, жара, пронзительно синие водоемы, утренняя дымка рассвета, сверкающие стрекозы, густая трава и цветы. Чем не райское место. Вокруг волнующий пейзаж, живописные просторы с вкраплением силуэтов церквушек и деревенских изб. А как они красивы на фоне заходящего солнца. Природа — это неповторимый, величественный музей, в котором все живет, дышит и изменяется. Чем глубже соприкасаешься с природой, тем больше начинаешь чувствовать ее величие и мудрость. Природа всегда щедра к тем, кто любит ее. И именно находясь непосредственно на природе, воспринимаешь ее как божественный Храм. Передача состояния природы на холсте сродни погружению в этот прекрасный мир. И когда пишешь у воды в окружении бабочек и кузнечиков и слышишь журчание ручья, и когда стоишь за мольбертом, а ветер срывает шляпу и опрокидывает холст и дождь заливает краски на палитре, и когда просто молча в изумлении смотришь на заходящее солнце, всегда тебя пронизывает сложнейшая гамма чувств, эмоций. И если удается хоть чуть-чуть передать эти эмоции на холсте, чувствуешь, что прожил день не зря. Любопытная закономерность, чем старше я становлюсь, тем все больше испытываю влечение к природе и все чаще возвращаюсь в своем творчестве к ней.
Когда мне предоставляется возможность как архитектору проектировать на природе, я стараюсь очень тактично вписаться в нее, не нарушая общей гармонии. В частности, так было с проектированием Храма Николая Святителя в деревне Дарьино. В этом месте сложился типичный для Подмосковья пейзаж. Холм с вековыми дубами и лиственницами, на склоне которого разместилась деревушка. Разработанная архитектура Храма и его посадка на холме тактично завершила сложившийся пейзаж. Теперь, когда Храм уже построен, трудно уже представить это место без него.
Когда я как художник пишу пейзаж, я стараюсь, прежде всего, передать свои чувства, вызванные определенным состоянием природы. И что удивительно, каждое состояние по-своему прекрасно. Каким образом можно передать все это на холсте? Безусловно, это не буквальное фотографическое отображение и это не только цветная музыкальная партия, это всегда свой вновь созданный мир, который продолжает природу. И удачный, живой этюд всегда радостная неожиданность. Вероятно, в этом есть какая-то непостижимая тайна творчества.»
Приблизительно в это же время мною были сформулированы шесть тезисов космопластицизма. Третий тезис гласит: макрокосмос в микрокосмосе и микрокосмос в макрокосмосе, как большое в малом и малое в большом (в малом элементе, будь то элементарная частица, капля росы, лист дерева и т.д., всегда незримо присутствует космос, как неотъемлемое качество произведения). И масштабная программная композиция, и этюд земного пейзажа с деревом и озером, и зарисовки раковины или капли росы — все эти формы приобретают новые качества в свете космопластицизма как философской эстетической всеобщей человеческой идеи гармонии мира. Следующий шаг от пленэра к композициям космопластицизма связан с созданием нового пространственного пластического объема — эквивалента экологической среды Земной цивилизации и разработка его, как нового художественного языка, как пластического первоэлемента системы учения космопластицизм. (См. статью» Пространственный феномен космопластицизма). В современных видах искусства пленэр в свете косомопластицизма приобретает новые качества. Технологический прорыв в области электронных средств воспроизведений внешнего мира ставит художественную форму познаний на новый уровень, так как органично связан с внутренним, субъективным, чувственным восприятием мира. Уникальность такого человеческого опыта в сопоставлении с отражением внешнего мира современными технологиями заключается именно в его неповторимости, в его субъективной связи с личностью художника. Но за такой формой чувстенного опыта художественного познания мира всегда незримо присутствует глобальный Космос. Космопластицизм в контексте выше изложенного — это такая фундаментальная концепция мировоззрения XXI века, которая в той или иной форме накладывает отпечаток на все сферы деятельности человека и в частности, на творчество художника пейзажиста.В этом случае сам земной традиционный пейзаж приобретает множество значений, глубинных смыслов, в том числе космических, так как является органичной составляющей Космоса.
Профессор, заслуженный архитектор России Орловский В.Ф