Эта монография рассказывает о творчестве одного из ведущих советских скульпторов, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственных премий Олега Константиновича Комова. Скульптор снискал широкую известность как автор памятников Андрею Рублеву и Александру Суворову в Москве, Пушкину в Кишиневе, Калинине, Болдине, Салтыкову-Щедрину в Калинние, Венецианову в Вышнем Волочке. Олег Комов также известен станковыми композициями. Издание представляет интерес для профессионалов и любителей современного изобразительного искусства. Автор монографии — известный искусствовед Никита Воронов. Съемку скульптурных произведений для издания осуществлена В.И. Почаевым.
«Комов, как всякий истинный художник, шел и идет дорогой открывателя, — пишет в искусствовед Никита Воронов в 1982 году, — именно идет, а не проносится в вихре блестящих замыслов, эффектных находок, сверкающих свершений. Он переосмысливает, открывает новые грани, показывает с неожиданных позиций то, что мы, казалось, знали уже с детских лет. И зритель вдруг останавливается пораженный — да, конечно, это же так, более того, это только так и может быть!»
С этих слов начинается глава «Начало пути». Никита Васильевич Воронов не просто хорошо знал современное искусство и творчество своих современников, он дружил с теми, о ком писал, в непосредственной близости наблюдал истоки вдохновения, профессиональные устремления, поиски и успехи, жизнь в семье и искусстве. Издание содержит редкие архивные фотографии, подробно рассказывает об этапах творчества и главных работах скульптора. Исторические композиции и пушкиниана — этим темам отведены отдельные статьи.
Никита Воронов, искусствовед, автор монографии:
«Среди молодых художников Комов пришел к истории одним из первых, пришел не по заказу на памятник или историческую композицию, а действительно по велению души и сердца. После Алтая, после поездок по России и Европе что-то нарастало в душе: желание понять, осмыслить истоки культуры. Став признанным скульптором, Комов со всей ответственностью ощутил, с одной стороны, свою причастность к отечественной культуре. Художник — продолжатель традиций искусства, создававшегося поколениями мастеров, в нем воплощается исторический дух нации, черты многовековой культуры народа. А с другой стороны, он почувствовал недостаточность своих знаний об этой стране и ее народе — особенно после того, как перед ним открылись ее просторы, самобытность ее культурных традиций и нелегкость исторической судьбы.»
Памятник Илье Репину на территории Дома творчества «Академическая дача», (1976 г.), скульптурная композиция «Юрий Гагарин и Сергей Королев», (1975 г.), К.Э.Циолковский, (1971 г.), М.Ю. Лермонтов (1976 г.) — галерея образов, созданных Олегом Константиновичем в этом издании предстает в черно-белых и цветных фотографиях, очень точно передающих пластику скульптур.
Эта монография также прекрасно иллюстрирует, что особое место в творчестве скульптора занимают трогательные образы семьи художника и портреты близких его друзей — скульптор Лавинский (1971 г.), Юрий Чернов с дочерью (1967 г.), писатель Борис Полевой (1966 г.), поэт Андрей Дементьев (1979 г.). Никита Воронов также указывает, что Олег Константинович стремился и в портретах знаменитых исторических личностей подчеркнуть их человеческие качества, сделать их более близкими зрителю. В этой демократичности искусствовед видел характер искусства эпохи, в которой жил и творил Олег Комов.
Никита Воронов, искусствовед, автор монографии:
«… желание скульптора показать Пушкина — человека, одаренного, гениального, но прежде всего человека, то есть не противопоставлять его людям, а, напротив, выявить те общие черты, которые сближают гения с другими людьми и, стало быть, делают его образ земным, а идеал — достижимым.»
В той же манере создан памятник Александру Суворову для Москвы. Никита Воронов пишет:
«Поза полководца не только естественна и непринужденна — она полна особого изящества, то есть, как и в своей станковой композиции, изображающей Суворова с картой, ваятель подчеркивает в памятнике не силу, а интеллект, духовное начало, примат мысли. И именно в этом, а нетолько в масеровитой отделке деталей, подлинная созвучность эпохе, приучившей нас по достоинству ценить достижения разума.
В этом памятнике, пожалуй, более, чем в других своих работах, Комов опирался на традиции русской скульптурной классики XIX века.»
«Каждое нарисованное им лицо выступает из пространства листа как объемная скульптура,» — Никита Воронов.
Отдельная глава посвящена рисункам Олега Комова. «Его «подсобные» изображения приобрели самоценность. Его аналитическое отношение к натуре придало карандашной графике новое особое качество.»