«Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя»
Платон
Эта цитата — одна из любимых Маргаритой Юрковой, — во многом определяет ее творчество. Прекрасное может быть разным — красивым, драматичным, трагическим, но истинность его в том, что оно тревожит воображение и сердце. Картины Маргариты обладают особенной драматургией, зачастую в них нет определенной сюжетной линии, есть множество сюжетных переплетений, совмещений образов из разных эпох и культур. Появление в композициях мира животных, птиц и цветов из разных далеких друг от друга регионов делает картину по-доброму наивной и одновременно глубокомысленной. Именно такая постановка — в один ряд, подчеркивает различие несовместимых образов, но и, вместе с тем, их единство, а парадоксальное появление в необычной для них, созданной фантазией художника ситуации, открывает их суть и истинное место, предназначение.
«Каждый предмет можно рассмотреть во вселенском масштабе, и философию этой глобальной идеи привнести в сюжет картины. Все, что художник делает, должно переворачивать сознание».
Маргарита Юркова
Загадочное создание внимательно вглядывается в пространство впереди себя, и взгляд этот одновременно заинтересованный и отстраненный. Миндалевидные глаза, изящные линии носа, тонко очерчены губы. Лицо Сфинкса. Тайна. Что он видит? Непостижимо. Образ человека и льва, с птицей на голове, в костюме с неизвестными иероглифами. И птица смотрит в том же направлении, ее глаз не видно, она вовсе без лица, но устремленность ее позы направлена в сторону взгляда, как олицетворение души этого существа, или иной тесной с ним связи. «Космический Мальчик» — авторское название скульптуры Маргариты Юрковой. В окружении звезд Космический Мальчик — послание художника во Вселенную в проекте «Первая Выставка на Луне». Пластика скульптуры отсылает к архаичным образам, Рита Юркова в каждом своем произведении стремится проникнуть глубже видимого образа, обнаружить его вселенский смысл и совместить его с простыми земными реалиями. Космос рядом, — говорят ее работы, — и мы все — его часть.
Персональная Выставка Маргариты Юрковой «Мер-Ка-Ба» была представлена в Музее народной графики в Москве и в Творческой Мастерской Рябичевых несколько лет назад. Эта вселенская колесница, на которой путешествует душа к возвышенным мирам, будила воображение художника с давних пор. Маргарита изучает историю, мифы, легенды, факты и гипотезы прежде чем приступить к работе над серией картин или большим проектом. Но уже в процессе создания полотен наступает момент истины — когда все, что было исследовано и перечитано трансформируется в новое качество. Знание, вдохновение, интуиция творят чудеса, и появляются образы и сюжеты, которые удивляют самого автора, как открытие нового и объяснение загадочного.
Кто я в этом океане времени? Та капля в Божественной Вселенной, без которой не может быть цельности, объёмности мирозданья
Эту красивую фигуру называют звездный тетраэдр. Тетраэдр, действительно, похож на звезду, вершины которой устремлены во всех направлениях пространства. Его конструкция идеальна, но, может быть, благодаря именно этим выверенным пропорциям и вместе с тем, магической красоте, мы начинаем предполагать, что звезды во Вселенной, планеты, галактики, мы с Вами — это не результат случайных столкновений гигантских молекулярных облаков, а запланированный глобальный проект, наполненный высоким смыслом. В чем суть его? Издревле и до наших дней еще никто сумел разгадать тайну Вселенной. Никакие математические формулы и художественные выражения не приблизили нас к великой загадке, но самые удачные попытки заглянуть в бесконечность вариантов рождают вдохновенные замыслы, один из которых проект «Мер-Ка-Ба» Маргариты Юрковой.