О выставке:
Зал Центрального Дома Архитектора одна из лучших выставочных площадок Москвы. В эти дни в ЦДА проходит выставка Евгения Окиншевича, предоставившего возможность зрителям увидеть весь спектр своего творчества. Одно из центральных мест экспозиции занимают архитектурные проекты Окиншевича, отличающиеся особенным авторским стилем, отражающие часть основной его профессиональной деятельности. Живопись Евгения Окиншевича также узнаваема, но в отличии от выдержанных решений архитектурных проектов, выполненных в предпочтении классических традиций, картины автора экспрессивны и, как бы, несколько спонтанны. Ощущается широкий размах кисти, волнение, даже порыв. Эти особенности выражены в пейзажах, запечатлевших движение зелени и ветра, и в статичных композициях, наполненных внутренней душевной силой и эмоциями.
Выставка получилась разноплановой, интересной и высокопрофессиональной.
Об авторе:
Евгений Окиншевич – художник, архитектор многие годы преподает живопись в Московском архитектурном институте. При этом Окиншевич – практикующий архитектор, автор ряда проектов и построек, монументально-декоративных работ, научно-исследовательских разработок в области архитектурной колористики, лауреат многих премий в области архитектуры. Художник признается, что так и не смог в своей жизни сделать выбор в пользу живописи или архитектуры.
Е.А.Окиншевич родился 29 января 1948 года в городе Красногоровка Донецкой области. Окончил Московский архитектурный институт (государственную академию). В 1978–1980 годах преподавал на кафедре живописи МАрхИ, а с 1995 года и по настоящее время является профессором кафедры.
Окиншевич участник множества крупнейших российских и зарубежных выставок. Работы художника находятся в частных коллекциях и галереях России и за рубежом: в США (галерея Tommy Thompson, Хьюстон), Швеции (галерея «Интим», Стокгольм), Японии, Австралии, Франции, Германии, Югославии, Кувейте, Польше.
Архитектурное начало, склонность к цветовой и световой экспрессии обусловили особенности творческого стиля художника в самых ранних работах. Важной особенностью живописных работ Евгения Окиншевича является также мощное и одновременно легкое воздушное пространство, которому художник на своих полотнах всегда отводит много места. Композиции большинства произведений часто не заполнены целиком, воздушная среда, создаваемая цветом и светом, играет в них самостоятельную эмоциональную роль («Инверсия», 1990, «Запуск змея», 1996).
Умение передать зримо незримое – одна из отличительных особенностей живописных работ Евгения Окиншевича. Образы на полотнах, рожденные к жизни личными переживаниями и ассоциациями художника, возникают словно под воздействием потусторонней силы, которая, подобно мощному напористому ветру, располагает мазки краски на холсте в соответствии с определенным ритмом. Таково внутреннее движение души художника («внутренний импульс», по его собственному выражению), которое диктует его руке цвет, ритм, композицию будущего полотна.
Окиншевич – наследник европейской традиции колоризма. Приняв живопись Кандинского и Дюфи, Сезанна и Поллока, Окиншевич создал свою собственную живописную манеру, легко узнаваемую в постмодернистском пространстве современного искусства. Его свободное, лёгкое, прозрачное и одновременно плотное, насыщенное экспрессивно-ритмическими мазками живописное построение картины создавало ощущение динамического движения, полёта.
В разговоре о своем творчестве художник часто упоминает связь с Космосом: «Живопись, особенно экспрессивная, возникая на холсте импульсами, отвечает космической ритмике. Энергия Космоса в момент написания картины передается (проникает) в живописную ткань и остается (аккумулируется) в ней, “выходя” к зрителю при её созерцании…».
В последние годы Окиншевич все больше отдает предпочтение лирической абстракции. В эти работы можно всматриваться, словно в чашу раку, бесконечно долго, забыв о времени, открывая для себя всё новые галактики метафизического пространства Вселенной художника. Именно в этих работах с новой силой проявился интерес художника к цвету. Он работает с локальными открытыми цветами, жизнеутверждающее созвучие которых принимается им как данность («Карнавал леса», 2012, «Белый танец», 2014, «Преодоление горизонта», 2015). Их звучность, создаваемая широкими свободными мазками, становится еще глубже, выразительнее, экспрессивнее. Впечатление, что художник с течением временем раскрепощается в своей живописной технике, отдаваясь свободному течению чувства и мысли. Его произведения отличает музыкальность, тема музыки в них присутствовала всегда («Полифонический пейзаж», 1990, «Кантата», 2013, «Кантата 2», 2014, и т.д.).