Заслуженные художники РФ Инесса и Рашид Азбухановы почти 30 лет посвятили возрождению искусства резной иконы. В своем творчестве они ориентируются как на немногие уцелевшие древнерусские образа в дереве, так и на византийские образцы. Виртуозную технику мастера соединили с современной интерпретацией древней художественной традиции.
История резных икон в России претерпела немало превратностей. Традиция эта пришла из Византии с первыми паломниками в Святую Землю: домой они привозили миниатюрные иконки, выточенные в перламутре или слоновой кости. Другой источник, доступный лишь избранным мастерам, – посольские дары, оседавшие в великокняжеской и царской казне. В северных широтах, как и в большинстве стран Западной Европы, образа по преимуществу вырезали из дерева. Однако в разные эпохи, например в XVI веке, на Руси вспыхивали споры, являются ли «истинно православными» такие иконы, особенно крупного размера; неоднократно резные иконы запрещались, в частности указом Петра I в 1722 году.
К концу ХIХ века искусство русской резной иконы, несмотря на прекрасные образцы в музейных собраниях, было почти забыто. Лишь через столетие к нему вернулись художники России, и в числе первых — Азбухановы. В произведениях этих мастеров ощутимо не только желание возродить старую традицию православной резной иконы, но и несомненное авторское начало. Вдохновляясь древним искусством, они создают не просто молельный образ, но самостоятельное произведение скульптуры. Узнаваемая пластика древней резьбы, связанная с традицией византийской живописи, обретает современное звучание. Декоративный фон, а подчас и сам сюжет, переходящий на поля иконы, порой вызывают в памяти рамы картин эпохи Ренессанса, которые были неразрывно связаны с самим изображением, сливаясь с ним в единое целое и подчеркивая его значимость.
Творчество Инессы и Рашида Азбухановых — своеобразный мост между древней духовной традицией и запросами современного искусства. Опираясь на церковное наследие, они дают ему сегодняшний язык, не нарушая духовной основы. В руках мастера дерево становится мягким и текучим, переливается, как шелк, утрачивая характерную твердость и ломкость. А в поясном изображении Богоматери Владимирской на фоне Московского Кремля прожилки дерева уподоблены переплетению нитей на хитоне младенца Иисуса. Создавая в технике рельефа иконы, резные аналои, иконостасы, многочастные композиции для церковных интерьеров, Азбухановы работают на пересечении традиций христианской резной скульптуры и русской иконописи.
Творческий дуэт выпускников скульптурного отделения Абрамцевского художественно-промышленного училища возник в 1986 году, их первая совместная композиция – «Св. Георгий Победоносец». Другая излюбленная тема связана с образом Богородицы; в этом ряду для художников доминирует иконографический мотив «Умиление».
Важный творческий импульс Азбухановы получили в конце 1980-х благодаря процессу возрождения в России церквей и монастырей. В 1988 году для Спасо-Преображенского храма в Горьком (ныне Нижний Новгород) ими создан первый иконостас. Среди последних работ –иконостас Спасо-Влахернского монастыря близ гор. Дмитрова. Помимо икон и церковного убранства художники выполняют светские композиции, предпочитая исторические сюжеты. Таков цикл рельефов к 850-летию Москвы «Княжеская охота», посвященный князю Юрию Долгорукому.
Произведения И. и Р. Азбухановых хранятся во многих храмах России, в ряде музеев и частных коллекций разных стран, включая собрания Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Московский Кремль», Исторического музея, Музея истории Москвы, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, фонда «Дом Дягилева» (Пермь). Работы дуэта скульпторов экспонировались в диапазоне от подмосковного Дмитрова, где живут мастера, до музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Латеранского дворца в Риме и Ватикана, где в 2004 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась выставка Азбухановых с красноречивым названием «Русская душа в христианской иконе».
В состав нынешней экспозиции включено более 70 работ, созданных с 1993 по 2012 годы: полихромные и монохромные образа, иные произведения церковной пластики из храмов Москвы, собрания авторов и частных коллекций. Около 30 графических эскизов для резных композиций вводят зрителя в «мастерскую» скульпторов.
Выставка открыта с 1 по 24 февраля 2013
Адрес: Пречистенка, 19
Российская Академия Художеств
Тел.: +7 (495) 637 4771, +7 (495) 637 2569
E-mail: adv@rah.ru; adv2@rah.ru