ОРЛОВСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ – заслуженный архитектор России, профессор Государственной Академии (МАрхИ), профессор Международной Академии Архитектуры (Московское отделение), член Московского Союза Художников и Союза Московских Архитекторов.
Виктор Федорович – многогранная творческая личность, его по праву называют Российским Дали и наследником Щусева. В ранних работах художника отмечается много общего с Леонардо Да Винчи и Пикассо.
Но возможно главным его достижением является создание в наше неоднозначное время принципиально нового направления в искусстве космопластицизм. Его работы, выполненные на холсте и бумаге, обращены в будущее. Это своего рода проекты грандиозных космических инсталляций, которые реализовать в натуре возможно только при мощных технологиях будущего, в условиях активного освоения космоса. Возникновение космопластизма в искусстве стало возможным только на стыке фундаментальных человеческих сфер архитектуры и искусства. Как известно, архитектура – это зеркало цивилизации, искусство – ее душа. Бывают эпохи, когда архитектура и искусство меняются местами (как это было в начале двадцатого века) либо органично сливаются (к примеру в эпоху ренессанса). Именно в силу того, что профессор В.Ф. Орловский работает в сфере архитектурной практики и в сфере искусства, здесь, на стыке этих профессий, и сформировалась авторская концепция космопластицизма .
В дальнейшем педагогическая деятельность в архитектурном институте на кафедре живописи позволила осмыслить космопластицизм в свете истории развития эстетических доктрин, осознать ценность масштаба и эстетики новых грандиозных пространств в искусстве XXI века. Искусство и архитектура на протяжении всей истории развития нашей цивилизации в своих лучших образцах создавали идеальные модели, на которые ориентировалось общество в своем развитии. В архитектуре это всевозможные трактаты, архитектурные фантазии, поисковые проекты идеальных объектов – храмов, городов (Альберти, Палладио, Пиранези, Булле, Леду, Корбюзье). В искусстве – произведения ориентированы на гармонию и духовные качества человека. Это картины Рафаэля, Леонардо Да Винчи, Караваджо, Тициана и многих других крупнейших художников.
В работах великих художников и архитекторов всегда присутствует мечта человечества, некая идеальная модель будущих цивилизаций. В двадцатом веке произошло резкое расширение границ искусства:абстрактное искусство (Кандинский), супрематизм и неопластицизм (Малевич, Мондриан), хайтек в архитектуре, сюрреализм, метафизика и т.д. Но именно в XXI веке произошел качественный скачок в науке и технологиях, приведший к новому осознанию космоса, как новой составляющей парадигмы современного мировоззрения. В сферах искусства и архитектуры это формирование новой масштабной гармонии планетарного мира-космопластицизм , противостоящей хаосу, разрушениям, природным катаклизмам. Для космопластицизма характерны четко выраженные стилистические качества.
Профессор В.Ф. Орловский сформулировал 6 основных тезисов космопластицизма
1 Космический масштаб как феномен пространства XXI века, как новое измерение интеллектуальной пластической идеи космоса (от всепоглощающих градостроительных мегаполисов на земле, до фантастических новых пространств вселенной).
2 Искусство чистых форм, как синтез сложной пластической структуры космоса (от геометрических абстракций Платона до сверхподвижных пластичных форм новых технологий XXI века).
3 Макрокосмос в микрокосмосе и микрокосмос в макрокосмосе, как большое в малом и малое в большом (в малом элементе, будь то элементарная частица, капля pосы, лист дерева и т.д., всегда незримо присутствует космос, как неотъемлемое качество произведения).
4 Направленный футуризм, устремленность в будущее как главная составляющая творчества (произведение искусства – произведение будущего).
5 Тайна мироздания как вечный двигатель, скрытый магнит, источник познания (в истинном произведении искусства всегда присутствует тайна).
6 Индивидуум как Творец, провокатор будущего, общественный раздражитель, стимулирующий развитие цивилизации, (человек -творец в центре вселенной, современные технологии, субъективное и личное творчество мгновенно превращают произведения из частного явления во всеобщее, в универсальное, прекрасное, радикально меняющее всеобщее мировоззрение ).
И масштабная программная композиция, и этюд земного пейзажа с деревом и озером, и зарисовки раковины или капли росы — все эти формы приобретают новые качества в свете космопластицизма как философско-эстетической всеобщей идеи гармонии мира. Космопластицизм – это принципиально новая в искусстве философия, отражающая поиски гармонии и красоты в новом масштабе, в современных условиях развития земной цивилизации. Важно отметить, что космопластицизм впитал в себя лучшие положения таких авангардных направлений начала хх века как супрематизм, неопластицизм, конструктивизм и является их альтернативой в ХХI веке.
Космопластицизм набирает популярность и в среде студентов. Так в архитектурном институте выполняются композиции на эту тему, в школах делаются интересные сообщения, в архитектуре проектируются здания, проводятся художественные выставки в этом стиле, вручаются дипломы и т.д. Ниже приведены примеры таких работ. Большое количество творческих работ направления космопластицизм , в том числе и статей можно найти в интернете.
Подробнее с творческой концепцией «космопластицизм» можно ознакомиться на , информационном портале арт- релиз РФ. сайтах мастерской ПТМ Орловского В.Ф. orlovskyvf.ru -, в его публикациях (книга «космопластицизм-новое направление в искусстве и архитектуре ХХI века, журналы АСД №1 2005г., №5\61999г.,№3 1996г. и ряд др. изданий ),а так же в видеофильмах: Виктор ФЕДОРОВИЧ Орловский «Космопластицизм» выставка в МАрхИ; записки о художниках на АРТ-РЕЛИЗ.РФ. Виктор орловский .Космопластицизм.; Фильм к юбилейной выставке Орловского Виктора Федоровича; и др. .
На выставке будут представлены различные этапы творчества В.Ф. Орловского. Это картины в стиле космопластицизм — проекты космических инсталляций, композиции, архитектурные фантазии, пленер, этюды, акварели, графика разных лет, а так же последние проекты и постройки культовых сооружений храмов, церквей и часовен.
На выставке так же будет представлен 1-ый за прошедшее столетие с 1917 г. архитектурный проект монастыря-мемориала, посвященного уже современному трагическому событию в новейшей истории России — битве под Вязьмой в начале Великой Отечественной войны 1941 г., известной как «Вяземский котел». Здесь погибло огромное количество наших соотечественников. Только благодаря их мужеству и стойкости было выиграно время для укрепления Москвы и здесь же был осуществлен локальной прорыв наших войск. «Русской Голгофой» назвал Митрополит Кирилл эти события.
В активе профессора В.Ф.Орловского премии и дипломы за архитектурные проекты и художественные работы. Его произведения находятся в музеях и многочисленных частных коллекциях России и за рубежом (во Франции, Голландии, Германии, США, Японии др.).
Григорьев Ю.В., проф. МАРХИ, почетный работник высшего образования, член Московского Союза Художников.
Выставка проводится по адресу Москва , Гранатный пер. д.7 Центральный дом архитектора.
Выставку проводит Союз Московских Архитекторов при поддержке: Международной Академии Архитектуры (Московское отделение), Московского архитектурного института (Государственной академии), Московского Союза Художников.
OrlovskyVF@mail.ru , fil1994@mail.ru ,тел 89037105112
Открытие юбилейной выставки Виктора Федоровича Орловского состоится 9 ноября (понедельник) в 19 час.