Этот самый значительный памятник иберийского искусства был обнаружен в 1897 году молодым работником Мануэлем Кампельо Эсклапесом (Manuel Campello Esclapez) в частных владениях близ города Эльче Аликанте, Испания.
Через несколько недель после обнаружения артефакта его владельцы пригласили для осмотра французского археолога Pierre Paris, который признал его историческую подлинность и уведомил Лувр о необходимости срочного приобретения ценнейшего памятника. В результате скульптура была продана во Францию за весьма значительную по тем временам сумму в 4000 франков и вывезена в Париж, где её демонстрация произвела грандиозную сенсацию и открыла для учёных доселе неизвестную страницу античного искусства.
В 1941 году французское правительство вернуло бесценный экспонат в Испанию в рамках отдельного соглашения по обмену ряда произведений искусства. После возвращения «Дамы из Эльче» на родину испанский диктатор Франко приказал поместить скульптуру в мадридском музее Прадо. В настоящее время скульптура, наряду со скульптурой Дамы из Басы, экспонируется в Национальном археологическом музее в Мадриде. Однако в Валенсии действует фонд, выступающий за её возвращение в Эльче.
Реконструкция раскраски Франциско Вивеса, сделанная по результатам анализа пигментов 2005 года.
Находящееся сзади отверстие свидетельствует в пользу того, что объект мог использоваться в качестве погребальной урны. Довольно тонкое понимание скульптором канонов эллинистической скульптуры позволило некоторым исследователям предположить, что он прошёл обучение в одной из греческих колоний Западного Средиземноморья. Согласно другой точке зрения, в памятнике нашли отражение принципы пунического искусства, а изображённая женщина — не кто иная, как финикийская богиня Астарта.
В 1995 году была выдвинута гипотеза, согласно которой Дама из Эльче — подделка, изготовленная под влиянием модерна около того времени, когда она была обнаружена. Однако эта теория не получила всеобщего признания. Проведённый в 2005 году технический анализ покрытия, камня и остатков пигмента статуи показал древнюю дату изготовления и соответствие другим известным памятникам иберийской скульптуры. В 2011 году исследовательница Мария Пилар Луксан, участвовавшая в предыдущей экспертизе, проанализировала полые микрочастицы с задней части скульптуры. Электронная микроскопия и спектрометрия установила, что частицы пепла человеческих костей принадлежат иберийскому периоду, что подтвердило ее древность и ранее сделанный вывод, что статуя использовалась в качестве погребальной урны в античную эпоху.
А.Л. Монгайт
«Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века»«На основании письменных источников и изображений на многочисленных расписных сосудах мы можем представить себе внешний вид и образ жизни иберов. Они были темноволосыми. На иберских монетах изображены головы с вьющимися, курчавыми волосами. Их одежда (под влиянием греческой и финикийской моды) состояла из туники, стянутой в талии поясом, широкого плаща, сандалий из кожи или тростника. Всадники и воины носили высокие кожаные сапоги.
Ткани для одежды часто бывают вышиты или украшены аппликациями.
Склонность к украшениям у иберских женщин была очень сильна. Предпочтение отдавали вычурным, «барочным» формам.
Женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, диадемы, плетеной ленты и т. п. Особенно сложная и богатая диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче»: огромные боковые диски диадемы, в которые, очевидно, были убраны косы, изготовлены из металла и орнаментированы.
Серьги большие и круглые, дисковидные, длинные — в виде падающей слезы, как правило, орнаментированы. Браслеты и наручи самых простых форм. Иберы, подобно кельтам, носили торквесы, обычно сделанные из свернутой проволоки. Очень разнообразны ожерелья — это разноцветные ленты с круглыми подвесками, наборы ребристых полихромных бус из стеклянной пасты и шаровидных металлических бус и т. п. Разнообразны и украшения поясных пряжек и фибул. Наиболее распространены так называемые испанские кольцевидные фибулы. Они состоят из кольца, стержня и иглы. Большинство экземпляров представлено простейшей формой. Однако в ряде случаев она обогащена множеством дополнительных деталей и серебряной инкрустацией. В кельто-иберских областях встречаются фибулы, украшенные изображениями лошадок.
Искусство иберов развивалось, несомненно, под влиянием искусства Греции и Востока, однако его местные основы очень сильны, и можно говорить о его самостоятельном возникновении в V в. до н. э.
Попытки создать периодизацию, основываясь на чисто искусствоведческом анализе, были неудачны, так как иберское искусство сохраняет на долгое время архаические черты (фронтальность, жесткость) и схематизм изображений.Гарсиа Беллидо предложил следующую периодизацию:
I — период — греческий провинциальный (V—III вв. до н. э. )
II — полностью развитой местный стиль (конец III—I в. до н. э. )
III — римский провинциальный (I в. до н. э. — IV в. н. э. )Археологические открытия последних лет и дальнейшее изучение иберского искусства показали, что эта хронологическая схема очень спорна. Кроме того, все более ясным становится, что иберское искусство не было единым, в разных областях сохранялись существенные различия в соотношении местных и заимствованных черт.