ДАМА ИЗ ЭЛЬЧЕ. IV век до нашей эры. Самый значительный памятник иберийского искусства. НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МАДРИД

Дама из Эльче  скульптура, датируемая IV веком до н. э., представляет собой каменный бюст женщины, как считают многие исследователи, полихромный (многоцветный), в богатом уборе и с необычайно сложной причёской.

Дама из Эльче
скульптура, датируемая IV веком до н. э., представляет собой каменный бюст женщины, как считают многие исследователи, полихромный (многоцветный), в богатом уборе и с необычайно сложной причёской.

Этот самый значительный памятник иберийского искусства был обнаружен в 1897 году молодым работником Мануэлем Кампельо Эсклапесом (Manuel Campello Esclapez) в частных владениях близ города Эльче Аликанте, Испания.
Через несколько недель после обнаружения артефакта его владельцы пригласили для осмотра французского археолога Pierre Paris, который признал его историческую подлинность и уведомил Лувр о необходимости срочного приобретения ценнейшего памятника. В результате скульптура была продана во Францию за весьма значительную по тем временам сумму в 4000 франков и вывезена в Париж, где её демонстрация произвела грандиозную сенсацию и открыла для учёных доселе неизвестную страницу античного искусства.

Дама из Эльче Арт-Релиз.РФ

В 1941 году французское правительство вернуло бесценный экспонат в Испанию в рамках отдельного соглашения по обмену ряда произведений искусства. После возвращения «Дамы из Эльче» на родину испанский диктатор Франко приказал поместить скульптуру в мадридском музее Прадо. В настоящее время скульптура, наряду со скульптурой Дамы из Басы, экспонируется в Национальном археологическом музее в Мадриде. Однако в Валенсии действует фонд, выступающий за её возвращение в Эльче.

Аликанте  провинция на востоке Испании в составе автономного сообщества Валенсия История Аликанте насчитывает около трёх тысяч лет. Город расположен у подножия крепости Санта-Барбара — существовавшей с времен римлян, арабов и финикийцев, некогда основавших здесь город

Аликанте
провинция на востоке Испании в составе автономного сообщества Валенсия
История Аликанте насчитывает около трёх тысяч лет. Город расположен у подножия крепости Санта-Барбара — существовавшей с времен римлян, арабов и финикийцев, некогда основавших здесь город

Реконструкция раскраски Франциско Вивеса, сделанная по результатам анализа пигментов 2005 года.
Находящееся сзади отверстие свидетельствует в пользу того, что объект мог использоваться в качестве погребальной урны. Довольно тонкое понимание скульптором канонов эллинистической скульптуры позволило некоторым исследователям предположить, что он прошёл обучение в одной из греческих колоний Западного Средиземноморья. Согласно другой точке зрения, в памятнике нашли отражение принципы пунического искусства, а изображённая женщина — не кто иная, как финикийская богиня Астарта.

В 1995 году была выдвинута гипотеза, согласно которой Дама из Эльче — подделка, изготовленная под влиянием модерна около того времени, когда она была обнаружена. Однако эта теория не получила всеобщего признания. Проведённый в 2005 году технический анализ покрытия, камня и остатков пигмента статуи показал древнюю дату изготовления и соответствие другим известным памятникам иберийской скульптуры. В 2011 году исследовательница Мария Пилар Луксан, участвовавшая в предыдущей экспертизе, проанализировала полые микрочастицы с задней части скульптуры. Электронная микроскопия и спектрометрия установила, что частицы пепла человеческих костей принадлежат иберийскому периоду, что подтвердило ее древность и ранее сделанный вывод, что статуя использовалась в качестве погребальной урны в античную эпоху.

А.Л. Монгайт
«Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века»

«На основании письменных источников и изображений на многочисленных расписных сосудах мы можем представить себе внешний вид и образ жизни иберов. Они были темноволосыми. На иберских монетах изображены головы с вьющимися, курчавыми волосами. Их одежда (под влиянием греческой и финикийской моды) состояла из туники, стянутой в талии поясом, широкого плаща, сандалий из кожи или тростника. Всадники и воины носили высокие кожаные сапоги.
Ткани для одежды часто бывают вышиты или украшены аппликациями.
Склонность к украшениям у иберских женщин была очень сильна. Предпочтение отдавали вычурным, «барочным» формам.
Женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, диадемы, плетеной ленты и т. п. Особенно сложная и богатая диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче»: огромные боковые диски диадемы, в которые, очевидно, были убраны косы, изготовлены из металла и орнаментированы.
Серьги большие и круглые, дисковидные, длинные — в виде падающей слезы, как правило, орнаментированы. Браслеты и наручи самых простых форм. Иберы, подобно кельтам, носили торквесы, обычно сделанные из свернутой проволоки. Очень разнообразны ожерелья — это разноцветные ленты с круглыми подвесками, наборы ребристых полихромных бус из стеклянной пасты и шаровидных металлических бус и т. п. Разнообразны и украшения поясных пряжек и фибул. Наиболее распространены так называемые испанские кольцевидные фибулы. Они состоят из кольца, стержня и иглы. Большинство экземпляров представлено простейшей формой. Однако в ряде случаев она обогащена множеством дополнительных деталей и серебряной инкрустацией. В кельто-иберских областях встречаются фибулы, украшенные изображениями лошадок.

Искусство иберов развивалось, несомненно, под влиянием искусства Греции и Востока, однако его местные основы очень сильны, и можно говорить о его самостоятельном возникновении в V в. до н. э.
Попытки создать периодизацию, основываясь на чисто искусствоведческом анализе, были неудачны, так как иберское искусство сохраняет на долгое время архаические черты (фронтальность, жесткость) и схематизм изображений.

Гарсиа Беллидо предложил следующую периодизацию:
I — период — греческий провинциальный (V—III вв. до н. э. )
II — полностью развитой местный стиль (конец III—I в. до н. э. )
III — римский провинциальный (I в. до н. э. — IV в. н. э. )

Археологические открытия последних лет и дальнейшее изучение иберского искусства показали, что эта хронологическая схема очень спорна. Кроме того, все более ясным становится, что иберское искусство не было единым, в разных областях сохранялись существенные различия в соотношении местных и заимствованных черт.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.