ЭТА ПУБЛИКАЦИЯ БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ ВЫСТАВКИ «ВИНТАЖ И ОММАЖ» ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ РЯБИЧЕВЫХ
София Загряжская, искусствовед:
Этот сюжет можно было бы назвать одним словом «оммаж»; в искусстве оно обозначает подражание в знак уважения любимому художнику, поэту или музыканту. Сегодня эта тема очень популярна не только в искусстве, когда художники цитируют напрямую или ссылаются ментально на произведение классика или выдающегося современника, но и в реальной жизни — само искусство сегодня, с появлением новых технических возможностей выходит за рамки музеев, мастерских, журнальных и книжных изданий. Еще недавно такое явление носило эксклюзивный характер, но в наши дни все чаще можно увидеть знаменитые картины в принтах на платьях и сумках, их носят в брошах и серьгах, в аксессуарах, а особенно продвинутые модники строят сам образ свой не только в духе творчества любимого классика, но и буквально иллюстрируя собой произведения мастеров, выражая свою любовь и признательность таланту. Эпоха «оммаж» — так можно было бы охарактеризовать художественное стремление наших современников в создании своего имиджа, чаще всего в определенных близких к искусству и моде кругах, но постепенно становящееся все более и более популярным.
ЭЛЬЗА СКИАПАРЕЛЛИ И САЛЬВАДОР ДАЛИ
В популяризации совместного творчества Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали, чаще всего встречаются темы коллекций «Король-Солнце» и губы легендарной Мэй Уэст. Губы именно этой актрисы — первого секс-символа Америки вдохновили великого сюрреалиста на создание знаменитого дивана, и в его инсталляции «Лицо» также воплощены черты звезды Голливуда. Позднее Дали создает брошь, украшенную стразами и жемчугом в виде губ, а затем, в свою очередь, вдохновившись работами сюрреалиста, Скиапарелли создает свою коллекцию в виде губ, которые по сути стали продолжением темы сексуального образа Мэй Уэст.
Сама героиня-прообраз известных произведений Мэй Уэст была одной из преданных фанатов искусства Скиапарелли. А поскольку ей было некогда посещать постоянные примерки, Мэй выслала Эльзе гипсовый слепок своего тела. Скиапарелли, поклонница сюрреализма, увидела в этом практичном поступке художественную идею и создала флакон к своим духам под названием «Shoking» в виде женского торса. Возможно этот поступок звезды также привел к появлению первого бутика готовой дизайнерской одежды. Ведь именно Скиапарелли является родоначальником prêt-a-porte («прет-а-порте»), когда дизайнер предлагает не создание модели на заказ, а уже готовые авторские платья. Также Скиапарелли стала первой применять в своих моделях застежку-молнию и использовать бижутерию вместо дорогих бриллиантов.
Сегодня символ — алые губы снова очень популярен и расшитые ярким бисером и двумя рядами жемчужин губы Сальвадора Дали в исполнении современных дизайнеров — самая известная интерпретация этой темы. Брошь «Рубиновые губы» Дали с 13 жемчужинами была создана им в 1949 году, и Эльза Скиапарелли естественно была не единственной, кого Дали вдохновил. Энди Уорхол в 1959 году создал работу Stamped Lips, после которой началась особенная история красного цвета в искусстве, но большая первая волна, как оммаж классикам прошла в 70-ых, когда принты Ив Сен Лорана вновь поставили образ с яркой красной помадой в центр особенного внимания стилистов. И возможно, это обращение вдохновило в свою очередь художника, создавшего в 71 году для нового альбома Rolling Stones эмблему в виде рта. Логотип был придуман британцем Джоном Паше, когда он еще был студентом Королевского колледжа искусств в Лондоне.
В свое время Эльза Скиапарелли в своих сюрреалистических пристрастиях составила интригующий контраст Коко Шанель, прославляющей классическую элегантность, аристократическую сдержанность и чувство меры. Обе они одновременно были самыми известными дизайнерами супер класса.
Над коллекциями бижутерии со Скиапарелли работали многие знаменитые художники, такие как Жан Кокто, Кеес ван Донген, Кристиан Берар, Марсель Верте, Жан Клеман, но Сальвадор Дали, безусловно, был самым ярким в этом ряду. Он как и Скиапарелли считал, что дизайн и мастерство оцениваться выше драгоценностей и золота, но вместе с тем, свои произведения они создавали из таких материалов, которые со временем не утрачивают свои внешние качества и при бережном обращении остаются столь же привлекательными, представляя исключительные винтажные украшения.
В тандеме экстравагантные Скиапарелли и Дали создали выдающиеся образцы искусства, основываясь не только на гармонии красоты, но и в поисках новых форм выражения. Одной из таких особенностей совместного творчества стало использование оптических иллюзий, пулярными во времена расцвета их деятельности и представляющие с тех пор самостоятельное направление в искусстве.
В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и другие.
Пример создания оптических иллюзий в работах Сальвадора Дали можно рассмотреть в его картинах «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и других.
Одна из самых известных моделей — платье с омаром, созданное Скиапарелли, вдохновленной картиной с омаром Сальвадора Дали. Когда герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон приобрела именно это платье, оно явилось символом триумфа выдающейся пары. Ведь герцогиня была заказчиком главного соперника Скиапарелли в мире моды Коко Шанель. Это только через несколько лет война внесет свои поправки во вкусы, и маленькое «черное платье» Коко все-таки победит сюрреализм и буйство красок Скиапарелли, а пока журнал Time публикует на обложке фото Скиапарелли как лучшего дизайнера эпохи.
Цитата: Создание одежды – самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого, — сказала однажды Эльза Скиапарелли.
Египтомания как явление в европейском искусстве, использует элементы искусства Древнего Египта и в частности одного из его неостилей. Всплески интереса к этой традиции возникали ещё во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл Египет для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым элементом стиля ампир.
Следующий важный всплеск моды пришёлся на начало XX века и был связан с находкой гробницы Тутанхамона (1922). Последний раз египтомания затронула Европу в конце XX века, когда у стен Лувра появилась стеклянная пирамида, а на набережной Невы — отреставрировали сфинксов.
Египетский стиль вдохновил многих дизайнеров работающих в ювелирном искусстве. Бижутерия класса люкс отразила тему, которую можно было бы назвать Египетское возрождение. Именно так некоторые специалисты обозначают направление стиля, описывая коллекции винтажной бижутерии.
МИРИАМ ХАСКЕЛЛ. ВИНТАЖНЫЕ СЕРЬГИ С ЦИТАТОЙ НА ЛАТЫНИ
Цитата: Латинская фраза на одной стороне монеты звучит как PRO PROSPERITATE MUNDI AUREUS MAGNUS в переводе с латыни ПРОЦВЕТАНИЕ ДЛЯ МИРА.
На другой — OPERUM ATQUE ARTIFICIORUM / AEGYPTUS, что переводится как Египет — родина искусств и ремесел.
Haskell – это парюры в цветочном стиле из бусин, жемчужин и пластика, это геральдические броши с гербами, коронами и львами, это барочный жемчуг, заключенный в немыслимые оправы, это многослойная филигрань с россыпями бисера, подобная тончайшему французскому кружеву. Каждое украшение создается в ручную, на создание, как правило, уходит по нескольку дней, эта одна из причин почему украшения так дороги и очень ценятся как коллекционерами.
Прообразом этой пары сережек стали золотые монеты, выпущенные в 1958 году с изображением Нефертити. На многих браслетах, ожерельях и серьгах Мириам Хаскелл, выполненных в геральдическом стиле из метала цвета античного золота, можно прочитать латинские фразы, и надо признать высококлассным этот художественный ход дизайнера, копирующего в своих украшениях золотые дукаты с привнесением нюансов в рисунок. Монеты давно уже вышли из хождения и представляют сегодня интерес исключительно нумизматов, а украшения Хаскелл, относящие к этой истории, до сих пор блистают в обществе.
ЛЕВ СВЯТОГО МАРКА. БРОШЬ. ВИНТАЖ. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН
Цитата: PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS — перевод с латыни «Мир тебе, Марк, мой Евангелист».
Лев святого Марка является символом святого евангелиста Марка, а также города Венеции, и один из элементов флага итальянского флота.
Связь Льва с евангелистом Марком имеет свой источник — как и символы трёх остальных евангелистов (бык, орёл и человек (или ангел)) — в книге Пророка Иезекииля в Ветхом Завете.
В Венеции, начиная с 828 года, хранились святые мощи евангелиста Марка, которые, по инициативе дожа Джустиниано Партечипацио, были тайно вывезены венецианскими купцами из занятой мусульманами Александрии. Евангелист Марк по своему значению со временем вытеснил покровителя Венеции св. Феодора и становится первым её городским патроном. Благодаря реликвиям св. Марка Венеция являлась — наряду с Римом и Сантьяго-де-Компостела — одним из трёх крупнейших центров паломничества средневековой Европы. Венецианская республика официально принимает название Serenissima Repubblica di San Marco, вводит Льва святого Марка в свой герб, в также — как знак своей власти — в герба всех городов и территорий, подчинявшихся Венеции.
Венецианский Лев святого Марка обычно изображался с раскрытой книгой, на страницах которой можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Иногда, во время военных действий, в сочетании с военным флагом — или для венецианского военного флота — книга в лапе у Льва заменялась на меч. Видеть венецианского Льва — крылатого, с книгой в одной и поднятой как будто в приветствии другой лапой — можно во множестве местечек и самых укромных уголков самой Венеции, в её Дворце Дожей, на исторических полотнах и в городах бывшей сферы влияния этой морской республики.
ДЖОЗЕФ ИЗ ГОЛЛИВУДА. ЮДЖИН ДЖОЗЕФ
Цитата:
Изабел Ео, аукционист:«У него была специальная техника изготовления ювелирных изделий. Благодаря ей на украшениях не появлялись блики под светом прожекторов. Особый состав покрытия до сих пор никому не известен. Это все еще семейный секрет».
В своей работе Юджин Джозеф использовал матовую обработку металла, так называемую «русскую позолоту», после которой изделия выглядели состарившимися. При этом во время съемок под мощными софитами они блестели, как настоящее золото, но в отличие от него, обладали антибликовым эффектом. Многие пытались повторить этот метод, но ни у кого это так и не получилось.
ФЕРНАН ЛЕЖЕ. ВИНТАЖНАЯ БРОШЬ. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН
Цитата: «Раньше для меня существовало только искусство, женщины были только для отдыха. И вот… Дожил до семидесяти лет, чтобы впервые полюбить»,— говорил о своей возлюбленной жене Наде художник Фернан Леже.
В творчестве Фернана Анри Леже женские портреты занимают значительное место, и в большинстве их узнаваем образ его возлюбленной жены Нади. Она была красивой женщиной и талантливым художником, и намного моложе него. Когда не стало Леже, в память о муже Надя создала музей его работ в городе Бьо и Музей-ферму его имени в его родной Нормандии. Картины Фернана Леже хранятся во многих главных музеях мира. Музей Метрополитен создал эту брошь по одной из самых известных картин художника, в которой читается образ его возлюбленной жены Нади.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К ПУБЛИКАЦИИ:
История возникновения таких украшений как серьги уводит нас в Древний Египет и ведет по столетиям до наших дней. Изначально само название серьги буквально переводилось как «ушные подвески в виде кольца», но сколько чудесных превращений подарило нам вдохновение ювелиров, сколько форм, видов и стилей.
Не всегда история именно этих украшений складывалась ровно. Интересно, что в средние века в Европе серьги то входили в моду, то строго запрещались. Например, в XIII веке католическая церковь объявила гонения, вооружившись религиозной догматикой. Изменять тело, сотворенное «по образу и подобию» — большой грех, это правило коснулось и прокалывания ушей. Законопослушное большинство перестало носить серьги. А вот пиратов, воров и цыган запрет не испугал. Более того, именно серьгой эта публика демонстрировала бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к определенному социальному слою. У пиратов каждая серьга означала захваченный им корабль — вот когда появилась история ношения нескольких сережек в ухе. Также мореход мог надеть серьгу после того, как пересек опасные океанские просторы, где всегда стоит штормовая погода. Примечательно, что такой моряк имел право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного, а также безнаказанно класть ноги на стол.
В настоящее время альтернативой серёг являются украшения, не требующие проколов, такие как клипсы и каффы. И в нашей истории украшений тоже немало интересных легенд и фактов. И в Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать социальное положение семьи. Так, простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра. До XII века русские витязи прокалывали себе одно ухо.
В петровскую эпоху серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Серьга в ухе простолюдина была указывала на принадлежность хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.
Один из самых эффектных видов — серьги-жирандоль — (от франц. girandole — бриллиантовые серьги, подвеска; канделябр; сноп водяных струй) по форме напоминающие подсвечник для нескольких свечей или фонтан в несколько струй. Из истории украшений: «В старину такое название давалось бриллиантовым серьгам с подвесками из крупных алмазов или жемчуга. В настоящее время так называют также серьги, выполненные с другими драгоценными камнями, но обязательно подобной формы».
Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. Де-юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что правое его ухо украшает серьга.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Музей Сальвадора Дали в Фигерасе (Каталония), зал Мэй Уэст, инсталляция
2. Графика Мориса Эшера «Выпуклое и вогнутое», одного из основоположников направления «Оптические иллюзии» (Оптик Арт)
3. Картина Сальвадора Дали «Лебеди, отражающиеся в слонах» — пример использования оптических иллюзий в работах Сальвадора Дали
4. Винтажный флакон духов «Король Солнце», создан Скиапарелли и Дали в 1946 году
5. Винтажный флакон духов «Shoking» в виде женского торса, созданы Эльзой Скиапарелли в 1937 году
6. Платье Эльзи Скиапарелли. В этой модели диазйнер использует шокирующий розовый цвет, который именно она ввела в моду
7. Эскиз шляпки-туфельки, знаменитые сюрреалистические модели Эльзы Скиапарелли
8. Платье с Омаром для герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон
9. Телефон с лобстером. Сальвадор Дали
10. Энди Урохол. «Stamped Lips», 1959 г.