Яркий и самобытный художник Николай Костромитин в новом выставочном проекте «От Волги до Ганга» предстает перед зрителями как тонкий философ, мыслитель, мастер пейзажного жанра, оживленного портретными образами. Красочные ландшафты, населенные местными жителями, не просто отражают топонимику конкретного края, а представляют духовные образы России и Индии.
Традиция духовного осмысления пейзажного образа уходит корнями глубоко в Средневековье. Именно тогда странники, путешествующие по городам и весям, религиозные паломники обладали особой философией путешествий. В житийной литературе, духовных трудах земное географическое пространство сопоставляется с небесной жизнью. Именно в Средние века появляются новые светские литературные жанры, такие как «хождения» (или «хожения»), где в форме путевых записей описываются нерелигиозные путешествия. Автор самого известного памятника подобного жанра «Хождение Афанасия Никитина за три моря» (XV век) особое внимание уделяет Индии, описывая ее устройство, обычаи и традиции.
В наш век высоких технологий, когда земное пространство исследовано командами специалистов с различных точек зрения, начиная от геологов, географов, картографов, фиксирующих топонимические особенности края, до мастеров киноискусства и фотографов, запечатлевающих образы планеты на видеоустройства, сложно найти неизведанные уголки. Традиция ведутного пейзажа, процветающая в искусстве XVII-XIX веков, отошла на второй план. Во главу произведений искусства ставится описание не топографических особенностей, легко доступных в виде фото и видеоизображений, а создание художественного образа, с помощью различных стилей.
На первый план перед мастерами искусства, в фокус которых попадает пейзажный жанр, встает задача именно духовного осмысления местности. При создании подобных «духовных пейзажей» цельный художественный образ выражает видение автором того или иного края, его натуры и души.
Николай Костромитин, создавший великолепную сюиту картин, посвященных России и Индии предстает именно как мастер «духовного» пейзажа. Живые произведения, насыщенные колоритными персонажами, крестьянами и сельскими жителями, рыбаками, торговцами овощами и фруктами, другими типажами, иллюстрируют повседневную жизнь и при этом обладают магическим звучанием. Именно из этих конкретных «малых» жителей земли складывается звучание энергетического образа края. Жизнь провинции, обычных ее жителей, а не раскрученных для туристов городов, становится сюжетной основой представленных произведений.
Костромитин не ставит задачей запечатлеть образ Волги или Ганга, а исследовать духовную сущность России и Индии, символами которых служат эти две реки-прародительницы, обладающие особым статусом в культуре русского и индийского народов.
С художественной точки зрения наряду с выразительностью типажей и портретных образов, особая притягательность картин Николая Костромитина состоит в колорите. Яркие цветовые плоскости, локальные краски, чистые оттенки обладают большой силой звучания, особым красочным содержанием.
Подобная традиция представления пространства цветовыми плоскостями имеет истоки в религиозном искусстве, причем не только в православной иконописи, но и в тибетских иконах — «танках».
Картины Николая Костромитина не имеют явного религиозного назначения, содержания и подтекста, однако не случайно автор много и с удовольствием путешествует по монастырям. На картинах русской части запечатлен Спасо-Влахернский монастырь, а также Переславль-Залесский, Торжок – города, которые немыслимо представить без древних храмов и монастырей. Церковные образы соседствуют со старинными усадьбами. Картины индийской части повествуют о юге Индии, насыщены впечатлениями автора от природной топонимики, встречами с ее жителями.
Очевидно, что автор не просто не чужд религиозной культуре и философии, но и является ее частью, представляя собственное глубокое видение природных и философских особенностей России и Индии. Средневековый жанр «хождения» приобретает новое современное звучание и получает блестящее, притягательное для зрителя воплощение в художественных произведениях – живописных и графических картинах.
Елена Юрьевна Садыкова
кандидат искусствоведения
доцент кафедры ИЗО ГИТИС
Уполномоченный эксперт
Минкультуры России
Выставка проходит в Галерее «Лорие»
С 19 октября до 26 октября 2017 года
Адрес: Москва, Токмаков переулок, дом 21/2
Николай Костромитин о выставке:
Выставка называется «от Волги до Ганга», всего 25 графических работ. Это зарисовки моих впечатлений и воспоминаний от поездок и жизни в России и Индии. В русской части пять маленьких рисунков храмов и монастырей из Переславля-Залесского, Плеса, Торжка, церковь Дмитрия Солунского в Спасо-Влахернском монастыре, это под Дмитровом. Мы с Таней последнее время часто ездим по монастырям. Работа, где парочка сидит за столом называется «советской властью мы довольные» Это собирательный образ советской сельской семьи, в доме чистенько и бедненько, все есть, а чего нет о том мы не думаем, слова «советской властью мы довольные» говорила Танина соседка в детстве в конце каждого телефонного разговора, она думала, что ее прослушивают и никто не знал довольна она или просто боится. Другая работа « Галя с Васей» и красным конем. Были такие люди в моем детстве, только звали и по другому. Галя была огромной великаншей, а муж ее лилипут. После войны мужиков мало было, Галя вышла замуж за карлика, нужен был помошник по хозяйству. Красная лошадка это война. Еще одна работа, нет изображения, « Мотя смотрит за свиньей» собирательный образ. Там Мотя сидит на скамейке у дома, а рядом бегает свинья с поросенком. Таких Моть у нас в деревне было в каждом дворе. Самая большая работа « Тишина», хутор за рекой. мои детские воспоминания о природе и простой деревенской жизни. Взгляд с большого расстояния через время. Три рисунка где изображена Таня, в Плесе, в усадьбе Знаменское-Раёк,( с колоннами) это рядом с Торчком и просто ее портрет, где она в восточном наряде сидит в гостинице в Торжке. Индия. Портрет двух деревенских мальчишек, я их встретил в поле, это было на севере Индии. Двор или домик в Гокарне ( голубой домик с пальмами). Чайная плантация в Муннаре,( юг Индии) индианки перебирают чайные листья, там где толстые стволы деревьев, но на выставке будет другой рисунок на этот же сюжет. «Цветет пуансеттия. Пуансеттия это у нас называется рождественская звезда. По дороге в Муннар» Эту картинку я увидел прямо перед чайной плантацией. Еще одна работа хижина на берегу и рыбаки это тоже все с юга. «Рынок» маленький рисунок, индиец торгует овощами фруктами. И несколько рисунков с деревьями. Я их высылаю. Пока пишу все это, думаю, что жирной такой чертой идет тема жизни в провинции, труда, простых людей и природы. Волга и Ганг как священные символы. Индусы говорят Mother Ganga, мы называем Волгу матушкой.