Во Всероссийском Музее Декоративно-прикладного искусства проходит выставка «Между прошлым и будущим» Посетители могут увидеть работы выдающихся современных художников — всего свои работы представили более семидесяти мастеров. Впервые в экспозиции Творческого союза художников ДПИ представлено и цифровое искусство в работах Сергея Погорелого. В этой публикации — статья Сергея Погорелого, члена ТСХР, дизайнера, автора композиций, представленных в выставке в Музее ДПИ в эти дни.
Сергей Погорелый: Первые дошедшие до нас сведения о фотомонтаже относятся к 50-м годам XIX века. Английский художник Д. Хилл и его друг фотограф Р. Адамсон в 1843 году подготовили 470 фотопортретов и, соответственно смонтировав их, написали большую картину «Заседание Свободной церкви в Шотландии». Живший несколько позже в Англии швед Оскар Густав Рейландер прославился своим помпезным многофигурным монтажём «Два жизненных пути». В истории мирового искусства именно работой Рейландера отмечено рождение фотомонтажа. Эта работа впервые была показана в 1857 году на выставке в Манчестере. Рейландер часто прибегал к технике комбинационной печати. Её суть — в наложении нескольких негативов друг на друга, либо печать изображений на один и тот же лист бумаги из разных кадров.
Споры по поводу того кто изобрёл жанр фотомонтажа продолжаются по сей день. Несомненно только одно, что авторство принадлежит одному из участников модернистского литературно-художественного течения «Dada» существовавшего в 1916 — 1922 годах в Цюрихе. Члены этого течения проповедовали иррационализм и демонстративный антиэстетизм, нередко сводившийся к разного рода скандальным выходкам и эпатажу — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, комбинациям случайных предметов, наклейкам на холст. Впрочем в их работах фотография лишилась своей доминируещей роли в составе произведений искусства: это уже были коллажи. В нём, кроме вырезок из фотокадров, могли присутствовать элементы типографии, мазки красками и прикреплённые к полотну физические объекты. Основателем и вдохновителем течения «Dada» считается Рауль Хаусманн он же является и автором статьи «Определение фотомонтажа».
В нашей стране период расцвета фотомонтажа пришелся на 20-е годы — время конструктивизма, когда в этой области работали Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Густ Клуцис, Соломон Телингатер, Любовь Попова, Сергей Сенькин и многие другие художники. Эксперименты в области фотографии — одна из самых ярких и уникальных страниц русского искусства 1920 — 30-х годов. Именно в это время экспериментальная фотография выделилась в отдельный жанр фотоискусства, определив дальнейшие пути развития как самой фотографии, так и в целом графики, графического дизайна и полиграфии. Конструктивисты отдавали фотографии и фотомонтажу предпочтение перед рисованной сюжетной композицией, считая что «точность и документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какую графическое изображение никогда достичь не может».
Новый виток развития в нашей стране фотомонтаж получил с приходом цветной фотографии в середине 80-х годов минувшего века. Тогда и несколько позднее появились качественные эстрадные плакаты популярных артистов и листовые календари.
С бурным развитием компьютерных технологий произошла техническая революция и в фотомонтаже. И фотографы, и художники пополнили свой арсенал компьютерами, сканерами и принтерами. Многие пытаются создавать собственные фотомонтажные работы, которые теперь стали называться цифровым искусством (digital art). Сам этот процесс значительно упростился и ускорился. Так начался очередной, качественно новый виток в развитии фотомонтажных работ. Используя для размещения изображений, текста и других элементов дизайна произвольное количество объёмных слоёв, можно в любой момент удалить, просмотреть или «спрятать» тот или иной из них. Photoshop даёт возможность управлять светом и цветом, применять фильтры для получения спецэффектов после завершения фотосъёмок. Как любой вид искусства, искусство фотографии имеет свои границы возможного, расширить которые позволяет компьютерный фотомонтаж. Создавая «реальную нереальность» в многоплановых композициях современный фотомонтаж предоставляет возможность при необходимости быстро заменить отдельные элементы изображения или поменять их местами, практически мгновенно изменить их цвет, масштаб и многое, многое другое.
Как и в начале своего пути лучшие фотомонтажные работы стали экспонироваться в музеях. За рубежом не редкость специализированные издания высокохудожественных фотомонтажных работ, тиражируются авторские постеры известных мастеров для украшения интерьеров».
Ярким примером признания художественных фотомонтажных композиций в современном искусстве, может служить открывшаяся 14 декабря, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (ул. Делегатская, дом 3) экспозиция посвященная 170-летия со дня рождения Карла Фаберже, организованная при активном участии Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства «Между прошлым и будущим. Современное ювелирное, декоративно-прикладное и православное искусство». В рамках данной выставки представлены семь композиций цифрового художника Погорелого Сергея. Экспонируемые работы ранее неоднократно были показаны на художественных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, где отмечались многочисленными наградами. Это фрагменты двух больших циклов начатых в 2014-2016 годах: «Путешествие в зазеркалье» и «Подводная механика». Подобные работы впервые представлены в экспозиции прославленного музея. Пять работ напечатаны с учётом модной тенденции в современном интерьерном дизайне – запаивании фотографий в оргстекло, устливающее глубину цвета и изумляющее объемом, необычными отражениями и преломлениями света. В процессе пластификации создается своеобразный трёхслойный «сэндвич»: в середине которого располагается фотобумага или плёнка с напечатанным изображением, с лицевой стороны фото вплавляется в акриловое стекло, а сзади закрывается алюминиевым композитным материалом. Технология изготовления полностью удаляет воздух и влагу из «сэндвича», благодаря чему пластификация не имеет внутренних отражений. Фотография приобретает объём и глубину, цвета становятся более насыщенными и яркими, восприятие работы — более эффектным. Пластифицированная фотография становится практически вечной. Кроме того, благодаря тому, что для крепления пластификации к стене используется дистанционное шасси, можно размещать за фотографиями подсветку и создавать впечатляющий эффект контражура.
Выставка во Всероссийском Музее Декоративно-прикладного искусства «Между прошлым и будущим» будет работать до 22 января 2017 года. Со 2 по 8 января 2017 года все муниципальные музеи столицы будут работать бесплатно.
P.S. Связаться с автором можно по e-mail: serpo@list.ru или тел. 8-926-833-77-07.