АРТУР ФОНВИЗИН, АЛЛА БЕЛЯКОВА. Выставка «МУЗА ХУДОЖНИКА»

Художник  Артур Фонвизин Цветы в бокале

Художник
Артур Фонвизин
Цветы в бокале

АРТУР ФОНВИЗИН
АЛЛА БЕЛЯКОВА
«МУЗА ХУДОЖНИКА»
17 мая – 22 июня 2014 года

16 мая 2014 года в 17.00 часов Российская академия художеств и галерея «ARTNIVA» приглашают на выставку акварели Артура Фонвизина и Аллы Беляковой «Муза художника» в Галерею искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19).
В состав экспозиции вошло более 200 произведений авторов, в т.ч. более 50 акварелей и рисунков Артура Фонвизина, выполненных в 1948 – 1970-е годы. На выставке представлены и уникальные литографии 1960-х годов – плод их совместного творчества.

Артур Владимирович Фонвизин (1882-1973) – выдающийся мастер акварели. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в частных академиях в Мюнхене. Активный участник таких заметных выставок как «Голубая роза», «Венок», «Мир искусства», в 20-е годы – выставок объединения «Маковец». В течение многих лет занимался живописью, в конце двадцатых – начале тридцатых годов он обратился к технике акварели, создав свой неповторимый «фонвизинский» стиль.
Алла Михайловна Белякова, в девичестве Куколь-Яснопольская (1914-2006). На ее жизнь пришлось две мировые войны, революция, гражданская война, сталинские репрессии, искалечившие судьбу семьи, принадлежащей к русской аристократии. Училась и работала в архитектурной Академии. Известные архитекторы, искусствоведы, не скрывая симпатий, ввели ее в свой круг. Александр Габричевский называл ее «солнечной энергией». Ее друзьями стали пианисты Нейгауз, Софроницкий, Рихтер. Она окунулась в мир музыки, зазвучавшей позже в ее акварелях. Благородство и глубина звучания цвета переносила зрителя в мир гармонии, мечты, просветленной легкости бытия.
В 1948 году Алла Белякова стала ученицей гениального акварелиста Артура Фонвизина. Его фантастическое искусство произвело на нее огромное впечатление. Она признавалась: «Влюбилась в его акварели сразу, насмерть и навсегда».
Это было, как солнечный удар. Перед ее взором, одна за другой, проходили таинственно мерцающие картины, на которых, словно из тумана воспоминаний, выплывали цирковые лошади в плюмажах с заплетенными хвостами, унося в вечность легких, как стрекозы, наездниц; сияли подернутые дымкой мечты, наполненные воздухом и солнцем, пейзажи; и цветы, цветы, цветы…
«Как он учил? – вспоминала в коротких немногословных записках, ставших своего рода пособием для будущих акварелистов. – Не мочить бумагу, брать на кисть много воды, чтобы акварель текла играючи, не делать подготовительного рисунка, ибо настоящая акварель и рисунок никогда не совпадают. Рисунок – геометрия, акварель – музыка, стихи, движение! Фонвизин подарил мне чувство ритма и цвета. Учил, как ставить натюрморты… Писать только с натуры, не изобретать всякие кляксы-мяксы».

С восхищением наблюдала она виртуозное мастерство учителя. Артур Фонвизин брал в руку штук двадцать самых разных кистей и стремительно писал, выхватывая из горсти одну за другой. Его сравнивали с оркестром: «Артур Фонвизин играет на своих кистях, как на инструментах».
Нежные и трепетные, светлые и прозрачные акварели Артура Фонвизина поражают изысканностью цвета, артистизмом исполнения. На его картинах, как писал Александр Древин, краски горят, мерцают, переливаются, даже черная и белая. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов, детские воспоминания о провинциальном быте, о цирке с его нарядными наездницами.

Алла Белякова писала волшебные букеты, полные красоты, свежести и огня. Полвека она обращала цветы в акварель, прочувствовав и познав их жизнь, как свою. И сама подчас ощущала себя цветком. Весь российский сад как бы заново расцвел в ее акварелях. Сирень, черемуха и рябина, васильки, колокольчики и ромашки, флоксы, пионы и гортензии, мальвы, подсолнухи. Без конца писала натюрморты, находя всё новые их формы и сочетания. И еще – тонкие живые пейзажи – Кавказа, Крыма, Узбекистана, где ей в детстве довелось жить. Она оставила большое наследие. Картины А.Беляковой хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Эрмитаже, в музеях и частных коллекциях Франции, России, Индии. Ее работы демонстрировались в Париже, в Лувре.
В 1955 году, побывав на ее первой персональной выставке, Роберт Фальк предложил ей заниматься в его мастерской. Блистательный художник, он, как и Фонвизин, был зачислен официальным искусством в «формалисты». Сравнивая двух своих учителей, Алла Белякова как-то заметила: «Артур Фонвизин – это сказка, порыв, вдохновение; Роберт Фальк – философия, разум».
Работая рядом с такими великими личностями, Белякова упорно искала свой путь в искусстве, опираясь на высказывание Артура Фонвизина о том, что «художник начинается тогда, когда приобретает свое лицо».
Фонвизин писал удивительные женские портреты. Алла поражалась точности и смелости этих его образов, моделями которых являлись знаменитые красавицы-актрисы. Начиная с портрета «Зеленая шляпка», он создал целую галерею образов Аллы Беляковой. Обладая потрясающей харизмой, она заряжала Фонвизина энергией жизни. Она не была актрисой, но на каждом сеансе удивляла его: то являлась римлянкой, то Саломеей, то вакханкой. Да и в современных костюмах демонстрировала столь разные лица и характеры, что неизменно завораживала художника. Чистота их отношений не вызывала сомнений. Но они были друг для друга больше, чем учитель и ученица. Больше, чем друзья. Она была его музой. Сотни ее портретов, отмеченных загадочным «фонвизинским» мерцанием, разошлись по музеям и частным коллекциям.

Управление информации Российской академии художеств.
Конт. тел.: 8-637-47-71, 8-637-25-69 E-mail adv@rah.ru rah1757@yandex.ru

Художник Артур Фонвизин Таня Белякова Москва, 1949 г.,  35х27,5

Художник
Артур Фонвизин
Таня Белякова
Москва, 1949 г.,
35х27,5

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.