Александра Загряжская Рябичева, из архива фотохудожника

МАРГАРИТА ЮРКОВА готовится к новой выставке. В этой публикации собраны статьи и заметки Александры Рябичевой и Софии Загряжской о творчестве художника. Ретроспектива

Маргарита Юркова "Материнство"

Маргарита Юркова
«Материнство»


В портрете двое — молодая женщина и ребенок с птицей на голове, рядом парит еще одна с распростертыми крыльями на фоне ровного безоблачного неба. Ребенок счастлив в своей безмятежности, и вся композиция — олицетворение спокойствия и тихой радости. Но воображению зрителя этой идиллии покоя нет. Женский образ — изумляющая отсылка. Казалось бы, ничего общего ни во внешности, ни в чертах лица, ни в одежде, ни в эпохе, но на нас смотрит девушка с жемчужной сережкой. Настоящая мистика искусства! И дело не в повороте головы в три четверти, ни во взгляде через плечо. Мы узнаем ее, скорее чувственно, скорее сердцем, и пытаемся понять это завораживающее ощущение.

Маргарита Юркова, художник, автор концепции «Осознание сотворчества»:

«Меня не оставляет чувство, что все в моем творчестве, что я делала раньше, сейчас и буду создавать — это все реминисценция всех этих взаимодействий в потоке времени.
Это тоненькая струна в общем потоке искусства от истоков до неизведанного устья. Мы, возможно никогда не сможем понять до конца это таинство, но мы всегда чувствуем эту взаимосвязь. Мы все связаны осознанием Сотворчества.»

Путь художника Маргарита видит в сотворчестве с самим собой, с Богом, с окружающими людьми. «Осознание сотворчества» — ее авторский проект, объединяющий работы авторов из России и других стран, — отражает размышления об истинном назначении жизни и искусства, о связи времен, о духовной общности всех живущих. В основе концепции лежит триединство истин сознания: истина разума, истина чувств, истина веры, где истина разума — это наука, истина чувств — это культура и искусство, истина веры — религия.
Здесь стоит отметить, — считает Маргарита, — еще одну параллель понимания, еще одно понятие триединства — личности с собой, с социумом и со Всевышнем.
Но самое главное осознание — ощущение бесконечности Всевышнего и восприятие себя как части этой бесконечности. На этом строится концепция художника, видящего в каждом прожитом дне, в каждом мгновении — продолжение прошедших эпох, доисторических событий, уводящих в еще пока неведомые дали, в будущий мир, неизвестный, но абсолютно связанный с нами здесь и сейчас.

Маргарита Юркова: «Кто я в этом океане времени? Та капля в Божественной вселенной, без которой не может быть цельности, объёмности мирозданья».


Художник Илларион Голицын однажды удивился: «это писала женщина?» — так поразило его творчество хрупкой миниатюрной с нежным взглядом Маргариты. Маргариту всегда волновали темы общие, глобальные, обращения к самым острым проблемам мира, и еще в начале творческого пути она прославилась как художник-философ. В исполнении любой композиции, в первую очередь, Маргарита отражает глубинную суть мироздания. Ее творчество — это долгий путь постижения, и произведения со временем начали обретать художественный смысл не только в представленном конкретном образе, но в контексте его связи со всей историей мира.

фото из архива Маргариты Юрковой

фото из архива
Маргариты Юрковой

70-ые годы. Прекрасная эпоха. Маргарита начинает участвовать во всех самых значительных художественных выставках в России и за рубежом, ярко выделяясь среди коллег, привлекая смелым видением и выразительным языком, разговором через скульптуру о жизни, о материнстве, о красоте, о вечности. Отправная точка — мифы, античность. Еще до начала своего графического и живописного периода скульптор Маргарита Юркова, вдохновляясь образцами античных мастеров, создавала собственные метафорические образы — мальчик, плывущий на дельфине, женские головки — композиции, напоминающие амфоры, своими мягкими линиями и закругленными естественными формами. В рисунке очертаний легко читаются движения руки уверенного мастера, доверяющего своему вдохновению, знающего — получится как надо, как дышится, как ведет озарение.

Маргарита Юркова: «Шамот позволяет делать крупные работы, и это преимущество перед тонкой глиной, но есть и сложности. Когда, например, скульптор лепит из тонкой глины на каркасе, он может поправлять, переделывать, менять скульптуру по ходу работы, но с шамотом все иначе, здесь нужна абсолютная точность каждого движения. В шамоте скульптор лепит не только внешнюю, но и внутреннюю сторону, и внутри скульптуры пустота. Надо знать, когда стоит закончить очередной этап, чтобы скульптура подсохла, стоит нарушить технологию, влажная фигура обрушится под собственной тяжестью, и это возведение формы с подножия до вершины похоже на лепку в воздухе. Звучит романтично, но такой труд требует четкого расчета и чувства материала.»

Маргарита Юркова скульптура
записки о художниках АРТ-РФ, Маргарита Юркова скульптура .,..,

«Звездный Мальчик» — работа 80-ых годов. Монументальная фигура, почти в рост человека, фантазийный персонаж в скафандре с космическими иероглифами, с необычным лицом, принадлежащим, будто бы неземному созданию, со взглядом сфинкса, обращенным вдаль и в то же время внутрь себя. Зритель заинтригован — кто он этот небесный посланник с птицей на голове?

Маргарита Юркова: Птица на голове — это общее восприятие жизни. Птица — символ воздуха, света, доброй надежды, и в этом смысле, мы все живем с птицей на голове.»

Красивым может быть только подлинное, истинное, — считает Маргарита. Народное творчество, непосредственное отражение мира она называет истоками, которые повлияли на ее становление, наравне с изучением традиций мирового искусства, иконописи, античности.

«Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя»
Платон

Греческие, критские мотивы присутствуют уже в самых ранних работах. Но тогда же, еще в институте начались поиски самой главной темы, которой художник посвящает свою жизнь. Не все художники тогда смели напрямую обращаться к религиозным образам. Маргарита изображала Ангела и называла его Икар, а в портретах матери и младенца невозможно было не узнать лики, и эти отсылки, поиски метафор, художественных сопоставлений и аллюзий стали истоками реминисценции — ключевого понятия ее искусства.
И легкое дыхание в ее творчестве, и дружеский диалог с классиками, и умение передать в простом и понятном сюжете тему, волнующую мир, стало возможно ее особенному непосредственному восприятию жизни, таланту открывать и удивляться, и самой быть открытой и искренней. Может быть, поэтому однажды десятки листов ее графики, потерянные на зарубежной выставке пролежали несколько лет в папке, подписанной как детские рисунки, и лишь взгляд опытного искусствоведа определил — это работы большого мастера, мыслящего неординарно, нашедшего свой стиль и творческую позицию.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, художник Маргарита Юркова         ...

Азы мастерства под крылом опытных профессионалов Маргарита начала постигать еще в школьные годы, когда в выпускных классах занималась на подготовительных курсах в Строгановке. А в 1963-ем — уже студенткой она с головой окунулась в художественную среду. В 71 году Маргарита вступила в Молодежное объединение Союза Художников СССР, а спустя два года — в Союз художников. Началось плодотворное время, которое длится, не останавливаясь, и во всей творческой биографии Маргариты не найти ни дня, не связанного с большим трудом, поисками и открытиями, благодаря которым родились тысячи работ в самых разных техниках и жанрах.

Маргарита Юркова: «Я сама себя вырастила, и в этом, возможно, корни моей индивидуальности. Художественная личность моя росла, как цветок, пробивающийся через асфальт, мои родители не были художниками, у меня не было шпаргалок, которые дарит будущему мастеру творческое наследие его художественной семьи, я не росла с детства в такой среде, но свою жизнь я с самого раннего возраста не мыслила без искусства.»


Маргарита гордится своим греческим профилем, и это свойство ее тонких черт напоминает о ее кровной принадлежности земле богов. Возможно, именно греческие корни Маргариты Юрковой, то, что называется генетической памятью рисуют ее внутреннему взору те образы, которые затем, воплощенные ею, относят и нас к истокам европейской культуры, к произведениям эллинов, туда, где зарождалась мировая цивилизация. Ее ежегодные поездки в Грецию отражаются в сотнях быстрых рисунках, которые она привозит с пленэров, скульптуре, в живописных работах и в квилтах — одной из излюбленных техник художника. С легкой руки Макса Бирштейна Маргарита получила приветственное обращение «Рита с Крита», но еще более романтично звучит другая красивая аллюзия, подаренная Вильямом Мейландом: «Юркова в одном лице и Мастер и Маргарита».

Маргарита Юркова: «Я ведь всю жизнь летаю во сне, а сон — вторая сторона жизни. И живу я на Арбате, и имена полностью совпадают с булгаковской героиней — Маргарита Николаевна».

А в юности среди храмов вблизи четырех переулков Святой Ирины, в окружении двухэтажных домиков и особняков, городских достопримечательностей ей дарил вдохновение другой район исторического центра. Она и родилась в одной из таких исторических достопримечательностей.

Маргарита Юркова: «Род.дом Москвы №1 был размещен в бывшем монастыре, так что я родилась, можно сказать, в церкви 16 века»

Маргарита счастливо улыбается, и кажется, что у художника особенная судьба, поражающая уже одним этим фактом появления на свет. Да, в род.доме №1 тогда появлялись все новорожденные района, но художник всегда видит за явлениями другую реальность, тонкие связи с его духовным миром и исключительный смысл.»

Художник  Маргарита Юркова  "Движение"  холст, масло  100х280  2000 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Движение»
холст, масло
100х280
2000 г.

В 90-ые мир изменился, и в творчестве Маргариты Юрковой начался новый период, художник обратилась к живописи, к работе с цветом. И если скульптура отражала красоту и гармонию мира, то в картинах стало возможным более отчетливое описание его внутренних проблем.

Маргарита Юркова: «Мир наполнен и красотой и трагедиями, которых не избежать. Они повсеместно присутствуют, и сегодня и всегда приходится думать о том, как пройти сложный этап с наименьшими потерями. Приятно сознавать, что на этом пути искусство — верный помощник человечеству.»

Серия на тему «Живое и техника» представляет работы, подчеркивающие беззащитность человека перед технократией, ранимость души в жестком мире. Новейшая история об искусственном интеллекте и человеческом разуме. Каким будет взаимодействие сложной инженерии и духовного начала? Маргарита рассматривает эстетические и нравственные стороны эпохи технического прогресса, противостояний и возможных единств. В острых сюжетах она описывает мощь техники и хрупкость жизни, выдающиеся достижения и будущность мира, тревогу за человека, надежду на гармонию, красоту и осознание. Эта парадоксальная совместимость искренней чистосердечности и духовной твердости всегда поражает в ее работах, и особенно в созданных ею детских портретах. Их написано Маргаритой огромное множество — милых, прекрасных, юных образов. Они разные, беззаботные и увлеченные, веселые и задумчивые, но в них поражает одно общее — та серьезность, с которой они смотрят на нас и на мир.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Маргарита Юркова..
ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГАРИТЫ ЮРКОВОЙ

Портрет считается одним из наиболее сложных жанров в искусстве, требующих глубокого проникновения в характер модели, в ее эмоциональное состояние. Детский портрет – особенно, но вместе с тем, это наиболее интересный вид творчества и для художника и для зрителя. В творчестве Маргариты Юрковой именно дети в числе изображенных вызывают наибольший интерес, приковывают внимание. Зачастую изображениям детей Маргарита отводит символическую роль, их образы часто имеют некую значительную повествовательность, и эта масштабность замысла присутствует не только в многочисленных изображениях Богоматери и Божественного Младенца, но и в жанровых композициях, в изображениях детей, занятых обычными для них играми.

Маргарита Юркова: «Со временем приходишь к такому состоянию, когда начинаешь чувствовать, что ты находишься, как будто в самом начале, что ты ребенок. Почему важно быть ребенком? потому что дети, как никто другой умеют быть счастливыми. А это самое важное, надо помнить всегда, что мы — дети».

Дети более всего раскрывают свои сокровенные секреты другим детям, чувствуя родство душ. Маргарите всегда удается найти этот общий язык с детьми, она тонко чувствует их порывы и интересы, но более – их близость к некому высокому замыслу; ведь именно дети чувствуют себя наиболее гармонично в мире, им многое может быть открыто из того, что считается тайнами души и мироздания, им многое известно из того, что мы – взрослые пытаемся понять и проверить сложными умозаключениями.

Маргарита Юркова: «Тема детей для меня сегодня становится шире в сфере текущих событий и всех мировых конфликтов, которые происходят и происходили всегда и везде.
У меня есть работы, например, вооруженный военный вертолёт, а под ним мирно гуляющие дети… я искренне делала их, есть такие работы, созданные давно, и, может быть, им как раз сейчас время.

Очень интересный образ девочки в красном, заколка на собранных волосах, будто маленькая корона, и светлое лицо выделяется на темном фоне так, что образ кажется объемным, выходящим к зрителю за рамки полотна.

Маргарита Юркова: «Это Эльвира дочка одной из сотрудниц Дома Творчества Тарусы».

Куда бы не отправилась отдыхать Маргарита, там непременно рождаются новые картины, и дети всегда самые желанные модели для ее портретов.
«Сейчас они все взрослые: Настя — ветеринар, Ксюша — архитектор, Равиль — офицер, Лиля — учитель, Игорь — предприниматель, а Яна с крылышками — мама троих детей» — описывает одну из своих работ Маргарита, и из этого пояснения становится очевидным, что все сложилось прекрасно у этих детей, запечатленных художником несколько лет назад, сбылось счастливое настроение портрета, воплотилось в жизнь. Художник всегда пророк. Хороший художник — особенно.
В этом и есть удивительная сила искусства. В предвидении, в предвосхищении, в умении приблизить к нам, современникам автора то, что грядет и уже витает в воздухе, обозначая связь искусства и жизни, художественного замысла и реальности.

Художник  Маргарита Юркова фрагмент проекта  "Мер-Ка-Ба" автор концепции  "Осознание Сотворчества"

Художник
Маргарита Юркова
фрагмент проекта
«Мер-Ка-Ба»
автор концепции
«Осознание Сотворчества»

Сюжеты ее картин парадоксальны и логичны одновременно. Это особенная логика, связывающая фантазию и реальность теми абсолютно точными образами, которые помогают постичь сущность мира, связь метафизического и очевидного. Ангелы-младенцы Маргариты Юрковой относят зрителя к античным образам и в то же время участвуют в картинах современной жизни, указывая нам на свою вездесущность, свое постоянное и вечное присутствие.

Художник  Маргарита Юркова

Художник
Маргарита Юркова

Творчество Маргариты рождает мысль – «Ангелы среди нас, и все, что происходит, непременно связано с Божественным замыслом». Маргарита трактует образ Ангела не только в метафизическом, но и в земном значении, приблизив этим божественную сущность к земным реалиям; ее Ангелы будто состоят из плоти и крови, часто они — жизнерадостные, играющие младенцы, забавляющиеся, озорные, которым присущи все черты детских характеров. На это указывает и открытый красный, которым Маргарита пишет их тела – цвет глины, из которой Бог создал тело Человека, цвет плоти, цвет страсти. И, тем не менее, они, несомненно, — наши Хранители, как воплощение доброго покровительства свыше. Так хранят нас счастливое настроение, добрые дела, позитивные мысли, осознание красоты и совершенства мира.
Она не просто создает некий фантазийный мир на своих полотнах, в котором как в раю, соседствуют Люди, Звери, Птицы, Ангелы, она отражает суть самого отношения к миру – позитивную природу человека и мироздания. Ее керамические скульптуры кажутся порой древними артефактами, и одновременно — современным осмыслением, в лучших традициях современного искусства обращением к изначальному, извечному, исконному в поисках связей художественных, духовных, философских.

Отсюда и истоки проекта Маргариты Юрковой – «Мер-Ка-Ба». И снова – в центре сюжета — ребенок, прообразом его изображений послужили детские портреты внука Маргариты Ивана. Бабочка, как символ души и совершенства, распахнула крылья под изумленным взглядом мальчика. Вот он – совсем младенец, затем — удивленный малыш, и, наконец, задумавшийся подросток. Восемь монументальных композиций «Мер-Ка-Ба», расположены автором, как портал в некий мир глобальных осмыслений реальности. Предвосхищает этот «вход в иное» – звездный тетраэдр – фигура, которую можно воспринимать как трехмерную Звезду Давида, модель Вселенной, символизирующую мироздание в полном равновесии.

2010 год.
МЕР-КА-БА
Эту красивую фигуру называют звездный тетраэдр. Тетраэдр, действительно, похож на звезду, вершины которой устремлены во всех направлениях пространства. Его конструкция идеальна, но, может быть, благодаря именно этим выверенным пропорциям и вместе с тем, магической красоте, мы начинаем предполагать, что звезды во Вселенной, планеты, галактики и сам человек — это не результат случайных столкновений гигантских молекулярных облаков, а запланированный глобальный проект, наполненный высоким смыслом. В чем суть его? Издревле и до наших дней еще никто сумел разгадать тайну Вселенной. Никакие математические формулы и художественные выражения не приблизили нас к великой разгадке, но самые удачные попытки заглянуть в бесконечность вариантов рождают вдохновенные замыслы, один из которых проект «Мер-Ка-Ба» Маргариты Юрковой. Звездный тетраэдр считается основой генетического кода Вселенной. Его строгие линии выверены математически, и, тем не менее, тетраэдр воплощает собой не только формулу идеальных пропорций, но и живой души.

Маргарита Юркова: «Мир мы воспринимаем трехмерным, но на самом деле мир — многомерен. А Мер-Ка-Ба — это транспорт в межпространстве, помогающий нам преодолевать измерения, и у каждого из нас есть своя меркаба. Меркаба каждого из нас — это тот энергетический посыл, который переносит нас из нашей трехмерности в другие пространства, где мы можем выглядеть совершенно иначе. Вот такая форма — тетраэдр — в нашем трехмерном воплощении — это сакральная форма геометрическая, которая гармонизирует пространство, так же как образное выражение Инь — Янь. Тетраэдр является связующим звеном каждого из нас со всеми многочисленными мирами».

Маргарита Юркова Участник проекта "Юрьева Ночь. Созерцание космоса" в Творческой Мастерской Рябичевых

Маргарита Юркова
Участник проекта
«Юрьева Ночь. Созерцание космоса»
в Творческой Мастерской Рябичевых

Образы-символы как ключи к таинственным лабиринтам присутствуют во многих произведениях художника и заключают множество трактовок сюжета. Но не надо полагать, что философские идеи художественного проекта уводят зрителя в таинственные чертоги замысловатых рассуждений и умствований. Большинство зрителей инсталляции имели весьма поверхностные представления о древнем учении, основная идея которого — идея вознесения из трехмерного пространства в более высокие сферы. И если обобщить, то теории Мер-Ка-Ба, некоторым образом, совпадают с основными задачами искусства, ведь творчество — это тоже устремление, движение от известного к новому, а значит переход за пределы привычных представлений.
Стена, на которой размещается инсталляция «Мер-Ка-Ба» становится символом портала, выхода в другое измерение, не в иллюзорный мир придуманных образов, а в сакральный, скрытый от посредственного взгляда мир тонких духовных связей. Маргарита Юркова знает многое о тонких мирах, проникает в них легко и свободно, и пропуском ей служат ее вдохновение, духовный опыт, мастерство и талант и сотни образов, ведущих в фантастические сферы воображения. В ее картинах закодированы события реальной жизни и мечты. Их можно разгадывать бесконечно и однажды они могут станут судьбой, как предвидение художника. Они всегда рядом с реальными героями — написанные ею тигры, собаки, коты, птицы, рыбы, удивительные цветы и бабочки, напоминающие нам о возможности жизни в Эдеме, стоит нам только открыть свое сердце чудесному.
Образы библейской истории, мифы, легенды, собственное видение автора, детские портреты, пейзажи тесно переплелись в единый сюжет, объединенный не столько литературной повествовательностью, сколько общим смыслом — ярким выражением идеи единства мироздания.

Художник  Маргарита Юркова Композиция  "Мир всем" Портрет дочек Рябичевых  Софии и Даниэлы холст, масло 120х100 2014 г.

Художник
Маргарита Юркова
Композиция
«Мир всем»
Портрет дочек Рябичевых
Софии и Даниэлы
холст, масло
120х100
2014 г.

ИНДИЯ, ЛЮБОВЬ МОЯ
К этой выставке художник Маргарита Юркова начала готовится после того, как одна из ее работ на индийскую тему была высоко оценена господином Пунди Шринивасаном Рагхаваном (Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Индия в России 2014-2016 гг..). Тогда то и родилась идея экспозиции в Индийском Посольстве. В древней истории и эпосе Индии Маргарита находит общие черты, связывающие культуры не только двух стран — Индии и России, но и всего человечества. И это видение концептуально отражает суть ее проекта «Осознание Сотворчества» о единстве культурного пространства, мира и народов.

«Мы с тобой одной крови! Ты и я» — второе название выставки. То, что известный сюжет Киплинга близок по духу представлениям Маргариты о жизни и взаимоотношениях людей, видно с первого взгляда на ее полотна, где все наполнено бесконечной любовью, внутренней гармонией и осознанием неразрывной связи. Тогда куратор выставки обратила внимание на одну из работ экспозиции — изображение Богоматери, написанную много лет назад. Маргарита написала образ Богоматери с бинди на лбу, в индуизме — знак правды, так называемый «третий глаз, и эта картина стала как бы обращением из прошлого к участниками индийского вернисажа. Диптих Маргариты «Поклонение Волхвов» тогда назвали «Свет идет с Востока». В штате Гоа в Индии есть Церковь Трех Волхвов. Она посвящена волхвам, явившимся к рожденному Иисусу с дарами. Доподлинно неизвестно, откуда именно пришли Волхвы, но определенно с Востока. И предполагается, что один из них жил в Индии. Так произведения Маргариты Юрковой соединили Восток и Запад, культуру и традиции, духовный мир людей, живущих на разных континентах.

Маргарита Юркова В этой работе "Индия, Любовь Моя" художник отразила не только свои чувства, но и историю семьи скульпторов Рябичевых, чье творчество связано с Индией.  Скульпторы Рябичевы Дмитрий и Александр -- авторы монументальных портретов Махатмы Ганди, Индиры Ганди и Джавахарлалу Неру, установленных в Индии и в России

Маргарита Юркова
В этой работе «Индия, Любовь Моя»
художник отразила не только свои чувства, но и историю семьи скульпторов Рябичевых, чье творчество связано с Индией.
Скульпторы Рябичевы Дмитрий и Александр — авторы монументальных портретов Махатмы Ганди, Индиры Ганди и Джавахарлалу Неру, установленных в Индии и в России

БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГАРИТЫ ЮРКОВОЙ
Маргарита использует опыт не только православных иконописцев, но и западные традиции изображений Святого Писания. Но в моем творчестве, — говорит художник, — библейские сюжеты, — это, скорее, осмысление темы, чем изображения конкретных историй. Маргарита не отталкивается напрямую от иконописных образов, хотя и Феофан Грек и Андрей Рублев и другие известные иконописцы оказали влияние на ее духовное и творческое взросление, но в своих работах она обращается к общим чувствам, возникающим от возвышенности темы, ее глубины и значимости.

Маргарита Юркова:
«Я пытаюсь осмыслить библейскую тему не так, как ее видят иконописцы, а через народное творчество. Через первозданную красоту мира и отношений, как ее увидел бы непосредственный человек, неискушенный в канонах изобразительного искусства, но чувствующий душой, сердцем, внутренним взором.»

Маргарита Юркова  "Рождество"  96х120  1996 г.

Маргарита Юркова
«Рождество»
96х120
1996 г.

Она рисует шариковой ручкой на бумаге, без поправок, без купюр, стремительно, будто в порыве, когда автор сам не ведает о следующем шаге, доверившись вдохновению.
Ее композиции не столько продуманные, сколько прочувствованные. Она не расставляет со всей определенностью фигуры, не создает подготовительных эскизов, в живописи не смешивает теплые и холодные оттенки и даже вовсе не использует палитру, выдавливая краску прямо из тюбика. И в этом видит не технологию, но философию цвета.

Новый 2021 год Маргарита открыла большой выставкой во Владимире. В середине января состоялось событие, к которому она готовилась несколько лет, и эта выставка предстала грандиозным в ее творчестве прорывом, позволяющим увидеть не только художественные достижения, но и философские представления автора, стремящегося объединить познания человечества о мироздании в единую концепцию взаимосвязей.

Маргарита Юркова: «Я впервые увидела себя со стороны на своей персональной выставке во Владимире, где в Центре пропаганды искусства на площади в 1000 метров я вдруг оказалась на некоторое время одна в огромном зале со своими работами, и рядом были еще несколько таких же моих залов, и неожиданно для себя я испытала незнакомое мне раньше чувство, отчетливо увидела себя со стороны, как стою среди своих полотен, скульптур, множества работ, в тишине, наедине с этим миром, созданным мною, и очень отчетливо ощущаю, что в нем, в этом мире вся моя жизнь, все мои переживания обо всем, что меня окружает, переживания за планету, за нас, живущих сегодня и за тех, кто придет после нас, за Землю, за Космос. И этот огромный мир в моих работах тоже смотрел на меня, и я чувствовала себя под его взглядом маленькой маленькой.»

Творчество — это всегда следующий шаг на большом пути, когда за плечами остается уже известное, а впереди ждет множество открытий, бесконечных, неисчислимых, неизмеримых, как небо, усыпанное звездами. Художник Маргарита Юркова маленькая и хрупкая женщина посреди созданного ею огромного мира художественных сюжетов постоянно и навсегда на этом нескончаемом звездном пути, увлекающим и нас вслед за автором в мир образов, высоких смыслов и прекрасных чувств.

Маргарита Юркова Автопортрет

Маргарита Юркова
Автопортрет

Маргарита Юркова Крещение

Маргарита Юркова "Новороссия" Художники призваны отражать красоту мира, но также отзываться в своем творчестве на происходящие события.  Художники -- послы мира, которые своими сюжетами не только приумножают прекрасное, но служат добру, милосердию, мудрости.

Маргарита Юркова
«Новороссия»
Художники призваны отражать красоту мира, но также отзываться в своем творчестве на происходящие события.
Художники — послы мира, которые своими сюжетами не только приумножают прекрасное, но служат добру, милосердию, мудрости.

Художник  Маргарита Юркова  Выставка в галерее "Интерколор"  2003 г.

Художник
Маргарита Юркова
Выставка в галерее
«Интерколор»
2003 г.

Художник Маргарита Юркова Автопортрет 60х40 1991 г. холст, масло

Художник
Маргарита Юркова
Автопортрет
60х40
1991 г.
холст, масло

Художник  Маргарита Юркова Керамика, декоративное блюдо "День рождения"  1972 г.

Художник
Маргарита Юркова
Керамика, декоративное блюдо «День рождения»
1972 г.

Художник  Маргарита Юркова  "Столбики"  шамот,  высокий обжиг  1983 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Столбики»
шамот, высокий обжиг
1983 г.

Художник  Маргарита Юркова  "Мальчик-цветок" высокий обжиг  1982 г.

Художник
Маргарита Юркова
«Мальчик-цветок»
высокий обжиг
1982 г.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Лев Маргарита Юркова, керамика..

Маргарита Юркова керамика Греческие, критские мотивы присутствуют и в самых ранних работах Маргариты Юрковой.  Еще до графики и задолго до появления критского альбома,  Маргарита вдохновлялась образцами античных мастеров, создавая собственные метафорические образы.

Маргарита Юркова
керамика
Греческие, критские мотивы присутствуют и в самых ранних работах Маргариты Юрковой.
Еще до графики и задолго до появления критского альбома,
Маргарита вдохновлялась образцами античных мастеров, создавая собственные метафорические образы.

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, Маргарита Юркова керамика, Обезьянка

записки о художниках АРТ-РЕЛИЗ.РФ, художник Маргарита Юркова......

Художник  Маргарита Юркова

Художник
Маргарита Юркова


О ХУДОЖНИКЕ МАРГАРИТЕ ЮРКОВОЙ

Маргарита Николаевна Юркова родилась 22 января 1946 года в Москве
В 1969 году окончила ГХПУ имени Строганова
С 1971 года член молодежного объединения СХ СССР
С 1973 года член Союза художников СССР
С 2013 года действительный член Академии Народного искусства
Участник Московских, Зональных, Всероссийских, Всесоюзных выставок с 1971 г.
Молодежные выставки в Варшаве, Берлине, Вене в 1973 г.
1980 г. — Персональная выставка в культурной программе Олимпиада — 80 в Москве
1989 г. — Персональная выставка на библейскую тему в Варшаве
1991 г. — Персональная выставка в Доме художника, Кузнецкий мост, 11
1993 г. — Персональная выставка в Комитете защиты мира
1995 г. — Персональная выставка в ЦДРИ
1998 г. и 2010 г. – Персональные выставки в галерее Каrl & Klara Amsterdam
2000 г. — Концептуальный проект «Город ХХI века» под эгидой правительства Москвы
2003-2004 гг. – Персональные выставки в Москве
2007-2009 гг. — Проект «Осознание Сотворчества» автор, участник и куратор проекта МОСХ России, многие другие групповые и персональные выставки
2013 г. — авторский проект «Мер-ка-ба», Творческая Мастерская Рябичевых
2014 г. — участие в экспозиции «С любовью к миру», посвященной Международному Дню толерантности и конференции в Центре культуры и милосердия Ф.П. Гааза
с 2014 г. — участник выставок проекта Маргариты Сюриной и Творческой Мастерской Рябичевых «Портрет Российской словесности» в Музее Марины Цветаевой, в ВЗ «Колорит», в Зале Творческой Мастерской Рябичевых
2015 г. — участие в выставке «Индия. Вдохновение. Образ» в рамках экспозиции Творческой Мастерской Рябичевых в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2016 г. — участие в выставке «С любовью к миру» в Дипломатической Академии МИД РФ
2016 г. — персональная выставка «Критский альбом» в Творческой Мастерской Рябичевых
2016 г. — персональная выставка «Индия, любовь моя» в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2017 г. — участие в выставке в ЦДХ «Московские сезоны»
2017 г. — Выставка «Василий Корень, 17 век и осознание современными художниками библейской темы», Творческая Мастерская Рябичевых
2018 г. — персональная выставка в Музее иконы, г.Владимир
2019 г. — участие в выставке в рамках проекта Константина Полякова (Gandi) в Культурном центре им. Дж.Неру, Посольство Республики Индия
2019 г. — участие в выставке «Без покровов», ВЗ Кузнецкий мост, 20
2020 г. — участие в выставке в ARTPLAY, в рамках проекта Галины Мажейкиной
2021 г. — Персональная, ретроспективная, юбилейная выставка в Центре пропаганды ИЗО, г.Владимир
2021 г. — Выставочные залы Культурного комплекса г. Владимир

Музеи, в которых есть работы Маргариты Юрковой: Музей-заповедник «Царицыно», Музей-усадьба Кусково, Всероссийский музей декоративного искусства, Башкирский музей им. Нестерова, Государственный музей искусств Казахстана,Томский областной художественный музей, Омский областной музей изобразительных искусств,
Брянский художественный музей, Ярославская художественно — картинная галерея, Музей изобразительных искусств Еревана, Художественный музей Норильска,
Донецкий областной музей, Мемориальный музей космонавтики в Калуге, Музей иконы во Владимире, Музей народной графики Москвы и многие другие

София Загряжская, «Пространственно-временной континуум в живописи и графике Маргариты Юрковой»

Маргарита Юркова "Пространственно-временной континуум" 80х120\ 2023 г.

Маргарита Юркова
«Пространственно-временной континуум»
80х120
2023 г.

Каждое произведение Маргариты Юрковой можно отнести к художественно-философскому жанру, предлагающему зрителю тему для размышлений и осознания. Проект, над которым Маргарита работает много лет так и называется «Осознание сотворчества». Ее живопись и графика интерактивна, в ней зритель, заинтригованный, следуя за мыслью автора, находит свои отражения и свою общую с картиной историю. Напрямую или опосредовано Маргарита выражает искренние и спонтанные чувства в композициях, будто бы, случайных, на первый взгляд, но глубоко продуманных и осознанных в течение долгих духовных поисков и исследований главных для человечества тем. Сюжеты и картины рождаются быстро, приходят как озарение, и вот мы видим на одном полотне справа на лево: заяц и кот — год 2023, космический корабль — технологии будущего, образы людей, объединенные разными эпохами — настоящее и прошлое, и Ангел трубящий — библейская вечность. «Пространственно-временной континуум», картина 2023 года наполнена символами и знаками, смысловыми аналогиями, и монументальностью и замысла и размера полотна.

 Маргарита Юркова "Пространственно-временной континуум" фрагмент

Маргарита Юркова
«Пространственно-временной континуум»
фрагмент


Несмотря на некоторую простоту и даже наивность изображения, творчество Маргариты пронизано опытом изучения искусства предшествующих эпох, в контурах фигур угадываются силуэты фресок древнегреческих храмов и в позах — скульптурные образы. Именно из скульптуры Маргарита Юркова пришла к графике и живописи. Создав за десятилетия галерею выдающихся скульптурных композиций, она продолжила развивать эту тему в техниках, позволяющих не только игру цвета, но и более замысловатые переплетения сюжетных линий.
Собственно, пространственно-временной континуум — это физическая модель; пространство-время — концепция, объединяющая пространство и время в одну абстрактную Вселенную, континуум — среда, обладающая бесконечным числом внутренних степеней свободы. Все эти определения из области физики можно отнести и к искусству, перенести в мир чувств и эмоций. Каждое научное открытие становится не только новым знанием, но и новым вдохновением. Общие законы мироздания, кажется, связаны неким высоко-художественным смыслом. Стремление обобщить эти области в творчестве Маргариты выражено не во внешних использованиях технологий, но в глубине изучения внутренних связей мира, событий и души человека, законов мироздания и развития цивилизаций.

СЛИШКОМ ЯРКО. Персональная выставка ИЛЬИ КОМОВА в DC Gallery продлится до 18 апреля 2025 года. 25 марта художник проведет по выставке авторскую экскурсию


В галерее Евгении Микулиной DC Gallery открылась персональная выставка выдающегося русского живописца Ильи Комова «Слишком ярко». В экспозицию вошло 45 произведений художника в разных жанрах: портрет, пейзаж и натюрморт.
Коренной москвич, выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова, Илья Комов родился в семье с давними творческими традициями: еще его прадед был живописцем, а отец, Олег Комов, — великим советским скульптором. В его творчестве соединились привитые с детства русские живописные традиции, опыт изучения древнерусского искусства и переосмысление европейской живописи, в том числе эпохи Ренессанса. На счету художника около сотни персональных и коллективных выставках в России и за рубежом. Его работы находятся в частных и музейных коллекциях России, Индии, Финляндии и других стран. Илья Комов — член-корреспондент Российской Академии Художеств.
Живописную манеру Ильи Комова часто сравнивают с фовизмом и экспрессионизмом, но на самом деле она глубоко индивидуальна и связана с особой манерой пластического восприятия и осознания реальности. Основной инструмент его живописи — цветовые пятна, силуэты вещей и явлений, которые безупречно гармонично соединяются и взаимодействуют друг с другом, создавая яркие и выразительные образы. Основные жанры, в которых работает Илья Комов — портрет, пейзаж, преимущественно пленэрный, и натюрморт. Цельность творческого подхода художника к натуре очевидна во всех трех жанрах. Его портреты не стремятся к полному сходству, они схватывают эмоциональную суть модели. Его пейзажи раскрывают новое даже в самых знакомых видах. Его натюрморты с теплом и юмором фиксируют маленькие радости повседневности. «Все работы Комова насыщены теплом и любовью к жизни, это яркие, бесстрашные акцентные вещи, к которым хочется возвращаться снова и снова, — говорит куратор выставки и хозяйка галереи Евгения Микулина. — Основные посетители нашего пространства — дизайнеры, и для меня очень важно познакомить их с художником, чьи полотна могут легко «сформировать» вокруг себя интерьер».
Выставка в DC Gallery дает полное и яркое представление о творчестве Ильи Комова, демонстрируя работы разных периодов в уютной, почти домашней обстановке, которая способствует более близкому восприятию искусства.

Выставка продлится до 18 апреля 2025 года.
25 марта 2025 года Илья Комов проведет по выставке авторскую экскурсию.

Галерея работает по будням, с 12 до 19 часов, по адресу: Хоромный тупик, 6.
По вопросам посещения галереи приобретения работ можно обращаться по телефонам + 7 906 088 51 04 и + 7 916 215 92 70.

ПОМАНДЕР — старинный аксессуар, который снова стал актуальным в современной моде

София Загряжская, искусствовед:
«Мы с коллегами — фотографом Дарой Иоанниди, визажистом Еленой Будовниц и автором аксессуаров Александрой Рябичевой создаем фотосессии на тему Ренессанс, и в ходе работы над образами в исследовании характерных деталей костюмов той эпохи, мы открываем новое для себя и видим как многие современные тренды уходят корнями в прошлое. Сейчас мне хотелось бы рассказать об аксессуаре, который пришел из старинных времен и сегодня снова оказался в центре внимания дизайнеров и модников. Помандер я использовала, как дополнение к костюму, посмотрела несколько вариантов, которые подошли бы к созданному для фотосессии платью и остановилась на стилизованной сумочке в виде старинного аксессуара.

Что-то мне подсказало, и я не ошиблась, что помандер как аксессуар был заимствован европейцами у культуры Востока, как и очень многие предметы для красоты и быта, пришедшие в то время.
В моей коллекции первый помандер появилися много лет назад, когда я впервые увидела миниатюрную подвеску, отсылающую к старинной истории. Мне понравилось в ней все — и форма, и ажурное плетение, и возможность открыть и наполнить ароматами, но главное, конечно, история, связывающая наше время и далекое прошлое. Это всегда интригует и вдохновляет узнать что-то интересное из истории.»

Из истории аксессуара:
Еще в XIII веке появилось описание предмета, представляющего собой шарообразный аксессуар, куда помещались ароматические вещества и душистые травы. Самые первые помандеры изготавливались как мииатюрные реликвии для благовоний и носили культовое назначение, но затем превратились в украшение костюма. Также помандеры помогали бороться с инфекцией, благодаря целебным свойствам душистых трав.
И ароматизаторы и сами помандеры были преимуществом вельможных особ, так как были очень дороги и изготавливались из золота и серебра. Сам помандер крепился к драгоценной цепочке на поясе или на шее, помещался в качестве декоративного элемента на чётки, небольшие экземпляры могли крепиться к кольцу на пальце. Сложные по конструкции помандеры могли иметь внутри несколько складывающихся и раскрывающихся отделов, куда можно было поместить различные ароматические вещества, а снаружи иметь форму яблока, сердца, черепа (по популярной в XV—XVII веках моде на изделия в стиле memento mori), книги, корабля или ореха На портретах того времени многие вельможи изображены в костюмах с этим аксессуаром.

Современные помандеры — копии старинных или созданные в их стиле. Но есть и уникальные авторские экземпляры, которые представляют уже современные артефакты. Несколько лет назад появилась мода на кулончики в виде амфор, которые плотно закрываются и которые также можно наполнить парфюмом. Эти украшения тоже одна из разновидностей помандера.

ДАРА ИОАННИДИ, СОФИЯ ЗАГРЯЖСКАЯ, АЛЕКСАНДРА ЗАГРЯЖСКАЯ РЯБИЧЕВА, ДАНИЭЛА РЯБИЧЕВА, ЕЛЕНА БУДОВНИЦ. Авторы фотосессий в ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ РЯБИЧЕВЫХ

Фотосессии в Творческой Мастерской Рябичевых — это художественные концептуальные снимки, отсылающие к истории искусств. С самого начала работы команда поставила задачу на исключительность и художественность изображений, поэтому для каждой темы создается несколько вариантов костюмов, авторских украшений и дизайнерских аксессуаров. Референсами служат шедевры искусства, описание исторических событий, легендарные персонажи. Подготовка к каждой фотосессии занимает иногда больше месяца, чтобы получить в день съемки несколько уникальных кадров. Но результат стоит кропотливой работы, созданные снимки выходят в топ лучших фотографий известных фотоконкурсов, появляются в публикациях о моде и стиле жизни, на художественных выставках. А истоки этого проекта для участников Мастерской Рябичевых уходят корнями в то время, когда на стендах одной из самых престижных московских Выставок Арт-Манеж несколько лет подряд появлялись их новые, вошедшие в каталоги художественные снимки, которые, благодаря размеру и оформлению некоторые зрители принимали за живописные произведения.

София Загряжская искусствовед, стилист фотосессий Творческой Мастерской Рябичевых

София Загряжская
искусствовед,
стилист фотосессий
Творческой Мастерской Рябичевых

София Загряжская искусствовед, стилист проекта:
«Сначала изображения появляются в набросках, в воображении, в мыслях. Образ читается не напрямую, а через ассоциации, через детали, через атмосферу кадра. А когда выбираем локацию — через антураж или предметы интерьера. «Ренессанс» — любимый проект в соавторстве с Дарой Иоанниди, Еленой Будовниц, Александрой Рябичевой и Даниэлой. Прекрасная эпоха, великолепный век! С этими авторами мы также сделали серии «Воительница», «Русская охота», «Царевна», снимки для нашего авторского проекта «Первая Выставка на Луне».

Александра Загряжская автор аксессуаров для фотосессий

Александра Загряжская
автор аксессуаров
для фотосессий

Александра Загряжская Рябичева, автор аксессуаров:
«В образе с высокой короной мы постарались совместить традиции двух культур — России и Индии. Многослойность аксессуаров и платья уравновесила цветовая гамма, выбрали золотисто-терракотовые оттенки, в которых выполнено все — топ-корсет из органзы, шелковая юбка и главный аксессуар — высокий, очень высокий кокошник. Получился образ, несмотря на избыточность деталей, достаточно лаконичный. Больше всего меня заботила устойчивость короны при ее высоте в сорок пять сантиметров, в ней должно было удобно двигаться. Удивительно, но при том, что она расшита мелкими и средней величины бусинами, она получилась легкой, и не понадобилось никаких дополнительных креплений, кроме традиционных атласных лент. Я ахнула, когда увидела то, что получилось на снимках, меня это очень вдохновило! Эта фотосессия вошла в выставочный проект «Индия, любовь моя!», в котором участвовали работы художников, посвященные разнообразию и единству мировых культур.»

Даниэла Рябичева  художник

Даниэла Рябичева
художник

Даниэла Рябичева художник: «Фотосессия в стиле эпохи Ренессанс – результат нашей общей любви к красоте и искусству. Особенное волшебство — невероятная трансформация внешности с помощью макияжа и прически! Среди украшений на мне были длинные массивные серьги, созданные специально для фотосессии, но интересно, что называются они «Русский Ренессанс», и в них использованы фигурки маленьких покрытых матовым золотом матрешек, а читаются они в этом образе как затейливые византийские подвески. В комплекте с настоящими винтажными, повторяющими старинные украшения того времени, эти серьги сделали мой образ. Во время съемок мы увлеклись обсуждением фильмов и сериалов о Возрождении. Мой образ у всех вызвал ассоциации с Лукрецией Борджиа в исполнении Холлидей Грейнджер. «Борджия» один из моих любимых сериалов, где каждый кадр как произведение искусства».

Дара Иоанниди фотограф

Дара Иоанниди
фотограф

Дара Иоанниди, фотограф:
«Я вдохновляюсь эстетикой прошлых эпох – древней Грецией, Рыцарской Готикой, Эпохой Модерна… Каждая наша съемка — это прыжок на машине времени в минувшие столетия (даже плейлист на съемку подбираю тематический, чтобы создать правильную атмосферу). Нас всех объединяет любовь к искусству, и иногда картина какого-то художника становится референсом к съемке, например «Сикстинская Мадонна» Рафаэля стала вдохновением для самой первой моей фотосессии в мастерской Рябичевых, где мы строили декорации своими руками.
Я использую достаточно кропотливую «картинную» обработку, чем-то напоминающую масляную живопись своими густым и темными цветами. Я люблю когда образ как бы «высвечивается» из мрака фона.
Одна из моих любимейших серий – рыцарская. Для съемки была взята реплика миланского готического доспеха, весом почти 40 кг. В сочетании с воздушными тканями образы получились завораживающими…»

Елена Будовниц визажист, стилист причесок

Елена Будовниц
визажист, стилист причесок


Елена Будовниц, визажист:
«Эпоха Ренессанса — время, когда художники и мыслители начали исследовать человеческую природу, подчеркивая красоту, гармонию и изящество. Я вижу в этом времени сосредоточение на деталях, изысканные прически с витьеватыми элементами, которые способны превратить простое в великолепное, и легкий свежий макияж, подчеркивающий свет божественного в человеке.
Моя задача не просто воссоздать образ с помощью макияжа и прически, а перенести душу эпохи в современность, сохраняя её магию.
В образе с кокошником соедининяется русская традиция с восточной экзотикой, здесь читается образ русской царевны в украшениях и наряде, которые перекликаются с образами индийских богинь. Это уникальное сочетание культур позволяет передать красоту и величие, присущие обеим традициям. Я хотела подчеркнуть утонченность и в то же время силу (здесь вспоминаются индийские богини), переплетая изящество с царственностью и могуществом, используя современные тренды в макияже.
Каждый наш проект — это попытка интегрировать культуру и традиции, чтобы создать нечто уникальное и современное.»

МАРИНА ЗВЯГИНЦЕВА. Проект УСКОЛЬЗАЮЩИЙ СОН в выставочном пространстве творческого института ИГУМО

Сон наяву: художник и студенты превратили обычные подушки в произведения
искусства. Поражающие воображение арт-объекты из подушек станут частью партиципаторной выставки «Ускользающий сон». В совместном паблик арт-проекте известного художника Марины Звягинцевой и студентов ИГУМО искусство станет мостом между сознанием и подсознанием. Участники проекта переосмыслили бессознательные процессы, которые происходят с человеком во время сна, и визуализировали их в своем творчестве.
«Каждый человек проводит во сне 1/3 своей жизни, и именно в процессе сна наши скрытые эмоции приобретают образы. Сон – это дверь в наше подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения», — говорит автор проекта «Ускользающий сон» Марина Звягинцева.
В своем новом проекте известный паблик-арт художник Марина Звягинцева предлагает погрузиться в мир сновидений. Путешествие сквозь ночные грезы символично начнется в Международный день сна, который во всем мире отмечают 14 марта.
Инсталляция будет представлена в выставочном пространстве творческого института ИГУМО. Посетители экспозиции увидят инсталляции и картины Марины Звягинцевой, созданные методом «биотипия». В своих работах «Лабиринты подсознания», «Медитация», «Ворох подсознаний», «Полнолуние», «Депрессия» художник визуализировала различные состояния сна: от легкого перехода в мир отдыха до глубокого умиротворенного сна и ярких эмоциональных сновидений.
«Когда я писала первую картину к этому проекту, то думала только о бессоннице и о том, как она поглощает нас. Держит в своих оковах, и кажется, что из нее не вырваться. И в связи с тем, что один из главных героев бессонницы – подушка, внутри нее может отразиться что угодно», — рассказывает художник.
При помощи подушки свое неповторимое художественное высказывание сделали и студенты. Участие в паблик арт-проекте «Ускользающий сон» приняли не только учащиеся дизайн-направления, но и психологи и фотографы.
«Вот интересно, что бы было, если бы подушка могла хранить всю полученную информацию от своего хозяина? Просто представьте себе такую возможность», — размышляет автор проекта Марина Звягинцева.
Идея создать паблик арт-проект в формате партиципаторной выставки «Ускользающий сон» принадлежит Марине Звягинцевой. После завершения сессии, когда все студенты только и мечтают о сне, художник раздала им подушки. «Облака грез» стали главным медиумом выставки. Коридоры альма-матер превратились выставочное пространство, и каждая их подушка — в отдельное высказывание.
«Проект «Ускользающий сон» дает возможность молодым авторам переосмыслить тему сновидения посредством искусства. Сон – это состояние, в котором прерывается сознательная связь с реальным миром. Не удивительно, что такое состояние привлекало художников на протяжении всей истории искусств», — говорит сокуратор проекта, заместитель ректора по творческой деятельности ИГУМО Елизавета Землянова.
Схожую схему Марина Звягинцева реализовала в 2009 году в проекте «Спальный район», где каждому художнику выдавалась своя кровать, а далее из них была собрана тотальная инсталляция.
В проекте «Ускользающий сон» художник размышляет о сне, визуализируя
бессознательные процессы, которые происходят с человеком в моменты сна.
В трудах известных психоаналитиков подушка также служит своеобразной метафорой. Не спроста к арт-проекту Марины Звягинцевой присоединились специалисты в области психологии – эксперты Московского института психологии (МИП). Они помогут больше узнать о бессознательном и объяснить те или иные сновидения с точки зрения науки, изучающей проявления и механизмы психики человека. «По мнению Зигмунда Фрейда, сон – это не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, неосуществленные желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», — считают психологи МИП.
Открытие выставки 14 марта. Закрытие выставки 9 апреля.
Расписание экскурсий: 22.03 в 16:00, 29.03 в 16:00, 09.04 — закрытие выставки, объявление результатов конкурса.
***
Выставка «Ускользающий сон» художника Марины Звягинцевой
Место проведения: Галерея ИГУМО (Институт гуманитарного образования и
информационных технологий)

Адрес: ИГУМО, ул. Верхняя Первомайская, 53 (пешком 7 минут от м. Первомайская)

Даты выставки: 14 марта – 9 апреля

Пресс-показ и открытие: 14 марта в 16.00

Сайт ИГУМО

Сайт художника Марины Звягинцевой
***
Дополнительная информация:
Возраст: 12+
Вход: бесплатно

Регистрация на Timepad:
14 марта, начало в 16.00: https://marina-zvyagintseva.timepad.ru/event/3261819/
22 марта, начало в 16.00: https://marina-zvyagintseva.timepad.ru/event/3261820/
29 марта, начало в 16.00: https://marina-zvyagintseva.timepad.ru/event/3261821/
Посетителям, оформившим бесплатный электронный билет, для прохода на выставку
«Ускользающий сон» необходимо предъявить на входе паспорт.

В Галерее БЕЛЯЕВО выставка ДИНАСТИЯ КЕДРИНЫХ. Куратор ДМИТРИЙ БУТКЕВИЧ при участии Галереи ARTSTORY. Адрес: МОСКВА, улица ПРОФСОЮЗНАЯ, дом 100


Партнер проекта: галерея современного искусства ARTSTORY
Ссылка на сайт организатора

В галерее Беляево Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась Выставка «Династия Кедриных», которая объединяет работы большой творческой династии художников: ее основателя Вениамина Кедрина, его сына Александра и его внучатого племянника – Дмитрия, а также поэтические произведения еще одного представителя известной семьи – советского поэта Дмитрия Кедрина. В построении экспозиции четко прослеживается линия, ведущая от фигуративных и абстрактных работ старших представителей династии к творческим поискам младшего, совмещающего оба направления.

Вслед за художником Вениамином Николаевичем Кедриным (1899 – 1979) посетители выставки окажутся в Старом Ташкенте, в других городах Узбекистана, познакомятся с бытом и портретами жителей Советского Востока. В отдельный раздел в юбилейный год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне будут вынесены военные агитплакаты, сделанные разными художниками в выпусках «Окна УзТАГ», которые инициировал и возглавил В.Кедрин в 1941 г. Здесь же можно будет прочитать стихи поэта и переводчика, троюродного брата Вениамина, Дмитрия Борисовича Кедрина (1907 – 1945), знаменитого, в том числе, и патриотическими, военно-фронтовыми стихами.

Разные этапы творческого и жизненного пути Александра Вениаминовича Кедрина, отмечающего в этом году своё 85-летие, включают восточный и «керамический», андеграундный и абстракционистский периоды. В работах этого живописца и монументалиста гармонично сосуществуют идеи западного искусства вместе с глубоким погружением в традиционную культуру Азии. Экспрессивные натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, портреты и яркие абстракции, – всё это присутствует в его творчестве. Апогеем своего творчества этот самобытный мастер второй половины XX – начала XXI века считает беспредметную живопись. В ней А.Кедрин видит возможность для высшего проявления свободы творчества.

Дмитрий Олегович Кедрин родился в Москве в 1962г. Он внук поэта Д.Б. Кедрина и внучатый племянник художника В.Н. Кедрина. В 1986г. окончил Московский Полиграфический институт по специальности «художник-график». Работал в области рекламы, графического дизайна и иллюстрации. На выставке будут представлены как фигуративные, так и абстрактные работы Дмитрия Кедрина. Во всех присутствуют свои пластические связи и закономерности. А, главное, прослеживается явная логическая связь и с фигуративами Вениамина и абстракциями Александра Кедриных.

Куратор выставки: Дмитрий Буткевич.

ЛАБИРИНТ. Символ и образ от доисторических времен до современного искусства

На Соловецких островах в Белом море обнаружено около 30 каменных лабиринтов. Древнейшие из них, по мнению археолога Александра Мартынова, были созданы во II–I тыс. до н. э., а некоторые относятся к Средневековью. Назначение этих загадочных сооружений до сих пор остаётся предметом споров. Одни исследователи считают их частью ритуалов, другие — древними ловушками для рыбы или даже астрономическими календарями.

На Соловецких островах в Белом море обнаружено около 30 каменных лабиринтов. Древнейшие из них, по мнению археолога Александра Мартынова, были созданы во II–I тыс. до н. э., а некоторые относятся к Средневековью.
Назначение этих загадочных сооружений до сих пор остаётся предметом споров. Одни исследователи считают их частью ритуалов, другие — древними ловушками для рыбы или даже астрономическими календарями.


Интересно, что лабиринт, как образ, символ и архитектурная форма появился издавна во многих культурах, не имеющих общих корней и связей. Существует объяснение, что лабиринты — нерукотворные, а естественно образованные временем, ветрами и стихиями, — встречаются на разных континентах, и таким образом идея могла быть заимствована у природы, а позднее трансформирована в художественном воображении, наделив лабиринты загадочными особенностями в мифах и легендах. Но и природные лабиринты в скалах или пещерах зачастую выглядят как запутанные дороги, и, как правило, образ лабиринта, в первую очередь, олицетворяет путь со множеством преград, загадок, вариантов решений. Так лабиринту можно придать множество философских смыслов, от символа мироздания до скрытых глубин человеческого разума. Лабиринт в произведениях изобразительного искусства и архитектуры выглядит эффектно с точки зрения геометрических построений, и маняще из-за попытки при первом же взгляде добраться до его решения.

На фото: Каменный город — одно из самых живописных мест Западного Урала, которое создала сама природа. Каменные лабиринты из величественных скал развернулись на огромной площади в 30 гектаров.

Панно «Тесей и Минотавр» из Алмазного дворца в Ферраре (Италия), 1493–1503 гг., хранится в Лувре

Панно «Тесей и Минотавр» из Алмазного дворца в Ферраре (Италия), 1493–1503 гг., хранится в Лувре

В лабиринт легко войти, но трудно найти путь назад. Самый известный лабиринт связан с именем Минотавра — заточенного чудовища, которому в качестве дани присылали самых красивых девушек и юношей.

Тесей — легендарный герой, добровольно отправился с молодыми людьми, чтобы не только победить Минотавра, но и найти путь назад. Влюбленная в Тесея Ариадна научила его, как выбраться из лабиринта с помощью нитей, которые помогли юноше проложить путь от входа и по ним вернуться обратно.

Эдуард Мхоян скульптура выставки  "В гостях у Минотавра" в Музее Эрарта, 2025 г.

Эдуард Мхоян
скульптура выставки
«В гостях у Минотавра»
в Музее Эрарта, 2025 г.

Благодаря мифам о чудесных спасениях, преодолениях многих испытаний в трудном запутанном пути и обретению правильного выбора, лабиринт стал символом возрождения ведущего к новой жизни. Прохождение через лабиринт символизирует новое рождение человека, его преображение после многих испытаний.

Образ лабиринта в некоторых культурах использовался как оберег. Согласно древним представлениям, нечистая сила могла двигаться только по прямой, а повороты лабиринта завлекали ее в ловушку.

На фото: произведение голландского художника Крийна де Конинга, который специально для британской галереи современного искусства Turner Contemporary в Маргите создал яркий архитектурный лабиринт Dwelling. Инсталляция выполнена из окрашенных в разные цвета деревянных балок с вырезанными дверными и оконными проемами.

КОНСТАНТИН ЕЛИХОВ. Выставка в МЫТИЩИНСКОМ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Мытищинский историко-художественный музей открывает выставку современного художника- колориста Константина Елихова. На ней представлено 60 произведений мастера; картины, портреты, пейзажи — связанные одной темой. Экспозиция сформирована как пространство, которое пронизывают незримые нити взглядов, поколений, образов и времен — это придает особый эмоциональный накал, внутреннее напряжение, которое не сразу понятно, но в котором и существует зритель, лишь как один из участников художественного действия.

«Любим и чувствуем- значит живем» эпиграф выставки известного
художника. Цвет как самостоятельная субстанция, передающая энергию проходящему через время типу-образу. Особое внимание уделено символу желтого цвета в русской живописи, в произведениях Константина наблюдается та особенность что есть у великих мастеров отечественного искусства – это
восприятие цвета, через срез многовековой культуры. На холстах живописца
лики «глубинных» образов и современных «зумеров», идет столкновение
восприятий на сломе эпох. Все это существуют параллельно «здесь и
сейчас», достаточно погасить гаджет с его одномоментным событием, свернуть с автострад постиндустриального мема, и узреть вечность мига в осколки родного и вечного.

«Образы и смыслы» – философский взгляд мастера на жизнь, в его пейзажах и портретах – вехи пути каждого человека. Это выставка раздумий художника Константина Елихова» — говорит директор МБУК Мытищинского историко-художественного музея Мария Клычникова, сама выставка проходит в рамках проекта «Мытищи -100. Герои. События».

Художник Константин Юрьевич Елихов, родился в 1973 г. Окончил Вятское
художественное училище им. А.А. Рылова и с отличием МГАХИ им. В.И. Сурикова. Лауреат Всероссийских выставок, награжден нагрудным знаком от
ВТОО «Союз художников России». Участник международных и Российских
выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Крупные
персональные выставки проходили в музеях России, в Администрации
Президента РФ, в парижской галерее «Cite Internationale des Arts», в галерее «Московского союза художников». Произведения находятся в музеях, в том числе и в Государственном историческом музее, и в частных коллекциях.

Выставка проходит по адресу: г. Мытищи, ул. Мира 4.
Мытищинский историко-художественный музей
с 10-18 ч.
понедельник, вторник — выходные дни

СОЛНЕЧНЫЕ СНЫ. Художник ИЛЬЯ КОМОВ готовит новую выставку в НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ. Открытие 5 февраля 2025 года

Илья Комов Выставка  "Солнечные сны"

Илья Комов
Выставка
«Солнечные сны»

Новосибирский художественный музей представляет выставку работ известного российского живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова. В экспозиции размещены 70 произведений – пейзажи и портреты. На картинах мастера жизнь предстает яркой и радостной, как солнечный день.

Неповторимый стиль его невероятно яркой и темпераментной живописи сложился из нескольких составляющих: отечественного академизма, древнерусского искусства и цветовых откровений французской школы рубежа XIX–XX веков. Уникальная манера Ильи Комова характеризуется выразительностью и тем, что искусствоведы называют непростой простотой.

Портрет для Ильи Комова — это прежде всего целостный и запоминающийся образ. Портретное сходство, характер и душа человека передаются подчеркнуто яркой цветовой палитрой. С пейзажами же художник предпочитает работу на пленэре, в его работах вы не найдете дробящих композицию подробностей, нет там и сюжетности, скорее, его полотна представляют собой цветовую и пластическую метафору пейзажа, открывают нам его (пейзажа) гармонический смысл.

Илья Олегович Комов родился в 1965 году в Москве в творческой семье скульптора Олега Комова и архитектора Нины Комовой. Учился в школе имени В.Д. Поленова, в Московской средней художественной школе и МГАХИ имени В.И. Сурикова (мастерская народного художника СССР Таира Салахова). В 2012 году избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. С 1987 года принимает активное участие в выставках в России и за рубежом, среди которых более 50 персональных.