Сегодня 15 мая день рождения МОСКОВСКОГО МЕТРО

София Загряжская, искусствовед: «Поздравляю тех, кто строит, тех, кто работает и всех пассажиров метро! У нас очень красивая подземка, наши станции — настоящие дворцы. Несколько лет назад в журнале АРТ-Релиз.РФ я открыла рубрику «Метро. Подземное царство Москвы».

День рождения Московского метро — 15 мая 1935 года, когда открылась первая линия от «Сокольников» до «Парка культуры». Уже тогда стало понятно, что этот проект особенный для города, и колоссальное внимание отводится не только инженерии, но и дизайну грандиозного проекта. Тогда на открытии побывали многие почетные гости из зарубежных стран и журналисты мировых изданий, в числе тридцати журналистов из Франции — Антуан Экзюпери. «Народ, который при реализации метро придает столько значения роскоши и свету, при этом сочетая практичное с приятным, уже построил главное — это уверенность в своем будущем», — писал пораженный Экзюпери.

Во время Великой Отечественной войны метрополитен днём перевозил пассажиров, а ночью превращался в бомбоубежище. В 1941 году во время бомбёжек на станциях укрывалось в общей сложности до 13,9 млн человек. В 1942 году, когда авианалёты стали реже, — 303 тысячи. Во время войны в метро, в целях безопасности, учились школьники, в метро размещали больных и принимали роды. Молодые мамы с новорождёнными находились в специальных зонах с детскими кроватками. Метро тогда работало круглосуточно. Станция «Курская» превратилась в читальню, в которую перевозили книги из Государственной публичной исторической библиотеки. А когда почти все мужчины сотрудники ушли на фронт, появились «женские поезда», которыми управляли только женщины-машинисты. И даже во время войны строились новые станции — «Павелецкая» и «Новокузнецкая» появились в ноябре 1943 года.

По оформлению метро можно проследить историю развития дизайна — станции похожи на залы музеев, и современные не уступают в стиле и качестве самым первым. Неоклассицизм, классицизм, ар-деко, конструктивизм, готика, русское зодчество, — каждая в своем стиле, в единстве и целостности образа, где важна каждая деталь от оформления колонн, до светильников, балясин лестниц, металлических решеток. Я восхищаюсь метро каждый раз, когда попадаю в подземку, и не могу пройти, чтобы не задержаться взглядом на деталях. Даже решетки для системы воздуховодов меня поражают — какое качественное литье и потрясающие рисунки!

И да! моя станция, вблизи которой я живу, — одна из самых красивых. И эту фразу может с уверенностью сказать каждый москвич!»

Интернет-журнал АРТ-РЕЛИЗ.РФ рассказывает о событиях в художественной жизни, творческих мастерских, выдающихся произведениях, о мастерах и молодых художниках

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ АРТ-РЕЛИЗ.РФ

ART-Reliz.RF Арт-Релиз.РФ журнал об искусстве. Название. русск. англ..jpg Александра Загряжская

Интернет-журнал «АРТ-РЕЛИЗ.РФ» об искусстве и художниках — один из просветительских ресурсов Творческой Мастерской Рябичевых работает с 2011 года, размещает статьи о выставках, фоторепортажи с вернисажей, а также очерки о работе творческих мастерских и выдающихся произведениях искусства.

Интернет-журнал АРТ-РЕЛИЗ.РФ — виртуальная версия телепрограммы «Художественный салон», выходящей на канале ВКТ (2006—2012 гг.., автор А.Загряжская) включающей рубрики «Персоны», «Выставки», События», «Творческая Мастерская», «Усадьбы», «Книги и др.издания», «Фото-архив», «Цитата», «Классики и современники».
Также на страницах интернет-журнала «АРТ-РЕЛИЗ.РФ» можно найти ссылки на другие порталы, работающие в этой же области информации.

АРТ-РЕЛИЗ.РФ — является информационным спонсором художественных проектов, в числе которых «Осознание сотворчества» — проект Маргариты Юрковой, а также проектов Творческой Мастерской Рябичевых — «Первая Выставка на Луне», «Индия, любовь моя!», «Дмитрий Рябичев династия продолжается», проект «Семья художника», художественные фотосессии «Ренессанс» и другие.

С ПОБЕДОЙ! ОЛИМПИЯ 9 мая 2025 года. Правнучка ДМИТРИЯ РЯБИЧЕВА в Творческой мастерской своего прадедушки

Олимпия
Олимпия — правнучка скульптора Дмитрия (Даниила) Рябичева, автора многих скульптурных композиций, посвященных Великой Победе. В Мастерской Рябичевых подрастает четвертое поколение творческой династии. Олимпия, как в свое время ее мама — художник Даниэла Рябичева и дедушка — скульптор Александр Рябичев, растет в атмосфере искусства, среди работ, созданных в честь подвига народа, в честь героизма и стойкости духа. Каждое произведение Дмитрия Рябичева отражает то, что скульптор пережил сам на фронте, куда он отправился в 16 лет добровольцем, а также события послевоенных лет, когда народ восстанавливал страну. Сюжеты его композиций — правдивые истории, запечатленные в камне и бронзе, одухотворенные личным опытом и жизненным опытом целого поколения современников скульптора.

Премьера постановки ГОЛОВА ДЖАРМУША состоится 19 мая в 19 часов на сцене театра ВИШНЕВЫЙ САД. Адрес: МОСКВА, МАЛАЯ СУХАРЕВСКАЯ площадь, дом 10

Афиша к спектаклю "Голова Джармуша" премьера  19 мая в 19 часов Театр "Вишневый сад" Малая Сухаревская площадь, 10

Афиша к спектаклю
«Голова Джармуша»
премьера
19 мая в 19 часов
Театр
«Вишневый сад»
Малая Сухаревская площадь, 10



«Голова Джармуша»: столкновение с невозможным

Российский режиссер японского происхождения Михаил Водзуми соединил в стильном мистическом триллере с элементами манги сразу две пьесы – Константина
Стешика «Голова» и Кристины Гришиной «Мы смотрели Джармуша». На одной сцене
блистают актеры Артём Ткаченко, Василий Зотов, Михаил Полицеймако, Михаил
Парыгин, Павел Сборщиков, Екатерина Стеблина и Софья Реснянская.
Премьера постановки «Голова Джармуша» состоится 19 мая на сцене театра
«Вишнёвый сад».
После столкновения с невозможным есть разные пути: принятие и выход за границу
своего сознания, или же тотальное отрицание, которое ведет к потере самоощущения в безграничном мире. Герои пьесы Константина Стешика «Голова» после встречи с
«невозможным» задаются банальным шекспировским вопросом: быть или не быть?
Существовать или не существовать? Ведь «невозможное» – это маленькая смерть, после которой – ещё неизвестно – есть ли жизнь.
В пьесе Кристины Гришиной «Мы смотрели Джармуша» герои идут ещё дальше, их
интересует не просто «есть ли жизнь после?», а какая она там? Обостренное чувство
справедливости и поиск хрупкого равновесия во Вселенной – вот, что волнует главного героя. Но равновесие невозможно без любви. Ибо Любовь есть Закон, Любовь в согласии с Волей.
Театр «Вишнёвый сад»
Адрес: Малая Сухаревская площадь, 10
19 мая, 19:00

Иллюстрации АЛЕКСАНДРА БЕНУА к произведениям АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Александр Бенуа иллюстрация к произведению Пушкина  "Медный всадник"

Александр Бенуа
иллюстрация к произведению Пушкина
«Медный всадник»

София Загряжская, искусствовед: Вот это мощь! Какой мелкой испуганной кажется фигурка, бегущая впереди громадной конной скульптуры Петра! В свое время некоторые современники автора даже считали, что художник «давит» рисунками текст Пушкина. Они, наверное, именно эту иллюстрацию приводили в пример. Что касается большинства критиков, то, конечно, Бенуа был признан лучшим иллюстратором поэта. В частности, по мнению искусствоведа Абрама Эфроса, «о Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу».

Вообще история создания Александром Бенуа картин-иллюстраций к поэме Пушкина оказалась непростой и потому долгой во времени. Целых двадцать лет понадобилось от начала этой истории, чтобы, наконец, мир увидел иллюстрации в том виде, как они создавались. Впервые они были напечатаны в журнале «Мир искусства» по протекции Сергея Дягилева, который очень восхищен был работой художника. Но в журнале они очень потеряли в качестве при печати, так как формат их изначально предполагался книжным. 33 иллюстрации Александру Бенуа заказал «Кружок любителей изящных искусств» в 1903 году, но увидев результат, видимо согласился с той частью критиков, которых «задавил» своей мощью художник. Тем не менее, подпись поставлена, работа закончена и Бенуа отказался вносить какие-либо правки.
А в 1916 году он получил заказ от Комиссии художественных изданий. Большинство рисунков, законченных для прежнего заказчика художник практически не изменяет, но некоторые ранние переделывает полностью. Но вновь судьба вмешалась в события жизни художника. В 1917 году, когда разразилась Октябрьская революция, выпуск «Медного всадника» в очередной раз был отложен. И наконец, только в 1922 году книга пошла в печать, Бенуа по ходу вносил некоторые правки. А в следующем году иллюстрации, над которыми художник работал в общей сложности 20 лет, увидели свет. Всего он создал около 70 рисунков к произведению Пушкина. К счастью, мы можем это видеть сегодня!
Также известны иллюстрации Александра Бенуа к произведению Александра Пушкина «Пиковая дама».

ДМИТРИЙ РЯБИЧЕВ. ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Литературная газета опубликовала дипломный материал СОФИИ ЗАГРЯЖСКОЙ

Афиша проекта "Династия" Творческой Мастерской Рябичевых куратор София Загряжская

Афиша проекта
«Династия»
Творческой Мастерской Рябичевых
куратор София Загряжская

София Загряжская, искусствовед: Еще во время учебы задолго до защиты (в МГХПА им.Строганова) я решила посвятить свой диплом исследованию такого феномена в искусстве как художественные династии. Особенно ярко это явление в отечественном искусстве проявилось во второй половине двадцатого века, когда появились яркие мастера, одаренные талантом и работоспособностью, и зачастую для их творческих детей не стоял вопрос в выборе профессии. Мне посчастливилось знакомиться с творчеством многих таких художников, чья профессия была предопределена с детства, так возник проект «Семья художника», включающий выставки и очерки. И конечно, в первую очередь, прекрасным примером мне служила моя собственная семья, в которой я выросла в атмосфере творчества и любви к искусству. И когда я поделилась с куратором моего диплома выбором темы, она предложила мне писать не о династиях в целом, а о своей семье, посчитав, что именно этим трудом я внесу свой вклад в историю искусств, потому что все исследования творчества Рябичевых заканчивались 80-ыми годами. Практически, все, что было создано позднее, мне приходилось описывать впервые, опираясь только на собственный анализ, как и многое из тех работ, которые не вошли в поле зрения искусствоведов. Тем интересней было открывать еще неведомые миру страницы, находить связи со временем, истоки влияния на творчество, погружаться в историю. Но как приятно видеть, что сегодня сведения моего диплома публикуются в разных изданиях и информационных ресурсах, ссылающихся на мои описания. Особенно приятно было узнавать свои тексты в «Литературной газете», которую считаю одним из самых замечательных изданий в сфере культуры».

Добавлю, что все мои художественные проекты, которые я курирую от Творческой Мастерской Рябичевых, я посвящаю памяти прекрасного мастера, одного из лучших художников современности, творческим идеалам которого следуют мои самые любимые люди — скульптор Александр Рябичев и художник Даниэла.

Александр Рябичев с дочерью Даниэлой на выставке работ династии Рябичевых Культурный центр Джавахарлала Неру

Александр Рябичев с дочерью Даниэлой на выставке работ династии Рябичевых
Культурный центр Джавахарлала Неру

София Загряжская, искусствовед: «Дорогим другом индийского народа называла российского скульптора Дмитрия Рябичева Индира Ганди» — так начинается одна из страниц моего описания к выставке «Династия», которая прошла в Выставочном Зале «Колорит» на Малой Дмитровке в 2006 году. В Мастерской висит большая фотография с изображением скульптора и премьер-министра Индии, подписанная по-русски, возможно, кем то из официальных лиц Посольства, размашистым крупным почерком — «Дорогому другу», но мне кажется, что отношения этих двух замечательных людей, действительно, могли быть более теплыми и дружескими, чем предусмотрено дипломатическим протоколом. Ведь именно Индира Ганди одобрила работу Рябичева, создавшего портрет любимого духовного лидера народа — Махатмы Ганди, посчитав его эскиз лучшим, выбрав его из трехсот проектов, единственного из России скульптора, участвовавшего тогда в международном конкурсе. С тех пор с Индией связана творческая судьба Рябичевых — отца и сына, они, по прошествии нескольких лет, совместно работали уже над образом самой Индиры Ганди, и это одна из самых красивых архитектурных композиций, один из самых красивых скульптурных портретов Индиры Ганди (установлен в городе Бхубанишвар, штат Орриса).
И, конечно, эта тема не могла пройти мимо Даниэлы, создавшей несколько серий работ, посвященных Индии. Их можно было увидеть на многих выставках не только в Москве.

Даниэла Рябичева участник Выставки "Урок географии" МСХ, Старосадский переулок,  2015 г.

Даниэла Рябичева
участник Выставки
«Урок географии»
МСХ, Старосадский переулок, 2015 г.

Художник  Даниэла Рябичева для выставки  "Индия, любовь моя!" в Совете Федерации, 2023 г.

Художник
Даниэла Рябичева
для выставки
«Индия, любовь моя!»
в Совете Федерации, 2023 г.

Работы Даниэлы Рябичевой, посвященные творчеству семьи "Портрет отца"  (скульптор Александр Рябичев за работой") графика "Мастерская Рябичевых" (скульптура  Дмитрия Рябичева) и макет памятника Дмитрия Рябичева "Дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года"

Работы Даниэлы Рябичевой, посвященные творчеству семьи
«Портрет отца»
(скульптор Александр Рябичев за работой»)
графика «Мастерская Рябичевых» (скульптура Дмитрия Рябичева)
и макет памятника Дмитрия Рябичева «Дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года»

София Загряжская, искусствовед: «Трехфигурный бронзовый памятник «Героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне» появился у Горбатого моста в декабре 81 года и уже более тридцати лет является одним из ярких символов борьбы за права и свободу. Неслучайно, именно это место вблизи Белого дома выбирали недовольные своим положением рабочие, шахтеры, демонстранты известных событий современной истории. Монументальная композиция, посвященная героизму людей, преданных своим идеалам, живших столетие назад, олицетворяет и многие современные исторические свершения. Автору Дмитрию Борисовичу Рябичеву удалось передать не только пафос событий 1905 года, но и отразить искренние чувства и порывы их участников, приблизить их образы к современникам, сделать понятными, вызвать сострадание к их судьбам.

Особенная пластика монумента у Горбатого моста — динамика движений в позах всех изображенных — женщины с развивающимся высоко над головами знаменем, в преклоненной к раненному товарищу позе рабочего с винтовкой, в патетике образа раненного героя, лежащего на земле, с лицом, обращенным к небу. Одна рука раненного приложена к груди, к сердцу, другая сжимает камень — оружие пролетариата (этот фрагмент композиции Дмитрия Рябичева концептуально связан с другой знаменитой городской скульптурой И. Д. Шадра — «Булыжник — оружие пролетариата» (1927).
Центральная фигура дружинника — изображает рабочего средних лет в фартуке и картузе, словно, он только что вышел из заводского цеха на баррикады, оторванный от работы, и в этой форме одежды видится не только статус и классовая принадлежность изображенного, но и читается особенная история — перед зрителем трудящийся человек, центральное звено производственного процесса, вынужденный взять в руки оружие, чтобы защитить свои права, борец за справедливость, на плечах которого зиждется создание ценностей и экономическое благополучие страны во все времена.»

Развивающееся знамя являет собой вершину композиции и ведет взгляд зрителя с лева на право по нисходящей опускаясь к раненному молодому рабочему, и вновь возвращает к женской фигуре, как к самой эмоционально напряженной части скульптуры. Решительная поза женщины, уверенная стать, гордо поднятая голова, волевое лицо — все говорит о вдохновенном состоянии героини происходящего и об исключительности момента. Крайние фигуры, олицетворяющие полярные состояния — эмоциональный подъем, решимость, устремленность к победе, воплощенные в женском образе и, с другой стороны — гибель, самопожертвование ради будущего счастья, олицетворенные в образе раненного героя объемно и детально рассказывают историю в развитии событий.
Есть еще одна важная ассоциация, рождающаяся от образов этой композиции. Женский портрет со знаменем в этой скульптуре относит зрителя к другому выдающемуся произведению на тему героизма народа — картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Как и в картине французского живописца женский образ, созданный Дмитрием Рябичевым символизирует самоотверженность и смелость, и так же привлекает основное внимание зрителя. Важно сказать, что в этой композиции, скульптор отдает дань выразительности женских образов, в чем так же проявляется пиетет автора перед силой характеров женщин, зачастую вдохновляющих в экстремальных ситуациях на подвиги сильных мужчин.

Проект «Дмитрий Рябичев. Династия продолжается» с 2006 года был представлен художественно-документальной программой телекомпании ВКТ, материал которой был подготовлен Мастерской Рябичевых Софией и Александрой Загряжской, выставкой в Галерее «Колорит» на Малой Дмитровке (2008 г.), также в Галерее Елены Гландиной на ВДНХ (ВВЦ, 2009 г.) и в Галерее «Даев, 33″ (2010 г.). Также творчество трех поколений художников Дмитрия Рябичева, Александра Рябичева и Даниэлы можно было увидеть на выставке в Областном Музее г. Саратов (2012 г.), в Музее Марины Цветаевой (2013 г.), в Культурном центре Джавахарлала Неру Посольства Республики Индия (2015 г.), в Культурном центре АРТ-ПАРК галеристом Евгением Глобенко (2018 г.), в Совете Федерации РФ (2023 г.).
С 2015 года работы Даниэлы Рябичевой участвовали в выставках в России и за рубежом — в Музее современного искусства в Санта-Северине в Италии, в Музее современного искусства в Пекине, в Галерее графики во Франции. Также Даниэла проиллюстрировала несколько детских книг и настольных интеллектуальных игр для детей и взрослых, пользующихся большой популярностью не только в России.

Внешнее оформление Библиотеки имени Андрея Вознесенского (худ. проект Даниэлы Рябичевой)

Внешнее оформление Библиотеки имени Андрея Вознесенского
(худ. проект Даниэлы Рябичевой)

Из статьи  "Хранилище памяти" Литературная газета

Из статьи
«Хранилище памяти»
Литературная газета

В юбилейный год 80 лет со дня рождения Ан­дрея Вознесенского, библиотеке-филиалу № 83 (ул. Башиловская, 3) было присвоено имя легендарного поэта. «Литературная газета» посвятила этому событию статью «Хранилище памяти».

Работа над тематическим оформлением библиотеки велось в Творческой Мастерской Рябичевых. В мастерской Рябичевых был создан бюст и барельеф Андрея Вознесенского скульптором Степаном Мокроусовым, дизайн интерьера холла библиотеки, а также графики, вошедшей в оформление внутреннего пространства. Художник Даниэла Рябичева создала дизайн-проект и реализовала по созданным эскизам внешнее оформление библиотеки. Это стало своеобразной выставкой, длинной галереей за стеклом, вдоль всего здания, в котором расположилась библиотека, экспозицией, встречающей посетителей и знакомящей с творчеством поэта буквально всех прохожих. Даниэла признается, что в работе над проектом, который стал ее первой работой еще во время учебы в Суриковском институте, ей помог опыт не только ее личный, но и всей художественной династии, которой она принадлежит.

Даниэла Рябичева на выставке "Династия" ВЗ "ПАРК"

Даниэла Рябичева
на выставке
«Династия»
ВЗ «ПАРК»

Даниэла Рябичева, художник: «Эпоха шестидесятых не кажется мне далекой, потому что я выросла в мастерской, где все пронизано шестидесятыми, в мастерской своего дедушки Дмитрия (Даниила) Рябичева, такого же творческого шестидесятника, как и поэт Андрей Вознесенский. Эта эпоха блистательных талантов, одна из лучших в истории искусств, время «оттепели» и прекрасных людей. Мне хотелось передать стиль эпохи и связь ее с современностью. Стихи Вознесенского очень современны, они останавливают, их хочется перечитывать, и мне хотелось предложить это в оформлении самой библиотеки. » ​

Портрет поэта и "Дубовый лист виолончельный" встречают посетителей библиотеки имени Андрея Вознесенского

Портрет поэта встречает посетителей библиотеки имени Андрея Вознесенского

По замыслу оформителя, галерея представляет собой как бы книгу о жизни и творчестве поэта, с его бессмертными стихами, которые непременно должны остановить каждого прохожего.

«Дубовый лист виолончельный» стал лейтмотивом оформления смотрящих на прохожих окон и вывески Библиотеки.

Особенная игра образов есть в том, как тонкие ветви рисунков перекликаются с живыми деревьями рядом.

Основу экспозиции также составили фотографии известного фотохудожника Генриетты Перьян, близкого друга Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, которая предоставила некоторые из своих архивных снимков.

В день открытия многие гости — друзья поэта дарили свои авторские книги, но также библиотека пополнилась раритетными изданиями, книгами, принесенными в дар, изданными еще при жизни Андрея Вознесенского.

«Литературная газета» не осталась в стороне от этого события, именно «Литературная газета» первой публиковала многие выдающиеся произведения поэта.

Оформление галереи библиотеки Андрея Вознесенского авт. Даниэла Рябичева

Оформление галереи библиотеки Андрея Вознесенского
автор дизайн-проекта Даниэла Рябичева

Юрий Поляков, Александр Рябичев, София Загряжская, Даниэла Рябичева на выставке  "Портрет Российской словесности"

Юрий Поляков, Александр Рябичев, София Загряжская, Даниэла Рябичева
на выставке
«Портрет Российской словесности»

Олимпия
Олимпия — правнучка скульптора Дмитрия (Даниила) Рябичева, автора многих скульптурных композиций, посвященных Великой Победе. В Мастерской Рябичевых подрастает четвертое поколение творческой династии. Олимпия, как в свое время ее мама — художник Даниэла Рябичева и дедушка — скульптор Александр Рябичев, растет в атмосфере искусства, среди работ, созданных в честь подвига народа, в честь героизма и стойкости духа. Каждое произведение Дмитрия Рябичева отражает то, что скульптор пережил сам на фронте, куда он отправился в 16 лет добровольцем, а также события послевоенных лет, когда народ восстанавливал страну. Сюжеты его композиций — правдивые истории, запечатленные в камне и бронзе, одухотворенные личным опытом и жизненным опытом целого поколения современников скульптора.

Валентина Ивановна Борунова с внучкой Даниэлой,  (утренник в Детском саду Большого театра) фото из архива  Александра и Даниэлы  Рябичевых,  2001 г.

Валентина Ивановна Борунова с внучкой Даниэлой,
(утренник в Детском саду Большого театра)
фото из архива
Александра и Даниэлы
Рябичевых,
2001 г.

Александр Рябичев  с женой Александрой

Александр Рябичев
с женой Александрой

Александра Загряжская Рябичева: «Мне так нравится, что у нас с мужем одинаковые имена, и ему, как оказалось, тоже. Как-то спросила, почему он влюбился в меня, — он ответил, что ему понравились моя внешность, моя профессия и мое имя. Это было такое прекрасное время, когда мы встретились, молодые, красивые, и оба очень занятые, он работал с отцом в мастерской, а я тогда начала работать одновременно на радио и на телевидении, а обе наши профессии предполагают полную отдачу, но мы нашли самый прекрасный выход, чтобы все успевать, мы просто перестали разделять работу и жизнь, поэтому наши дети выросли в творческой обстановке, практически, на работе в мастерской или у меня на съемках и монтажах. Может быть, это обстоятельство и повлияло на выбор их профессии, София — искусствовед, Даниэла — художник, и мужей они выбрали себе таких, которые тоже составили часть нашей творческой семьи. И сегодня уже их дети растут в той же творческой обстановке, которая окружала их в детстве. Дети детей — это особенная радость. Пойдут ли они по стопам родителей, выберут ли творческие пути, не это важно, а то, что им будет легко понять, что творчество — это то, чему стоит посвятить свою жизнь, в чем бы оно не выражалось, в любой профессии, в любом хорошем начинании.

скульптор Дмитрий Борисович Рябичев Афиша к выставке  "Династия",  Творческая мастерская Рябичевых куратор София Загряжская

скульптор Дмитрий Борисович Рябичев
Афиша к выставке
«Династия»,
Творческая мастерская Рябичевых
куратор София Загряжская

Один из стендов диплома Софии Загряжской в МГХПА им. Строганова

Один из стендов
диплома Софии Загряжской
в МГХПА им. Строганова

Витрина как искусство. Лучшие художники-оформители в рекламе


София Загряжская, искусствовед:
Мимо не пройти! За стеклом настоящая сцена со сложным драматургическим замыслом, главными героями и сюжетной линией. Небольшая, казалось бы, глубина оконного проема позволяет развернуться событиям театрального масштаба. Эмоциональный отклик — это связь между зрителем и происходящим, и вы уже неравнодушны к предметам за стеклом, они перестали быть просто чайниками, одеждой или диваном. Есть история, к которой можно прикоснуться, и вот вы уже входите в магазин.

Это и есть главное предназначение витрины — привлечь внимание покупателя, продать товар. Прозаично-прагматично? Но то, как это исполнено — настоящие шедевры! Над витринами, афишами и рекламой в свое время вдохновенно трудились — Дали и Пикассо, Казимир Малевич и Валентин Серов, Энди Уорхол и Альфонс Муха.

Витрины Hermès вдохновили меня найти авторов-оформителей инсталляций в Москве, и я нашла имена некоторых художников — студентки Школы дизайна НИУ ВШЭ Злата Сапко и Марина Алексашина победили в конкурсе проектов оформления витрин Hermès еще несколько лет назад. Тогда в 2018 году темой оформления стала игра во всех ее проявлениях: от азартных игр и казино до компьютерных миров.

Бренд уже проводил конкурсы в некоторых городах мира, сотрудничая с известными школами дизайна — Parsons School в Париже, l’ECAL в Женеве, Brera в Милане и Kunstakademie в Дюссельдорфе. В Москве несколько лет назад около тридцати студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ приняли участие в конкурсе организованном Hermès Россия. А сегодня витрины Hermès выглядят так.

Для информации:
Знаменитые художники, создававшие рекламные изображения:
Пабло Пикассо. Первым коммерческим заказом художника была разработка обложки меню кафе El Quatre Gats
Казимир Малевич. Художник был автором киноафиш и оформлял презентации. Малевич нарисовал дизайн этикетки одеколона «Северный» и эскиз флакона, а также создал афишу к киноленте Фрица Ланга «Доктор Мабузе — игрок»
Сальвадор Дали. Знаменитый сюрреалист в свободное от творчества время использовал свой талант в рекламных проектах. Дали разработал логотип для «Евровидения» и нарисовал дизайн этикетки вина Chateau Mouton Rothschild
Энди Уорхол. Звезда поп-арта начал свой творческий путь в мире рекламы. Одна из самых знаменитых его работ — дизайн бутылки для Coca-Cola
Валентин Серов. Импрессионист нарисовал театральную афишу к «Русским сезонам» Дягилева. Плакат к балету «Сильфида» сыграл свою роль в продвижении театра
Альфонс Муха. Художник создавал рекламные плакаты, афиши, календари, ресторанные меню, приглашения и визитки

София Загряжская, искусствовед:
С изобразительным искусством оформление витрин также роднит использование общих художественных жанров и выразительных средств — в оформлении витрин используются арт-объекты, инсталляции, сюжетные композиции. И даже смена экспозиции открывает каждый новый сезон.
Безусловно, с высоким искусством можно сравнивать лучшие образцы, притом не только с изобразительным, но и театральным. Манекены еще более придают витринам вид сценического пространства, с их помощью можно создать жанровые сцены, составить композиции, с выраженной сюжетной линией и характерами героев. Обожаю витрины! Получаю от их созерцания такое же удовольствие, как от хороших выставок.

Моноспекталь ЭШЕЛОН состоится 5 мая 2025 года в 18 часов в книжном магазине БИБЛИО-ГЛОБУС. Автор пьесы АННА МЕДАЛЬЕ, режиссер АЛЛА РУССО, исполнитель ВАДИМ ШИШКИН, продюсер АЛИНА ПОЛЯКОВА

5 мая 2025 года в 18:00 в книжном магазине «Библио-Глобус» запланированы театрализованные литературно-музыкальные чтения монопьесы Анны Медалье «Эшелон»

Проект Национальной Ассоциации драматургов к 80-летию Великой Победы
Генеральный директор Алина Полякова

Мероприятие пройдёт в Медиацентре книжного магазина «Библио-Глобус», 2-й уровень
Возрастное ограничение: 12+
Сюжет: семейная история об эвакуации детей из Москвы. Моноспектакль построен на воспоминаниях и письмах врача Якова Ковнера, ответственного за отправку и сопровождение детей в эвакуацию
Исполнители: Вадим Шишкин, режиссёр: Алла Руссо

Адрес: ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1

Контакты:
телефон справочной службы: +7 (499) 685-19-00
электронная почта: mail@biblio-globus.ru

Пьеса «Эшелон» — проект Национальной ассоциации драматургов, является финалистом конкурса «Монолит» в номинации «Герой-2023 года», организованного совместно с Министерством Обороны. Также пьеса стала финалистом Первого Всероссийского конкурса творческих возможностей «Без срока давности».

Герш Львович Медалье Подполковник медицинской службы Дедушка Анны Медалье автора пьесы "Эшелон"

Гирш Львович Медалье
Подполковник медицинской службы
Дедушка Анны Медалье
автора пьесы «Эшелон»


В основу произведения легла история дедушки Анны, ветерана Гирша Медалье, сына раввина Шмарьягу — Лейба Янкеля Медалье. Еще до войны Гирш получил диплом стоматолога, а в 1941 году ушел на фронт, где служил врачом общей практики в полевых госпиталях. Воевал в составе 6-й ударной армии под командованием Жукова, участвовал во взятии Берлина.
Там и познакомился со своей будущей женой Мириам Каждан, переводчицей с немецкого языка. В 1952 году, когда евреев увольняли из армии, он демобилизовался. И после этого опять работал стоматологом в простой районной поликлинике в Выхино в Москве. Умер в 1992 году.

Гирш Медалье среди коллег фото из архива Анны Медалье

Гирш Медалье
среди коллег
фото из архива Анны Медалье

Анна Медалье: «Когда дедушка умер в 1992 году, я нашла у него книги из библиотеки прадеда раввина Медалье и свернутый портрет, написанный маслом. По стилю этот портрет был очень похож на манеру письма учителя Марка Шагала, известного витебского художника Юделя Пэна. На портрете изображен мой прадед Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье, раввин той самой Витебской синагоги, которую посещал и сам художник, и жители соседних домов, в том числе и семья Марка Шагала.
Именно с этой находки и началось мое исследование истории нашей семьи. Позднее я передала этот портрет в музей памяти синагоги на Большой Бронной. Там создана небольшая экспозиция, посвященная раввину Медалье, она состоит в том числе из переданных мной семейных документов.»

Именно Анна Медалье стала одним из инициатором восстановления синагоги в Витебске, тогда несколько лет назад раввин московской синагоги Ицхак Коган обратился к властям Витебска с просьбой передать объект по улице Революционной,10 местной иудейской общине, чтобы в последующем его восстановить.
Еще несколько лет ожидания – и строение было бы не спасти, отмечали эксперты и почетные гости, присутствовавшие на церемонии торжественного открытия еврейского молитвенного дома в июле 2023 года.

Анна Медалье автор пьесы "Эшелон"

Анна Медалье
автор пьесы
«Эшелон»

Долгое время Анна Медалье собирала сведения для своей пьесы, изучала документы архивов России, Латвии, Франции, ей помогали историки и многие специалисты, так, пережив историю своей семьи, Анна отразила в произведении реальные судьбы, мысли, чувства, оттого ее пьеса такая живая и искренняя.

Анна Медалье:
«Когда в перестройку и в начале 90-х стали открываться архивы, публиковаться исторические материалы, я стала интересоваться происхождением своей фамилии. По семейной легенде фамилия Медалье французского происхождения, и составлена она из первых букв имен пятерых братьев в те времена, когда в 18 веке еврейские семьи стали обретать наследственные фамилии. Как известно, до этого у евреев фамилий не было, поэтому если какой-то еврей не выбирал себе фамилию самостоятельно, то ему ее в принудительном порядке назначал чиновник, отвечавший за реализацию закона. Поэтому наши далекие предки, видимо, выходцы из Франции, решили проблему таким образом – взяли первые буквы имен: Мойше, Езекиль, Давид и т.д., а окончание оставили на французский манер. В Россию же Медалье попали с армией Наполеона, где и остались, пустив корни, как произошло тогда со многими французами.».

Отец Анны Борис Григорьевич Медалье, окончил Институт связи, и потом проходил службу в рядах Советской армии по своей инженерной части. Служил в Архангельске. После демобилизации работал по специальности в одном из КБ Москвы.
Анна Медалье: «Кстати, предки моей мамы по одной из линий тоже родом из Витебска. Ее прабабушка Эда Липец, в девичестве Писаревская, родилась в богатой семье, жившей, вероятно, в центре Витебска. Писаревские могли посещать Заручьевскую Синагогу, как и семья Шагала, но познакомились мои родители уже в Москве.»

Об авторе:
Делициева Анна Борисовна (Медалье Анна)

прозаик, поэт, драматург, музыкант

Родилась в Москве. Училась в средней школе им. Н.В.Гоголя. С детства писала рассказы и стихи. Окончила муз.училище при Московской консерватории по специальности теория музыки. После училища начала публиковаться в журналах («Золотое перо») и писать статьи для газет по искусству. Окончила Институт Телевидения и Радио им. М.А. Литовчина по специальности звукорежиссер. Отработала 11 лет звукорежиссером на радио Sputnik «Голос России» (МИА РОССИЯ сегодня) в немецкой редакции, иранской, китайской, болгарской, польской и японской редакциях. Начала делать свои программы об искусстве: джаз, классика, живопись, кино, театр, гольф, конное поло, спорт для инвалидов. И перешла работать в Редакцию Вещания на Европу и Латинскую Америку в качестве специального корреспондента. Затем работала Выпускающей эфира в Испанской редакции. Была принята в члены Союза журналистов России и Международного Союза журналистов. Затем окончила Всероссийский Институт Кинематографии им. С.Герасимова Магистратуру, сценарно-киноведческий факультет, направление: драматургия, Мастерская А.Я. Инина и Н.А. Павловской.

В Интернете опубликована книга рассказов и повестей «Разные люди».

На сайте Проза.ру опубликованы рассказы и повести.

На сайте Стихи.ру и Ryphma опубликованы стихи.

Сценарий фильма «Душа художника» (короткий метр) по повести С.Довлатова «Компромисс» участвовал в Международном конкурсе ВГИК и ММКФ.

Китайская сказка «Волшебная ваза» прошла лонг-лист российско-китайского питчинга SILK ROAD – 2016, а также получила 1 премию Международного конкурса пьес и сценариев «Калейдоскоп-21век».

Пьесы «Убить г-на Дантеса» и «Эники-бэники ели вареники участвовала в конкурсах: «Ремарка», «Время драмы», «Антоновка 40+».

Пьесы залитованы в ООО “Театральный Агент”.

Драматургия:

Нет счастья ни смерду, ни царю. История лишь учит

Убить г-на Дантеса

Эники-бэники ели вареники

У моря

Проза

Галерея ОТКРЫТЫЙ КЛУБ представляет ТЕАТР ТЕНЕЙ и спектакль ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕДЕНЦЫ. 26 апреля 2025 года в 18 часов

"Волшебные леденцы" спектакль  Театра теней в Галерее  "Открытый клуб"

«Волшебные леденцы»
спектакль
Театра теней
в Галерее
«Открытый клуб»


Театр теней. Спектакль «Волшебные леденцы» по сказке Лаймена Фрэнка Баума.

Театр теней — магическая, сказочная сцена, на которой оживают в светотеневой постановке силуэты, фигуры, образы.
«Истории теневого театра 2000 лет, он появился в Китае. С тех пор режиссеры, художники и актеры очень его обогатили, а сейчас, по-моему, теневой театр переживает ренессанс», — говорит Вера Коротаева, режиссёр-постановщик спектакля.

…итак, начало XX века, время изысканного модерна и ошеломляющих открытий. Доктор Доус, владелец аптеки и изобретатель, идет в ногу со временем и создает удивительные и волшебные леденцы, которые смогут наделить их владельца неповторимыми артистическими талантами. Заказчик, молодая дама Кларэбель Садс, случайно забывает их в галантерейном магазине, а девчушка Бетси находит и угощает всю семью. Дальнейшие удивительные события надолго запоминаются жителям Бостона, где все и происходит…

Билеты — 300 рублей

СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ: ранняя нидерландская, фламандская и голландская живопись XV–XVII веков. Экспозиция в ЦЕНТРЕ ИСКУССТВ МОСКВА. Адрес: МОСКВА, ВОЛХОНКА, дом 15

София Загряжская, искусствовед:

Эта экспозиция открыта в Центре искусств «Москва», и одно из больших ее преимуществ в исключительной возможности видеть работы из частных коллекций. Большинство шедевров переданы на временное экспонирование в “Центр Искусств. Москва”. Также налицо большая работа искусствоведов выставки — каждое произведение сопровождается подробным текстовым этикетажем. Много информации, с которой большинство зрителей знакомится впервые. Например, в портрете «Пишущего юноши» голландского художника Питера ван Норта, мастер заключил образ апостола Иоанна Евангелиста, сопроводительный текст открывает интересные интерпретации смысла этого образа.

Само по себе искусство Северного Возрождения — одна из самых загадочных и интригующих страниц истории искусств. Многие работы не подписаны, анонимное искусство в то время было очень популярным, это позволяло выразить больше иносказательным языком, чем предполагал сюжет. Именно в то время появилось бесконечное множество символов и смыслов, скрытых в картинах, которые искусствоведы расшифровывают до сих пор.


Из пресс-релиза: Среди представленных авторов в реэкспозиции «Центра Искусств. Москва» – Ян Брейгель Младший, Иероним Франкен Младший, Клас Моленар, Ян Корнелизон Вермеен, Мастер Святой Крови, Мастер Портретов Принцев, Себастьян Вранкс, Гейсбрехт Лейтенс, Давид III Тенирс, Ян Паувель Гиллеманс Старший, Питер ван Норт, последователи Альбрехта Баутса и Иоахима Патинира. Имена этих мастеров и периода объединены одним термином, а именно «старые мастера». Термин широко распространен в европейском искусствознании и относится к художникам, работавшим в Западной Европе с XV до конца XVII века. Экспозиция дополнена коллекцией лиможских эмалей.