ЮЛИЯ РУТБЕРГ, АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ, ВИКТОР ДОБРОНРАВОВ, АЛЕКСАНДРА ЧЕРКАСОВА и другие актеры, участники проекта ИЛЬИ КОМОВА о выставке «ДУЭЛЬ» в Театре имени ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. Проект художника посвящен произведению АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА и спектаклю РИМАСА ТУМИНАСА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Отзывы актеров.

Завтра 18 июня в фойе Театра имени Евгения Вахтангова последний день работает выставка «Дуэль». В этой экспозиции производит впечатление не только сама живопись, уникальный стиль и художественная манера, но сама идея, несмотря на очевидную простоту, многих потрясает. Илья Комов создал серию портретов актеров в образах исполняемых ими в спектакле, и эмоциональность этих картин относит зрителя в мир переживаний героев, к событиям истории, к эпохе пушкинской, связанной прочными нитями с нами, волнующей нас каждый раз, когда мы соприкасаемся с ней.

Алексей Кузнецов, актер:
«В этом проекте все очень интересно, начиная с самого спектакля. Здесь все очень многослойно. Вот смотрите, мы актеры, мы играем некие образы, художник изображает актеров в этих образах, и все это вместе создает некое наваждение, наваждение театра, а в театре, наверное, это самое дорогое и самое интересное, когда происходит наваждение, и когда публика, независимо от того хочет она этого или нет, погружается и воспринимает то, что мы хотели ей передать.
Мы понимали, что мало того, что художник хорошо знает спектакль, ему еще надо было проникнуть в нашу психологию, чтобы понять, что с нами происходит в этом спектакле, какие мы на самом деле, а какие мы в образе, и что здесь главное. Мы старались в этом помочь, приходили в мастерскую в костюмах, зная — это не простой художник. Илья Комов не добивается фотографической точности, он передает цветом некую духовную сентенцию. Он разлагает белый цвет на краски на цвета, и возникает что-то новое».

Алексей Кузнецов на фоне своего портрета, где актер изображен  в роли Дмитрия Ларина художником Ильей Комовым

Алексей Кузнецов
на фоне своего портрета,
где актер изображен
в роли Дмитрия Ларина
художником Ильей Комовым

Александра Черкасова, актриса:
«Римас Владимирович добивается сходства гиперболизируя, чтобы зритель сразу понимал характер персонажа, и особенно это касается второстепенных персонажей. А здесь художник для этого использует цвет, также преувеличивает особенности, и посетитель выставки сразу узнает героев. В этом плане есть у мастеров некоторое сходство….

Это первый мой портрет в жизни, меня никогда не писали, мы очень рано вставали, потому что мы параллельно репетировали спектакль, к девяти утра мы уже должны были прийти в костюмах и прическах. У художника такая красивая мастерская! Там такой свет! Мне очень понравилось, хотя и тяжело, я то сидела, а мальчишки стояли с саблями в костюмах. Всего за три встречи художник создал портрет. Очень было приятно, что была выставка не только в Театре, но и в Музее Пушкина. Моя сестра с племянником ходили, конечно, им было приятно меня увидеть на картине. Это было ранней весной, и был снег мокрый, и очень не хватало ярких красок.
В этом проглядывается Тим Бертон — преувеличенные по цветам персонажи».

Художник  Илья Комов и актриса Александра Черкасова на выставке  Ильи Комова "Дуэль" в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Художник
Илья Комов
и актриса Александра Черкасова
на выставке
Ильи Комова
«Дуэль»
в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Виктор Добронравов, актер:
«Впервые в жизни у меня такой опыт и это очень интересно. Никогда такой чести не удостаивался, чтобы с меня писали. Были очень интересные беседы в мастерской художника про жизнь про искусство.
Вся эта выставка и многие картины, этот язык, этот цвет, правила игры заставили меня по-иному взглянуть на работу и на коллег совсем по-другому. Мне такая живопись очень близка, мне нравится.
Такая чувственная манера, очень индивидуальна. Объяснить невозможно, это на уровне эмоций. Цвет, температура, атмосфера. Эти вещи со временем становятся значимыми знаковыми, а сейчас для меня это большая честь, и ответственность».

Виктор Добронравов на фоне своего портрета,  где он изображен в образе Евгения Онегина художником Ильей Комовым

Виктор Добронравов
на фоне своего портрета,
где он изображен в образе
Евгения Онегина
художником Ильей Комовым

Ольга Лерман, актриса: «Илье удалось передать нашу трепетность. Мы несколько раз встречались. Атмосфера в студии волшебная, и нам позировать было несложно. Приятно, что спектакль задевает не только зрителей, но и вдохновил художника сделать еще что-то важное для этого спектакля. Я была на выставке «Дуэль» в Пушкинском Музее, но здесь по-другому воспринимаются картины. Здесь это — еще одна история, направленная к Пушкину, к спектаклю.

Ольга Лерман и Наталья Винокурова на фоне своего портрета,  где они изображены в ролях Ольги и Татьяны художником Ильей Комовым

Ольга Лерман и Наталья Винокурова
на фоне своего портрета,
где они изображены в ролях
Ольги и Татьяны
художником Ильей Комовым

Юлия Рутберг, актриса:
«Илюша поймал мое душевное состояние, и несмотря на то, что здесь такое соцветие прекрасных цветов, отчасти нереальных, но это — я, и это – один из лучших моих портретов, я его очень люблю. Мне кажется, что иногда, когда тебя рисует художник, это повод для размышлений о том, куда тебе двигаться дальше, потому что мы себя не особенно видим со стороны, и зеркало бывает кривое, а портрет – это нечто большее. Портрет – это размышление одного человека по поводу другого…

Ну и, наверное, еще надо сказать, что мы с Илюшей познакомились в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, и это такое генетическое знакомство, потому что вначале дружили очень наши папы. Редчайший человек папа Илюши — мыслитель, художник, и он всегда хотел моего папу не нарисовать, а именно создать памятник а-ля роденовского мыслителя. Но у них не хватило времени, сохранились эскизы. А мы нашли время и воплотили. Поэтому я очень рада, что наши дороги перекрестились в Вахтанговском Театре, и мне очень нравится эта выставка, очень нравится.
Это не просто портреты актеров, а это – известные личности через призму Пушкина, и это особое что-то, что придает новые выразительные черты. И становятся еще интересней.

Я смотрю на портреты и при том, что это – образы, я очень угадываю характеры актеров. Если бы портреты писались во время спектакля, была бы другая мимика, эмоции, а здесь проглядывают личности актеров.
Прекрасная неожиданность. Дополнительное художественное впечатление. Театр – перекресток дорог».

Илья Комов и Юлия Рутберг на выставке Ильи Комова "Дуэль" в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Илья Комов и Юлия Рутберг
на выставке Ильи Комова
«Дуэль»
в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Илья Комов, художник, автор выставки «Дуэль» в Пушкинском Музее на Пречистенке и в Театре имени Евгения Вахтангова:
«Этот проект начался с работы, которой здесь нет, в 98 году я впервые попал в театр, после долгого перерыва. Юлия Рутберг друг детства пригласила меня на спектакль по Пушкину, который поставил Фоменко. Я был ошеломлен, я понял, что, оказывается театр очень родственен изобразительному искусству, и в частности тому, чего я добиваюсь в своей живописи…
Первая работа была портрет Князева в роли Германа. Потом я еще написал портреты Марины Осипенко, Юлии Рутберг. И когда должна была состоятся моя выставка в Музее Пушкина, мне хотелось, чтобы она с Пушкиным была связана.
Спектакль «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова — произведение русской культуры никак не меньше, чем произведение «Иваново детство» Тарковского, шедевр. Мне захотелось сделать не иллюстрации, не фотографии сцен из спектакля, а изобразить, как эти люди в образах существуют.
Я пытался выразить не только то, что происходило в тот момент, а перевоплощение актера в героя. Я написал в своей жизни много разных портретов. И когда работал над портретами музыкантов, то понял что музыкант раскрывается в тот момент, когда играет свою музыку. Музыкантов я писал когда они репетировали. Но здесь было сложнее, потому что они не играли спектакль, когда я их писал. Но я хранил в памяти то как Оля Лерман становится Татьяной, Вася — Ленским. С одной стороны – это образ, а с другой – человек, актер, который входит в этот образ».

Художник  Илья Комов на своей  выставке "Дуэль" в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Художник
Илья Комов
на своей выставке «Дуэль»
в фойе Театра имени Евгения Вахтангова

Актер Василий Симонов на фоне своего портрета, где он изображен в роли Ленского  художником Ильей Комовым

Актер
Василий Симонов
на фоне своего портрета, где он изображен
в роли Ленского
художником Ильей Комовым

С Сергеем Маковецким в фойе Театра имени Евгения Вахтангова на выставке Ильи Комова  "Дуэль"

С Сергеем Маковецким
в фойе Театра имени Евгения Вахтангова
на выставке
Ильи Комова
«Дуэль»

Эта выставка Ильи Комова — продолжение серии образов наших современников, над которой живописец работает уже много лет. Летопись современной эпохи в портретах лучших ее представителей — врачей, писателей, артистов, музыкантов… список может стать очень длинным — Илья в расцвете мастерства, а главное, на вершине понимания той идеи, которая движет его творчеством, которая стала лейтмотивом, превозносящим в искусстве величие людей разных профессий, но живущих в одно время, в одной стране, объединенных преданностью своему призванию и таланту. В этот раз Илья Комов объединил в серию портретов не только наших современников, он сблизил эпохи. На его полотнах одновременно пушкинское время и наши дни. Роман «Евгений Онегин». Артисты театра (среди них и народные артисты Л.Максакова, Е.Князев, В.Симонов, А.Кузнецов, Ю.Рутберг и др.) показаны в своих сценических образах. Этот парадокс — бесподобная игра воображения, театр впечатлений, когда в одном, казалось бы, лаконичном портрете, соединено так много — гений Пушкина, харизма самого актера, талант художника, Москва и Петербург, история, литература, театр, столетия.
Впервые эта выставка была представлена в Государственном Пушкинском Музее на Пречистенке в апреле этого года. Сегодня экспозиция в фойе Театра имени Вахтангова — прекрасный подарок зрителям. Особенно в дни, когда на сцене — «Евгений Онегин».
Спектакль «Евгений Онегин» представлен как синтез жанров, в нем все — трагедия, мелодрама, комедия, даже фарс. И эта особенность еще ярче представляет характеры героев. В этом спектакле все необычайно эксцентричны, даже Онегин, русский Чайльд Гарольд, угрюмый, томный, в общем накале страстей выглядит более эмоциональным, чем его сценические образы, известные до сих пор.
И, несмотря на то, что Римас Туминас привнес много авторского в свою постановку, главная интрига сюжета неизменна и ярко выражена. Татьяна и Ольга трогательны в своих девичьих мечтаниях, утонченный Ленский прекрасен и чист душой. Но не только главным героям досталось основное внимание зрителей. Замечательные актеры сделали каждую из ролей особенной.
Легко представить Пушкина нашим современником? Легко. Пушкин с нами повсюду. И вот обратная метаморфоза — здесь мы становимся современниками Пушкина. Это трогает до глубины души. Нежно склоненные друг к другу головки обнявшихся сестер Татьяны и Ольги. В глазах — мечты о любви и счастье. А вот и роковой момент — скрещенные пистолеты дуэлянтов, пронзительные взгляды. Эмоциональность картин усиливает, кажется, еще один парадокс. На зрителя смотрят персонажи, которым известна их судьба (это особенный взгляд), и зрителю известна. И это соединение образов реального человека и его сценической роли, которой живет артист, волнует особенно. Как если бы, смотрели на нас герои Пушкина, протягивая руку из глубины времен, которой хочется коснуться. Эта выставка Ильи Комова, соединяющая Пушкина и нас — такое волнующее прикосновение.
Александра Загряжская

Арт-Релиз.РФ, Зрители (фото 4)

Арт-Релиз.РФ, Зрители (фото 3)

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.