Портрет считается одним из наиболее сложных жанров в искусстве, требующих глубокого проникновения в характер модели, в ее эмоциональное состояние. Детский портрет – особенно, но вместе с тем, это наиболее интересный вид творчества и для художника и для зрителя. В творчестве Маргариты Юрковой именно дети в числе изображенных вызывают наибольший интерес, приковывают внимание, не смотря на характер изображения – статичность или движение; зачастую изображениям детей Маргарита отводит символическую роль, их образы часто имеют некую значительную повествовательность. И эта масштабность замысла присутствует не только в многочисленных изображениях Богоматери и Божественного Младенца, но и в жанровых композициях, в изображениях детей, занятых обычными для них играми.
Дети более всего раскрывают свои сокровенные секреты другим детям, чувствуя родство душ. Маргарите всегда удается найти этот общий язык с детьми, она тонко чувствует их порывы и интересы, но более – их близость к некому высокому замыслу; ведь именно дети чувствуют себя наиболее гармонично в мире, им многое может быть открыто из того, что считается тайнами души и мироздания, им многое известно из того, что мы – взрослые пытаемся понять и проверить сложными умозаключениями.
Маргарита Юркова пишет портреты знакомых детей, в которых отражает черты модели, и собирательные образы в изображениях Ангелов — тема, которая во многом отражает ее собственное мировоззрение, убежденность, ставшую образом мыслей, частью ее личности, ее характера. Это — философия открытости, непосредственного взгляда на окружающий мир, свободы от повседневности, рутинности, шаблонности – вот ее кредо и творческое и жизненное. «Надо самим быть как дети» — уверена Маргарита, — и тогда многое предстанет в истинном свете, обогатит мир ощущений, эмоций, восприятия».
Сюжеты ее картин парадоксальны и логичны одновременно. Это особенная логика, связывающая фантазию и реальность теми абсолютно точными образами, которые помогают постичь сущность мира, связь метафизического и очевидного. Ангелы-младенцы Маргариты Юрковой относят зрителя к античным образам и в то же время участвуют в картинах современной жизни, указывая нам на свою вездесущность, свое постоянное и вечное присутствие.
Творчество Маргариты рождает мысль – «Ангелы среди нас, и все, что происходит, непременно связано с Божественным замыслом». Маргарита трактует образ Ангела не только в метафизическом, но и в земном значении, приблизив этим божественную сущность к земным реалиям; ее Ангелы будто состоят из плоти и крови, часто они — жизнерадостные, играющие младенцы, забавляющиеся, озорные, которым присущи все черты детских характеров. На это указывает и открытый красный, которым Маргарита пишет их тела – цвет глины, из которой Бог создал тело Человека, цвет плоти, цвет страсти. И, тем не менее, они, несомненно, — наши Хранители, как воплощение доброго покровительства свыше. Так хранят нас счастливое настроение, добрые дела, позитивные мысли, осознание красоты и совершенства мира. В этом – суть творчества Маргариты.
Она не просто создает некий фантазийный мир на своих полотнах, в котором как в раю, соседствуют Люди, Звери, Птицы, Ангелы, она отражает суть самого отношения к миру – позитивную природу человека и мироздания. Это ли не ключ к обретению гармонии, к которой человечество стремится издревле?
В этом заключена общность всего творчества Маргариты – ее скульптуры, живописи, графики, инсталляции.
Эта особенность удивительным образом придает произведениям Маргариты и некую архаичность (ее керамические скульптуры кажутся порой древними артефактами), и одновременно — современное осмысление. Сегодня в лучших традициях современного искусства – обращение к изначальному, извечному, исконному, поиски связей художественных, духовных, философских.
Отсюда и истоки проекта Маргариты Юрковой – «Мер-Ка-Ба». И снова – в центре сюжета — ребенок, прообразом его изображений послужили детские портреты внука Маргариты Ивана. Бабочка, как символ души и совершенства, распахнула крылья под изумленным взглядом мальчика. Вот он – совсем младенец, затем — удивленный малыш, и, наконец, задумавшийся подросток. Восемь монументальных композиций «Мер-Ка-Ба», расположены автором, как портал в некий мир глобальных осмыслений реальности. Предвосхищает этот «вход в иное» – звездный тетраэдр – фигура, которую можно воспринимать как трехмерную Звезду Давида, модель Вселенной, символизирующую мироздание в полном равновесии.
Это обращение к древним символам-знакам и соединение их с картинами, в которых читается непосредственность восприятия, детская открытость, первозданность – одно из главных преимуществ творчества Маргариты Юрковой. Быть одновременно ребенком и мудрым философом, которому мир впервые открывает свои тайны и помогает жить – большое счастье, доступное немногим.
Возможно, это преимущество помогает самой Маргарите обретать гармонию и в ее работах и в душе, счастливо, забыв обо всем, играть с подрастающим внуком на природе, среди деревьев и цветов, которым всегда есть место в ее картинах, искренне восхищаться видом из окна на реку, плавать с дельфином в бассейне, и считать эти минуты, способными изменить всю жизнь. И, наконец, обретать новые смыслы, которые открываются взгляду художника, большого мастера, имеющего мудрость смотреть на мир глазами ребенка.
текст: А.Загряжская АРТ-РЕЛИЗ.РФ