Новый масштабный выставочный проект, посвященный русским сказкам, запустила Третьяковская галерея. Экспозиция объединяет работы художников русского модерна, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Ивана Билибина, и произведения современного искусства.
Главная тема выставки – русские сказки, фольклор, нашедшие воплощение в творчестве художников разной стилевой направленности и временного континуума от конца 19 до начала 21 века. Полное название выставки, «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», отражает ее суть.
В русском искусстве ключевым мастером, посвятившим себя отображению сказочного мира, является Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Автор блестящих сюжетных картин по мотивам русских народных сказок и фольклора, в которых жанровое начало сочетается с пейзажным мотивом, а образы сказочных героев трактованы с присущей модернистам тонкостью.
Картина Васнецова «Витязь на распутье» (1878-1881) является отправной точкой выставки, от которой посетители могут пойти тремя путями, по старинной русской сказочной традиции. Прямо пойдешь — в «Волшебный лес» попадешь. Налево пойдешь – в «Подводное царство» попадешь. Направо пойдешь – «Подземельное царство» попадешь. Имеются здесь и «перепутья», у камней которого надо снова сделать выбор по маршруту продолжения путешествия. В Подводном царстве внимание привлекает Царевна-лягушка. Центральным персонажем в Подземельном царстве стал Кощей Бессмертный.
Все три выставочные зоны, «Волшебный лес», «Подводное царство», «Подземельное царство», концептуально продуманы и выверены. Здесь представлены не просто картины, скульптуры и арт-объекты, видео-арт, а единая художественная, в данном случае, сказочная, среда, в которой гармонично существуют произведения искусства разной стилевой направленности.
Значимую роль в создании этого концепта сыграла работа сценографов. Архитектор, сокуратор и художник экспозиции Алексей Трегубов известен своей креативностью и новаторством. Для данной выставки вклад архитектора и художника экспозиции оказался очень весом и значим. Интерактивные объекты представила Мария Трегубова. Предваряющие вход в выставку в просторном холле второго этажа «Гуси-Лебеди» (2020) Трегубовой создают сказочное настроение у посетителей.
Внутри пространство оформлено с помощью инсталляций, имитирующих сказочный лес и царства. Картины же и другие экспонаты украшают его, размещены в нишах в стволах деревьях, других необычных местах. Таким образом, вместо привычного для выставочных проектов музейного пространства, зрители попадают в сказочную зону, анимированную первоклассными произведениями искусства. Посещение выставки превращается в увлекательное приключение, в ходе которого можно ответить на приготовленные кураторами вопросы: «Подумай, как перейти на другую сторону таинственного озера?», «Присмотрись к ожившему лесу, по которому Баба Яга несет Ивашку! Что ты видишь?». Можно и выполнить задания: «Загляни в дупло: помнишь эту девицу-красавицу?», «Сядь на пенек и послушай сказку».
Сказочные персонажи, пользующиеся огромной известностью в России, «Садко», «Кощей Бессмертный», «Баба-яга», «Иван-царевич», «Алёнушка», «Лель», серый волк, леший, сирены и русалки оживают на выставке в работах русских мастеров искусства.
Подобный проект, где маршрут приключений включает в себя произведения изобразительного искусства высокой художественной ценности, действительно является уникальным.
На выставке можно увидеть знаменитые картины Виктора Васнецова, обычно экспонирующиеся в Третьяковке в Лаврушинском переулке: «Три царевны подземного царства», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич на Сером волке». Впервые эти масштабные произведения представляются в одной экспозиции.
От обилия художественных ценностей со сказочным сюжетом на выставке в буквальном смысле слова глаза разбегаются: майолики Врубеля, графика Билибина, работы Михаила Нестерова, Василия Поленова, Елены Поленовой, Ильи Репина, Натальи Гончаровой, Николая Андреева, Бориса Анисфельда. Такой широкий диапазон прославленных мастеров рубежа 19-20 веков позволяет изучить сказочные сюжеты во всей красе.
«Русская красавица» (1968) Ильи Глазунова, выполненная в смешанной технике и дереве, представляющая удивительную по красоте девицу в кокошнике, расшитом жемчугами, в деревянном резном оконце, представляет собой мостик от прошлого к современному искусству.
Оказалось, что мастера искусства наших дней освоили сюжетный мир русской сказки и фольклора ничуть не менее разнообразно, чем их предшественники столетие назад. Конечно, мастера такого масштаба как Виктор Васнецов, посвятившего свой художественный гений воплощению сказочных образов, современное искусство, пока не представило. Однако есть целый ряд художников, которые с удовольствием обращаются к этой теме и воплощают ее на концептуальном уровне. Большинство таких произведений было создано художниками в расчете на взрослую аудиторию, но язык их универсален и доступен восприятию зрителей любого возраста.
К числу таких работ относится картина «Знаешь ли ты русское искусство? Три богатыря» (2013) Дмитрия Гутова. В технике фотопечати выполнены работы Владислава Мамышева-Монро, мимо которых не пройдешь, настолько ярко и захватывающе представлены фотографические портретные образы в «билибинских» по стилю рамках: «Я ль на свете всех милее?» (1998) и «Морозко» — Марфушечка-душечка» (1998). Убедительный образ представляет собой «Царь-Птицы» (2017) Аллы Урбан. Оригинальностью отличается композиция «Ледниковый период» Дмитрия Цветкова. Невозможно не упомянуть работы Ростана Тавасиева, на протяжении многих лет трактующего тему детской игрушки в своих творениях.
Абсолютным хитом выставки обещает стать «Михал Михалыч» (2020) Марии Трегубовой, в виде меховой скульптуры огромного бурого медведя. Очевидно, эта работа была создана под проект и расположена в центральной зоне «Волшебного леса», встречая зрителей, маня их вперед, к увлекательным приключениям.
Здесь в разных царствах можно увидеть золотую рыбку, золотую метлу, смерть Кощея и много других чудесных арт-объектов. Можно согласиться с художником Михаилом Молочниковым, охарактеризовавшим выставку так: «Русская сказка… роскошная по фантазии выставка».
Произведения прошлых эпох органично вписаны в пространство, где превалирует современное искусство. Особую полнозвучность выставке добавляют объекты советского кинематографа, представившие киноработы прославленного Александра Роу. Можно увидеть и эскизы декораций Евгения Галея для фильма «Марья-искусница» (1959), видеоряд кинофильмов.
Новый жанр «выставка-путешествие» является экспериментальным для Третьяковской галереи. Западное крыло Новой Третьяковки с его обширными площадями прекрасно подходит для воплощения этого проекта.
В целом следует отметить, что выставочный проект особо интересен будет для публики, свободно владеющей языком актуального искусства. Любители этого пласта современного творчества смогут смаковать подачу произведений «гуру». Другая часть публики, не особо вникающая в современные художественные процессы, сможет открыть для себя этот значимый пласт изобразительной традиции.
По словам генерального директора Третьяковской галереи, Зельфиры Трегуловой, «выставка требует вовлеченности зрителя». Действительно, кураторы Татьяна Гетман и Иван Антонов разработали множество активностей для посетителей, включающих просмотр видеоматериалов, мультимедиа технологии, инстаграм-маски и, конечно же, выбор сказочного пути.
Елена Садыкова
Кандидат искусствоведения
Эксперт Министерства культуры России
Член ИКОМ России