Христианские образы Маргариты Юрковой.
Вселенная любви и благодати.
К ярким мастерам изобразительного искусства относится Маргарита Юркова. Творческий путь художника многообразен, включает несколько этапов, насыщенных интенсивными поисками стиля и жанра.
Одной из устойчивых тем ее живописного творчества являются библейские сюжеты. Художник обращается к христианским образам в 1990-е годы, когда создает ряд живописных полотен преимущественно на новозаветные сюжеты. Несомненно, что религиозные картины Маргариты Юрковой вносят весомый вклад в современное христианское искусство, служат оплотом веры и соответствуют высоким эстетическим критериям.
Религиозное искусство христианского мира складывалось в первые четыре века нашей эры, когда Катакомбы Рима явили миру фрески с первыми образами Христа и Богоматери. Популярна тогда была иконография Христа Доброго Пастыря, воплощаемая в скульптуре, фресках, а затем и мозаиках церкви святого Виталия в Равенне и других памятниках.
Период Средневековья был отмечен интенсивным сложением иконографии изображения христианских персонажей, как на Востоке, так и на Западе. Византия дала христианскому миру иконографические изводы, традиция которых воплощалась в православном мире и преемниками которой стали мастера Киевской Руси. Икона Владимирской Богоматери, привезенная в Киев из Константинополя, стала символом этого тесного взаимодействия, первоисточником создания иконописных образов.
Искусство Запада воплощало многообразный веер сюжетов, каноны их воплощения, причем наряду с живописью, монументальной и станковой, была важна храмовая скульптура.
Об этом свидетельствуют паломнические базилики и готические соборы, фасады которых украшены скульптурными группами. Сложение канонов христианского искусства в эпоху раннего христианства и Средневековья представляло собой живой, многообразный процесс, имеющий множество вариантов воплощения, отличающийся живостью образов, искренностью взгляда на мир, правдивостью красок.
Несомненно, что религиозная живопись Маргариты Юрковой сродни именно этому этапу развития христианского искусства. Мы не можем назвать имена мастеров, близких ей по духу, так как большинство памятников средневекового искусства является безымянным. Однако та художественная сила, магическая притягательность образов, свобода от оков, смелость композиционных воплощений роднит ее с этой прекрасной эпохой, когда наряду с условностями и строгими канонами в изобразительном искусстве царила фантазия, богатство воображения, воплощаемые мастерами в различных изобразительных техниках.
Со времен Рима и Константинополя две ветви христианства представляли разное художественное воплощение религиозных сюжетов. Религиозные картины Юрковой стоят вне канонов православия и католичества, принадлежат по духу эпохе до официального разделения христианской религии на две ветви в 1054 году. Автор не ставит целью продолжение иконописной традиции или же алтарной живописи, воспроизводство старинной техники. Картины представляют собой авторское прочтение христианских образов и сюжетов на современном уровне. Однако по искренности звучания и чистоте выражения они сопоставимы с древними творениями.
Религиозные картины Маргариты Юрковой представляют собой глубокие произведения искусства, автор свободно владеет иконографией сюжетов. «Рождество Христово», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды» и другие картины на новозаветные сюжеты обладают убедительностью образов, смелыми композиционными решениями, звенящей чистотой красок.
Такие картины органично смотрелись бы в Шартрском соборе, где перекликались бы с витражами. Могли бы они украсить и храмы Владимиро-Суздальской школы, славящиеся белокаменной резьбой.
Однако эти образы созданы в наши дни и имеют современное звучание. В них художник воплотил многовековой опыт человечества, выразил философию мироздания.
Известно, что древнерусская иконопись пережила века забвения, и лишь к началу 20 столетия русское общество осознало ценность древнерусского иконописного наследия. Во многом это заслуга коллекционера икон, реставратора Ильи Семеновича Остроухова. Потемневшие от времени лики обрели сияние и предстали перед миром во всей красе.
Религиозные картины Маргариты Юрковой несомненно, можно рассматривать в прямой связи с теми древними сияющими яркими цветами иконами, с теми первозданными временами. У «Богоматери с младенцем» кисти Юрковой ярко-зеленые глаза. Художник смело выражает свое видение новозаветной истории, воплощает святых персонажей, лишенными условностей. Картины написаны с душой, в них нет заранее просчитанных решений, они льются как песня. Автор повествует о событиях, описанных в Новом Завете. Земной путь Христа предстает яркими картинами — радостными, драматичными, с накалом страстей.
Яркость красок, смелость композиций, подача персонажей крупным планом, отсутствие перспективы – это лишь приметы авторского стиля. Глубинный смысл этих картин состоит в выражении божественной любви и благодати.
Если определить их жанр, то наиболее близким будет термин «акафист». В христианстве акафист – это хвалебно-благодарственное пение, прославляющее Христа, Богоматерь, святых. Прекрасные светлые образы, лики, предстающие на живописных картинах Маргариты Юрковой, звучат как радостный акафист, поющий радость вселенской любви и благодати, нашей земле.
Елена Садыкова
кандидат искусствоведения
доцент ГИТИС