Александр Белугин о своей выставке: В Творческой Мастерской Рябичевых состоялась очередная выставка про небо. Но в этот раз изображения неба не было ни на одной из моих картин, потому, что разговор идет не про то небо, что у нас над головой, а про то, что в сердце каждого из нас. В этом небе нет границ, там мы обретаем свободу, оно подобно вселенной и похоже на душу человека. На протяжении долгих лет я пытался научиться изображать не тот мир, что простирается перед оболочкой наших глаз, а тот иной, что начинается за оболочкой глаза. Поэтому каждая картина это возможность испытать какие-либо чувства или рассмотреть жизнь души. Вся наша социальная жизнь, наша культура направляет наш мозг на создание определенных стереотипов. В дальнейшем, восприятие этих стереотипов является основой прочтения, ключом или расшифровкой художественного произведения. Долгие годы искусство живописи носило культурологическую цель и являлось иллюстрацией одной единственной книги — библии. Начиная с импрессионистов интересы художников уходят от иллюстративности в область чувственного. Сакральные сюжеты на полотнах сменяются банальными сценами жизни. Прогресс. Появилась фотография. Промышленность дала художникам много новых цветов, дешевых и доступных красок. Теперь не нужно растирать глины для землистых красок, не нужно толочь полудрагоценные камни в порошок для ярких цветов. Поэтому из картин уходит коричневое и появляется активный цвет. В погоне за максимальным отображением чувств, само изображение видимых и пропорции реальных предметов трансформируются и перестают иметь какое-либо значение. Появился фовизм. На первых план выходит форма, но не как подобие видимых предметов, а как самостоятельная цветоэмоциональная единица.
Огромное значение приобретают свойства цветового пятна, ритм и динамика. Фактура не отображает свойства предметов, но является результатом воздействия динамики самой краски и звучит как самостоятельная единица. Перспектива перестает быть линейной и не собирается в одну точку по законам геометрии. Плоскость, количество, качество и эффекты лежат в основе новой живописи. Обо всех перечисленных свойствах точно и детально изложено в теоретических работах Василия Кандинского и это называется абстрактным искусством. Вслед за Кандинским, я призываю вас отказаться от навязанных штампов и предвзятого мнения, просто и свободно, следите за линией и пятном, как в детстве, ясно, чисто и трепетно переживая каждое мгновение, вновь и вновь открывая волнующее сейчас. Возможно, многие из картин вам покажутся знакомы, ибо вселенная едина и каждый день отходя ко сну мы вливаемся в общий космос. Погрузите свой ум в сердце и в душе распустится любовь. В каждой картине я бережно старался отобразить тот процесс, что переживает душа во время своих перевоплощений. Для изображения этих состояний я вынужден отказаться от многих классических живописных приемов. Тем не менее, во время моего длинного путешествия к главному, сложилась ясная система и четкий метод работы с краской. Этот метод написания картин, я назвал Протофлексы. Прото в переводе с латыни — древнее, корневое, первобытное. Флексы в переводе с латыни — отражения. Термин из психологии, иногда, сидя на лекциях, говоря по телефону, многие рисуют каракули, цветочки, пятнышки, линии.
Наше сознание занято разговором, а подсознание свободно рисует. Такие картинки ученые зовут флексами или выражением нашего тайного бессознательного. Считается, что они больше говорят о природе человека и точно раскрывают сущность автора. Протофлексы это движение в сторону бессознательного. Отказ от эстетики. Спонтанное и бессистемное следование за движением души, бессвязное воспроизведение мгновения мысли, прямое доверие своему чувству и сердцу. Открытый и широкий взгляд в сердцевину души. Разделяю точку зрения, что искусство это способ познания мира, а художник — инструмент познания и его душа, проводник высших сил. Уверен, что картины всегда отображают изнанку бытия, и очень часто ведут к первобытным архетипам сознания. Или к тому главному космосу из которого мы все появились. Часто случается так, что картина является местом встречи Человека и Бога. Как автору, мне важно, чтобы картина чётко выражала те смутные чувства, которые живут в душе художника. Моя задача из множества отношений выявить самый простой стилистический приём, чтобы точно обнаружить собственное звучание цвета, найти единственную форму и уравновесить взаимодействие всех частей. Поэтому, каждая новая картина это конспект или своеобразное подтверждение моих понятий и моего движения к абсолюту. Движения к освоению законов жизни, своеобразный путь, цель и награда, осязаемый танец любви и познания мира искусства».
Белугин Александр Львович
график, живописец, культуролог
О художнике:
Александр Белугин учился в Абрамцевском художественном училище на факультете резьбы по дереву,
занимался в Текстильной Академии на факультете дизайна костюмов, закончил Пензенское художественное училище им. Савицкого по специальности скульптура и преподаватель ДХШ.
Получил диплом курсов повышения художников графиков “На Малой Грузинской”.
Член Союза Художников России и союза художников VAN и AIG (Великобритания), Союза ARTBank (Китай).
Иллюстратор различных книг и журналов. Преподаватель изо искусства в российских и зарубежных школах.
Участник многих российских и международных выставок.
Основатель и куратор московского литературного клуба «Подвал №1» (в 2000 году клуб номинирован на премию «Малый Букер» как российский литературный проект).
Основатель графического стиля «Русское УКИЕ», и живописного стиля «Протофлексы»
Работы хранятся в галереях , музеях и частных коллекциях Англии, Албании, Болгарии, Бельгии, Белоруссии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Ирландии, Израиля, Китая, Кореи, Македонии, Польши, Румынии, Сомали, Сербии, Словении, Турции, Франции, Черногории, Швейцарии и Японии.
Www.burdonov.ru/Podval1 belugin.a.l@mail.ru tel.+7 906 768 0105