Топ-лоты предстоящих русских торгов представили в МУАРе Министерство культуры Российской Федерации и Аукционный дом Сотби. Выставка «Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby’s» традиционно продлится два дня, 1 и 2 ноября, на ней можно посмотреть подборку лотов из предстоящих 28 ноября 2017 в Лондоне торгов «Русское искусство» (Russian pictures).
Флигель «Руина» Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева явился идеальным выставочным пространством, в котором художественные произведения прозвучали в полный голос. Колоритные руины из красного кирпича созвучны и русскому авангарду, и нонконформизму, а именно лоты этих двух направлений лидируют на предстоящей экспозиции.
Не обошлась выставка без произведения Ивана Айвазовского, стабильно лидирующего в результатах торгов аукционных домов. На сей раз знаменитый маринист заявлен на русских торгах картиной малого формата «Отплытие корабля» (1874) с достаточно скромным эстимейтом порядка 100,000 фунтов стерлингов. Академисты представлены картинами Ивана Похитонова, Генриха Семирадского, Константина Маковского и Ивана Шульце.
Неизменными участниками русских торгов являются художники русской эмиграции. Выставка демонстрирует «Портрет сына» Зинаиды Серебряковой, лоты Бориса Анисфельда и Александра Яковлева.
Однако основной акцент в этот раз на осенних русских торгах сделан на искусство авангарда. Жемчужиной выставки и предстоящего аукциона являются 13 картин амазонки русского авангарда Александры Экстер, написанных в 1930-е годы: «Две женщины с лирой», «Орфей и Эвридика», «Отплытие корабля», «Обнаженные с виолончелью в изумрудном лесу» и др. Провенанс работ из собрания Эхно Эзратти, мецената, друга и душеприказчика художницы, пришедшего ей на помощь в нелегкие годы второй мировой войны, добавляет им веса. «Карнавал в Венеции» Экстер оценен в 180,000 – 250,000 фунтов стерлингов. Тогда как эстимейт «Карнавальных фигур на берегах Венецианского канала» составил 100,000 – 150,000 фунтов стерлингов. Появление подобной частной коллекции Экстер на аукционном рынке является без преувеличения громким событием.
Советское искусство представлено «Крышами в Гранаде» (1970-е гг.) Таира Салахова. Есть среди лотов и менее громкие имена, например, Серафима Рянгина с картиной «Рабочие» (начало 1930-х).
Эксперты Сотби выделяют «Портрет отца художника с сестрой» (ок. 1914) Давида Штеренберга с эстимейтом 250,000 – 350,000 фунтов стерлингов.
Трио в лице Олега Целкова, Владимира Вейсберга и Дмитрия Краснопевцева представляет неофициальное искусство, расширяя аукционную палитру русских торгов.
Заявленный шедевр аукциона с эстимейтом 1,800,000 фунтов стерлингов относится к портретному жанру. «Портрет госпожи Сапожниковой» (1908) Николая Фешина обещает стать гвоздем предстоящих торгов.
На открытии предаукционной выставки в «Руине» выступили директор московского представительства Сотби Ирина Степанова и лорд Полтимор. Заместитель министра культуры Российской Федерации Олег Рыжков подчеркнул важность антикварных торгов как участников процесса международного оборота культурных ценностей и анонсировал открытие в Петергофе первого в России Музея русского коневодства.
Торги 28 ноября покажут, какие лоты обретут новых владельцев, в том числе и не доехавший в связи с большим размером до России «Шахтер» Дейнеки.
ЕЛЕНА САДЫКОВА
искусствовед