Музей «Садовое кольцо»
представляет
Персональную выставку Лидии Тихонравовой
«Потаенная сущность вещей»
Натюрморт (живопись, графика, акварель)
С 17 июня до 1 июля 2017
Вернисаж 17 июня 2017 года в 15 часов
Адрес: Москва, Проспект Мира, дом 14, строение 10
О художнике:
Лидия Тихонравова родилась в 1954 году. По профессии инженер электронной техники, закончила в 1977 году Московский Энергетический институт. В 1984 году во время обучения в аспирантуре защитила диссертацию на степень кандидата технических наук по специальности «Радиотехнические системы и устройства». Работала научным сотрудником в НИИ. Сфера профессиональных интересов – в области сверхвысокочастотной ферритовой техники, спин-волновой электроники и электродинамики, микроэлектроники. Автор более 50 научных публикаций, участник научно-технических отечественных и международных конференций.
В школьные годы, прошедшие на Сахалине по месту службы отца, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем – Заочную математическую школу при механико-математическом факультете МГУ, призер Олимпиад по математике и физике. Занятия музыкой и математикой не оставляли времени на другие увлечения, хотя желание рисовать присутствовало всегда. После защиты диссертации в жизни появилась временнАя лакуна, которая и была немедленно заполнена первыми упражнениями на бумаге и холсте.
С удовольствием занимается графикой, рисует акварели, пишет маслом. Предпочтения оказывает натюрмортам, портретам, сюжетным картинам, копиям мастеров живописи. В масляной живописи использует как многослойную технику, так и технику alla prima; есть работы, выполненные мастихином.
С 2012 года занимается в художественной студии г.Пушкино Московской области, художественный руководитель студии Терешина Галина Александровна.
Работы Л.Тихонравовой находятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях.
Участие в выставках:
- Персональная выставка «Отражения». Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В.Бабушкина, Вологда, сентябрь-октябрь 2016 г.;
- «Рождество на Беговой». Выставочный центр МОСХ России, Москва, декабрь 2016 – январь 2017;
- «Рождественская выставка». Арт-галерея «Дрезден», Москва, декабрь 2016г. – январь 2017г.;
- «Кристальный родник». Центр культуры и творчества «Нега», Москва, декабрь 2016г.;
- «Хрустальный шар». Арт-галерея «Дрезден», Москва, февраль 2017 г.;
- «Китайская народная графика и осмысление современными московскими художниками тем традиций и культуры Китая». Творческая Мастерская Рябичевых, Москва, январь – февраль 2017 г.;
- «Портрет. Абстракция». ЦДХ, Москва, февраль – март 2017 г.;
- «Весенний экспромт». Галерея «АрденА», Москва, март-апрель 2017.
«Какое наслаждение я испытала, — признается художник Лидия Тихонравова, — когда однажды сделала первый мазок маслом на холсте». Среди картин, написанных Лидией есть ее автопортрет, где она — маленькая девочка в красном платье на фоне солнечного пейзажа держит в руках бутон распустившегося пиона. Пионовый куст выглядит пышным и высоким, и маленькая Лида будто тянется вверх к цветку. Этот сюжет мне кажется очень символичным. В нем читается устремленность к возвышенному и прекрасному, будто аллегория жизненного стремления самого автора сюжета.
Лидия Владимировна — удивительный человек! И в ней удивляет многое, но особенно ее чудесное восприятие мира. Она — состоявшаяся в профессии, взрослая, серьезная, очень убедительная в рассуждениях о мире науки, в которой сполна преуспела, вместе с тем, настолько женственна, непосредственна и легка, что становится понятно, как в ее жизни нашлось место и научным исследованиям и художественному творчеству. Впрочем, и то и другое имеют единую суть — стремление познать мир и себя. И потому, те записи, которые профессор делал на полях ее студенческих тетрадей, и которые она помнит наизусть как цитаты, применимы и к искусству: «Ищите изящество в простоте и Вы станете незаурядным исследователем». С той же настойчивостью, которая привела ее к успехам в науке, Лидия Тихонравова сегодня исследует законы композиции и цвета. Рисовала всегда, но во время научной карьеры редко и по ночам, а со временем — полностью посвятив себя творчеству. Пять лет назад Лидия начала заниматься в художественной студии, а с прошлого года она — уже участница значительных профессиональных выставок в МОСХ, в ЦДХ, в престижных галереях Москвы. Ее работы высоко оценивают самые требовательные профессионалы в искусстве. Руководитель клуба «Творческие среды» известный художник Наталья Богородская — из самых строгих критиков, приняла на выставку «Портрет. Абстракция» в Центральном Доме художника, написанный Лидией портрет учительницы, найдя в ее образе яркий характер, а в исполнении — безусловное мастерство. Сюжетные картины, графика, копии старых мастеров — круг предпочтений Лидии широк, но все же, одним из излюбленных ею жанров является натюрморт. В нем она видит особенную романтику, своеобразную игру с предметами и отражениями, таинство теней и света. Фарфоровые статуэтки у зеркала — волшебный мир, относящий нас в куртуазную эпоху, а рядом тему продолжает другой сюжет с веером и розой, венецианской маской и венецианской куклой. И у фарфорового Арлекина и у керамического чайника свои роли, создающие колорит — восточный или преисполненный чувственности. Случайных предметов нет, и с этой продуманности постановки, минималистской или роскошно-барочной начинается игра в волшебство, в чудо создания особенного мира искусства. Изображения цветов и фруктов самым ясным способом дают нам понять красоту земного мира. Эмили Прейер — одна из великих наставников Лидии Тихонравовой, у нее она учится, как и у других художников прошлого, копируя натюрморты и с особенным пиететом ставя на копиях два имени. Есть даже сходство в их творческих биографиях, как и Эмили Прейер — ученица своего отца, первые наставления Лидия Тихонравова получала от своего папы. Профессиональный военный Владимир Михайлович был художником-любителем и сумел передать дочери свою страсть к искусству и к живописи. Работа папы висит в доме Лидии рядом с выполненной ею копией натюрморта Петра Кончаловского «Зеленая рюмка». «Оставалось немного времени до конца занятий в студии», — объясняет художник, — «и я решила сделать эту небольшую копию». Но совершенно очевидно, что этот выбор, как и все, что происходит в творчестве Лидии тоже не случаен. Незаурядный исследователь, Лидия Тихонравова вслед за мастером стремится видеть красоту самых обычных предметов, и ищет изящество в этой простоте.
София Загряжская