Вопросы создания картины. Что движет творцом? Почему иногда это сродни открытию, иногда же это тяжкий труд и пот, а результатов нет? И почему одни картины «трогают», а другие, несмотря на сложность, не волнуют. Я — профессиональный педагог, более четверти века преподаю в МАрхИ, но не всегда могу ответить на эти вопросы. А студенты часто спрашивают, более того, я и сам, будучи студентом, задавался этим вопросом. Интересно, что уже на старших курсах, когда я проектировал стоэтажные небоскребы по Садовому кольцу в Москве с вертикальными зелеными улицами, ко мне приходил журналисты с предложением проследить этапы становления идеи. Но для меня и тогда это казалось сложно, и сейчас практически не удалось продвинуться в этом направлении.
Я пробовал раскрыть творческий процесс проводя мастер-классы, но понял, что истинное творчество и мастер-класс несовместимы. Мастер-класс — это прежде всего театральный, показной жест, часто предварительно отрепетированный. Истинное же искусство — это сокровенный, таинственный процесс. Как говорил А.С. Пушкин, » Служение муз не терпит суеты». Поэтому мы по-настоящему никогда не увидим, как рождаются истинные шедевры. И именно поэтому так интересны высказывания авторов, их мысли и эскизы. Как правило, процесс создания картины — это путешествие в неизведанное. Тут свои законы, своя логика.
В итоге я попробовал проследить развитие идеи и становление картины-композиции на примере одной из последних работ, а именно «Космопластицизм. Античнойсть 21 века». Когда зародилась идея, я уже не могу сказать. мир фантастики, новых форм, всегда волновал меня. Но желание написать это произведение появилось после того, как я дважды оказался в больнице. И уже после этого как-то особенно сильно захотелось позитива.
Создание Архитектурной композиции, этой особой формы картины, сродни созданию идеального архитектурного объекта, но в отличие от процесса проектирования, здесь важно несмотря на будни проникнуться поэзией жизни. Творчество в искусстве — это особая форма самовыражения человека, особая форма истинной свободы творчества. Все это развивает духовный и эстетический прогресс цивилизации.
Главная идея навеяна моей коллекцией раковин. Раковины — это чудное создание природы, творца, это некий таинственный код вселенной. Форма и цвет их вызывает огромный круг ассоциаций, говорящий об универсальном законе мироздания. Помимо образа раковин повлияла и архитектурно-художественная доктрина космопластицизма. Пространство космопластицизма — это исходная позиция. Творческий импульс связан с новым ощущением пространства и времени в 21 веке. Данное пространство отражает всеобщую универсальность разума и интеллекта. Ниже приведены некоторые эскизы и фрагменты различных стадий картины. Они, по-моему, хорошо иллюстрируют некую внутреннюю закономерность становления композиции. Из них видно, что в начале преобладало особое пространство космопластицизма. Затем очень сильно повлияло современное понимание формы.
И все это, в конечном счете обусловлено индивидуальным мировоззрением, сформулированным под влиянием таких новых парадигм времени, как всеобщая универсальность разума, цифровая революция, имперсональность и т.д. Но во многом, при создании композиций, действуешь интуитивно, часто полагаясь на чувства, но при этом всегда есть некий объективный закон развития формирования идеи.
Думаю, что нет необходимости комментировать эскизы и стадии картины, они говорят сами за себя, и конечно все главное концентрируется в конечном продукте — итоговой композиции, хотя и эскизы обладают своей ценностью. Но я все же надеюсь, что тем, кто интересуется моим творчеством, эскизы и мои высказывания помогут глубже понять и почувствовать мои картины.
Профессор живописи, заслуженный архитектор России
В.Ф. Орловский.
Профессор ВИКТОР ОРЛОВСКИЙ, заслуженный архитектор РФ. Статья «КОСМОПЛАСТИЦИЗМ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «АНТИЧНОСТЬ. 21 ВЕК».
21 Апр 2015 | От: арт-релиз.рф