София Загряжская, искусствовед: Еще во время учебы задолго до защиты (в МГХПА им.Строганова) я решила посвятить свой диплом исследованию такого феномена в искусстве как художественные династии. Особенно ярко это явление в отечественном искусстве проявилось во второй половине двадцатого века, когда появились яркие мастера, одаренные талантом и работоспособностью, и зачастую для их творческих детей не стоял вопрос в выборе профессии. Мне посчастливилось знакомиться с творчеством многих таких художников, чья профессия была предопределена с детства, так возник проект «Семья художника», включающий выставки и очерки. И конечно, в первую очередь, прекрасным примером мне служила моя собственная семья, в которой я выросла в атмосфере творчества и любви к искусству. И когда я поделилась с куратором моего диплома выбором темы, она предложила мне писать не о династиях в целом, а о своей семье, посчитав, что именно этим трудом я внесу свой вклад в историю искусств, потому что все исследования творчества Рябичевых заканчивались 80-ыми годами. Практически, все, что было создано позднее, мне приходилось описывать впервые, опираясь только на собственный анализ, как и многое из тех работ, которые не вошли в поле зрения искусствоведов. Тем интересней было открывать еще неведомые миру страницы, находить связи со временем, истоки влияния на творчество, погружаться в историю. Но как приятно видеть, что сегодня сведения моего диплома публикуются в разных изданиях и информационных ресурсах, ссылающихся на мои описания. Особенно приятно было узнавать свои тексты в «Литературной газете», которую считаю одним из самых замечательных изданий в сфере культуры».
Добавлю, что все мои художественные проекты, которые я курирую от Творческой Мастерской Рябичевых, я посвящаю памяти прекрасного мастера, одного из лучших художников современности, творческим идеалам которого следуют мои самые любимые люди — скульптор Александр Рябичев и художник Даниэла.

Александр Рябичев с дочерью Даниэлой на выставке работ династии Рябичевых
Культурный центр Джавахарлала Неру
София Загряжская, искусствовед: «Дорогим другом индийского народа называла российского скульптора Дмитрия Рябичева Индира Ганди» — так начинается одна из страниц моего описания к выставке «Династия», которая прошла в Выставочном Зале «Колорит» на Малой Дмитровке в 2006 году. В Мастерской висит большая фотография с изображением скульптора и премьер-министра Индии, подписанная по-русски, возможно, кем то из официальных лиц Посольства, размашистым крупным почерком — «Дорогому другу», но мне кажется, что отношения этих двух замечательных людей, действительно, могли быть более теплыми и дружескими, чем предусмотрено дипломатическим протоколом. Ведь именно Индира Ганди одобрила работу Рябичева, создавшего портрет любимого духовного лидера народа — Махатмы Ганди, посчитав его эскиз лучшим, выбрав его из трехсот проектов, единственного из России скульптора, участвовавшего тогда в международном конкурсе. С тех пор с Индией связана творческая судьба Рябичевых — отца и сына, они, по прошествии нескольких лет, совместно работали уже над образом самой Индиры Ганди, и это одна из самых красивых архитектурных композиций, один из самых красивых скульптурных портретов Индиры Ганди (установлен в городе Бхубанишвар, штат Орриса).
И, конечно, эта тема не могла пройти мимо Даниэлы, создавшей несколько серий работ, посвященных Индии. Их можно было увидеть на многих выставках не только в Москве.

Работы Даниэлы Рябичевой, посвященные творчеству семьи
«Портрет отца»
(скульптор Александр Рябичев за работой»)
графика «Мастерская Рябичевых» (скульптура Дмитрия Рябичева)
и макет памятника Дмитрия Рябичева «Дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года»
София Загряжская, искусствовед: «Трехфигурный бронзовый памятник «Героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне» появился у Горбатого моста в декабре 81 года и уже более тридцати лет является одним из ярких символов борьбы за права и свободу. Неслучайно, именно это место вблизи Белого дома выбирали недовольные своим положением рабочие, шахтеры, демонстранты известных событий современной истории. Монументальная композиция, посвященная героизму людей, преданных своим идеалам, живших столетие назад, олицетворяет и многие современные исторические свершения. Автору Дмитрию Борисовичу Рябичеву удалось передать не только пафос событий 1905 года, но и отразить искренние чувства и порывы их участников, приблизить их образы к современникам, сделать понятными, вызвать сострадание к их судьбам.
Особенная пластика монумента у Горбатого моста — динамика движений в позах всех изображенных — женщины с развивающимся высоко над головами знаменем, в преклоненной к раненному товарищу позе рабочего с винтовкой, в патетике образа раненного героя, лежащего на земле, с лицом, обращенным к небу. Одна рука раненного приложена к груди, к сердцу, другая сжимает камень — оружие пролетариата (этот фрагмент композиции Дмитрия Рябичева концептуально связан с другой знаменитой городской скульптурой И. Д. Шадра — «Булыжник — оружие пролетариата» (1927).
Центральная фигура дружинника — изображает рабочего средних лет в фартуке и картузе, словно, он только что вышел из заводского цеха на баррикады, оторванный от работы, и в этой форме одежды видится не только статус и классовая принадлежность изображенного, но и читается особенная история — перед зрителем трудящийся человек, центральное звено производственного процесса, вынужденный взять в руки оружие, чтобы защитить свои права, борец за справедливость, на плечах которого зиждется создание ценностей и экономическое благополучие страны во все времена.»Развивающееся знамя являет собой вершину композиции и ведет взгляд зрителя с лева на право по нисходящей опускаясь к раненному молодому рабочему, и вновь возвращает к женской фигуре, как к самой эмоционально напряженной части скульптуры. Решительная поза женщины, уверенная стать, гордо поднятая голова, волевое лицо — все говорит о вдохновенном состоянии героини происходящего и об исключительности момента. Крайние фигуры, олицетворяющие полярные состояния — эмоциональный подъем, решимость, устремленность к победе, воплощенные в женском образе и, с другой стороны — гибель, самопожертвование ради будущего счастья, олицетворенные в образе раненного героя объемно и детально рассказывают историю в развитии событий.
Есть еще одна важная ассоциация, рождающаяся от образов этой композиции. Женский портрет со знаменем в этой скульптуре относит зрителя к другому выдающемуся произведению на тему героизма народа — картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Как и в картине французского живописца женский образ, созданный Дмитрием Рябичевым символизирует самоотверженность и смелость, и так же привлекает основное внимание зрителя. Важно сказать, что в этой композиции, скульптор отдает дань выразительности женских образов, в чем так же проявляется пиетет автора перед силой характеров женщин, зачастую вдохновляющих в экстремальных ситуациях на подвиги сильных мужчин.