ДМИТРИЙ РЯБИЧЕВ. ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Литературная газета опубликовала дипломный материал СОФИИ ЗАГРЯЖСКОЙ

Афиша проекта "Династия" Творческой Мастерской Рябичевых куратор София Загряжская

Афиша проекта
«Династия»
Творческой Мастерской Рябичевых
куратор София Загряжская

София Загряжская, искусствовед: Еще во время учебы задолго до защиты (в МГХПА им.Строганова) я решила посвятить свой диплом исследованию такого феномена в искусстве как художественные династии. Особенно ярко это явление в отечественном искусстве проявилось во второй половине двадцатого века, когда появились яркие мастера, одаренные талантом и работоспособностью, и зачастую для их творческих детей не стоял вопрос в выборе профессии. Мне посчастливилось знакомиться с творчеством многих таких художников, чья профессия была предопределена с детства, так возник проект «Семья художника», включающий выставки и очерки. И конечно, в первую очередь, прекрасным примером мне служила моя собственная семья, в которой я выросла в атмосфере творчества и любви к искусству. И когда я поделилась с куратором моего диплома выбором темы, она предложила мне писать не о династиях в целом, а о своей семье, посчитав, что именно этим трудом я внесу свой вклад в историю искусств, потому что все исследования творчества Рябичевых заканчивались 80-ыми годами. Практически, все, что было создано позднее, мне приходилось описывать впервые, опираясь только на собственный анализ, как и многое из тех работ, которые не вошли в поле зрения искусствоведов. Тем интересней было открывать еще неведомые миру страницы, находить связи со временем, истоки влияния на творчество, погружаться в историю. Но как приятно видеть, что сегодня сведения моего диплома публикуются в разных изданиях и информационных ресурсах, ссылающихся на мои описания. Особенно приятно было узнавать свои тексты в «Литературной газете», которую считаю одним из самых замечательных изданий в сфере культуры».

Добавлю, что все мои художественные проекты, которые я курирую от Творческой Мастерской Рябичевых, я посвящаю памяти прекрасного мастера, одного из лучших художников современности, творческим идеалам которого следуют мои самые любимые люди — скульптор Александр Рябичев и художник Даниэла.

Александр Рябичев с дочерью Даниэлой на выставке работ династии Рябичевых Культурный центр Джавахарлала Неру

Александр Рябичев с дочерью Даниэлой на выставке работ династии Рябичевых
Культурный центр Джавахарлала Неру

София Загряжская, искусствовед: «Дорогим другом индийского народа называла российского скульптора Дмитрия Рябичева Индира Ганди» — так начинается одна из страниц моего описания к выставке «Династия», которая прошла в Выставочном Зале «Колорит» на Малой Дмитровке в 2006 году. В Мастерской висит большая фотография с изображением скульптора и премьер-министра Индии, подписанная по-русски, возможно, кем то из официальных лиц Посольства, размашистым крупным почерком — «Дорогому другу», но мне кажется, что отношения этих двух замечательных людей, действительно, могли быть более теплыми и дружескими, чем предусмотрено дипломатическим протоколом. Ведь именно Индира Ганди одобрила работу Рябичева, создавшего портрет любимого духовного лидера народа — Махатмы Ганди, посчитав его эскиз лучшим, выбрав его из трехсот проектов, единственного из России скульптора, участвовавшего тогда в международном конкурсе. С тех пор с Индией связана творческая судьба Рябичевых — отца и сына, они, по прошествии нескольких лет, совместно работали уже над образом самой Индиры Ганди, и это одна из самых красивых архитектурных композиций, один из самых красивых скульптурных портретов Индиры Ганди (установлен в городе Бхубанишвар, штат Орриса).
И, конечно, эта тема не могла пройти мимо Даниэлы, создавшей несколько серий работ, посвященных Индии. Их можно было увидеть на многих выставках не только в Москве.

Даниэла Рябичева участник Выставки "Урок географии" МСХ, Старосадский переулок,  2015 г.

Даниэла Рябичева
участник Выставки
«Урок географии»
МСХ, Старосадский переулок, 2015 г.

Художник  Даниэла Рябичева для выставки  "Индия, любовь моя!" в Совете Федерации, 2023 г.

Художник
Даниэла Рябичева
для выставки
«Индия, любовь моя!»
в Совете Федерации, 2023 г.

Работы Даниэлы Рябичевой, посвященные творчеству семьи "Портрет отца"  (скульптор Александр Рябичев за работой") графика "Мастерская Рябичевых" (скульптура  Дмитрия Рябичева) и макет памятника Дмитрия Рябичева "Дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года"

Работы Даниэлы Рябичевой, посвященные творчеству семьи
«Портрет отца»
(скульптор Александр Рябичев за работой»)
графика «Мастерская Рябичевых» (скульптура Дмитрия Рябичева)
и макет памятника Дмитрия Рябичева «Дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года»

София Загряжская, искусствовед: «Трехфигурный бронзовый памятник «Героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне» появился у Горбатого моста в декабре 81 года и уже более тридцати лет является одним из ярких символов борьбы за права и свободу. Неслучайно, именно это место вблизи Белого дома выбирали недовольные своим положением рабочие, шахтеры, демонстранты известных событий современной истории. Монументальная композиция, посвященная героизму людей, преданных своим идеалам, живших столетие назад, олицетворяет и многие современные исторические свершения. Автору Дмитрию Борисовичу Рябичеву удалось передать не только пафос событий 1905 года, но и отразить искренние чувства и порывы их участников, приблизить их образы к современникам, сделать понятными, вызвать сострадание к их судьбам.

Особенная пластика монумента у Горбатого моста — динамика движений в позах всех изображенных — женщины с развивающимся высоко над головами знаменем, в преклоненной к раненному товарищу позе рабочего с винтовкой, в патетике образа раненного героя, лежащего на земле, с лицом, обращенным к небу. Одна рука раненного приложена к груди, к сердцу, другая сжимает камень — оружие пролетариата (этот фрагмент композиции Дмитрия Рябичева концептуально связан с другой знаменитой городской скульптурой И. Д. Шадра — «Булыжник — оружие пролетариата» (1927).
Центральная фигура дружинника — изображает рабочего средних лет в фартуке и картузе, словно, он только что вышел из заводского цеха на баррикады, оторванный от работы, и в этой форме одежды видится не только статус и классовая принадлежность изображенного, но и читается особенная история — перед зрителем трудящийся человек, центральное звено производственного процесса, вынужденный взять в руки оружие, чтобы защитить свои права, борец за справедливость, на плечах которого зиждется создание ценностей и экономическое благополучие страны во все времена.»

Развивающееся знамя являет собой вершину композиции и ведет взгляд зрителя с лева на право по нисходящей опускаясь к раненному молодому рабочему, и вновь возвращает к женской фигуре, как к самой эмоционально напряженной части скульптуры. Решительная поза женщины, уверенная стать, гордо поднятая голова, волевое лицо — все говорит о вдохновенном состоянии героини происходящего и об исключительности момента. Крайние фигуры, олицетворяющие полярные состояния — эмоциональный подъем, решимость, устремленность к победе, воплощенные в женском образе и, с другой стороны — гибель, самопожертвование ради будущего счастья, олицетворенные в образе раненного героя объемно и детально рассказывают историю в развитии событий.
Есть еще одна важная ассоциация, рождающаяся от образов этой композиции. Женский портрет со знаменем в этой скульптуре относит зрителя к другому выдающемуся произведению на тему героизма народа — картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Как и в картине французского живописца женский образ, созданный Дмитрием Рябичевым символизирует самоотверженность и смелость, и так же привлекает основное внимание зрителя. Важно сказать, что в этой композиции, скульптор отдает дань выразительности женских образов, в чем так же проявляется пиетет автора перед силой характеров женщин, зачастую вдохновляющих в экстремальных ситуациях на подвиги сильных мужчин.

скульптор Дмитрий Борисович Рябичев Афиша к выставке  "Династия",  Творческая мастерская Рябичевых куратор София Загряжская

скульптор Дмитрий Борисович Рябичев
Афиша к выставке
«Династия»,
Творческая мастерская Рябичевых
куратор София Загряжская

Один из стендов диплома Софии Загряжской в МГХПА им. Строганова

Один из стендов
диплома Софии Загряжской
в МГХПА им. Строганова

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.