Рижский вокзал расположился в северном направлении города Москва между улицами Сущёвский вал и проспект Мира.
Здание было построено в 1897-1901 годах по проекту архитектора С. А. Бржозовского. Он же является автором Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.
Изначально вокзал обслуживал два терминала: пассажирский и товарный. Однако в 1963 году их объединили.
Вокзал был трижды переименован. Пассажиры начала прошлого века знали его как Москва Пассажирская Балтийская. В 1929 году терминалы переименовали в Москва Пассажирская (Товарная) Ржевская. Лишь в 1963 году вокзал получил привычное всем название — Рижский.
Небольшой пассажиропоток (около 4 тысяч человек ежедневно) едва не привёл к закрытию вокзала в 2000 году. Однако планы не реализовали и терминал работает до сих пор.
Рижский вокзал обслуживает поезда дальнего следования, международные направления и пригородные электрички.
С Рижского вокзала поезда дальнего следования отправляются в Псков и Великие Луки. Международное направление представлено всего одним маршрутом: Москва — Рига.
Электрички с Рижского вокзала отправляются на станции Волоколамск, Румянцево, Дедовск, Нахабино, Шаховская, Новоиерусалимская.
Рижский вокзал находится по адресу г.Москва, Рижская площадь, станция метро «Рижская».
Из истории:
Внешнеторговый оборот царской России бурно развивался в конце девятнадцатого века. Этот фактор стал толчком к рассмотрению вопроса о развитии железнодорожного сообщения с прибалтийскими странами, у которых имелся выход к незамерзающему участку Балтийского моря.
В марте месяце 1897 года император Николай II издал Высочайший указ о начале строительства железной дороги, которую назвали Московско-Виндаво-Рыбинская. Общая протяженностей путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.
Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.
Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.
Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.
Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс.
Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.
Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.
Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.
Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.
Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.
Современность.
Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания.
Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.
Отрадно то, что во время реконструкции восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.
В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.
Эти кадры можно принять за виды реального города. Города, где есть все: новые дома и старинные архитектурные сооружения, кафе, магазины, морской порт и причалы, горы, аэродром, заводские здания, храмы, детские площадки, счастливые жители. Идеальные город, в котором хочется жить. Но похоже, не смотря на это, жители идеального города большие любители путешествий. Уехать в дальние края и вернуться обратно им помогают проходящие через все части города и уходящие в неведомые дали железные дороги. Дороги и поезда – главная достропримечательность уникального города-макета выставочного комплекса «Российские железные дороги».