Стела с изображением Эхнатона и Нефертити
Новый музей
Берлин
Древнеегипетские хроники, рисунки и скульптурные изображения царицы Нефертити и её супруга фараона Эхнатона повествуют о самом интересном периоде в жизни Древнего Египта и отсылают нас на три тысячи четыреста лет назад в историю.
Скульптурное изображение Эхнатона
Каирский египетский музей
Время у власти фараона, поначалу известного как Аменхотеп IV, и его супруги Нефертити описано как «амарнский период». Именно тогда впервые была предпринята попытка сломить могущество фиванских жрецов и старой знати, при которых власть фараона была чисто номинальной. Аменхотеп IV намерен был положить конец поклонениям идолам и провозгласить новый государственный культ Бога Атона, Бога Солнца, а своей столицей он сделал город Ахетатон (Пространство Атона, основан в 1346 г. до н. э. и просуществовал до 1370 г. до н. э ) в стороне от Фив (ныне Амарна). Тогда же фараон взял имя Эхнатон (угодный Богу), под которым он и вошёл в историю Древнего Египта. Позже египтяне отвергли его реформу, но уже после смерти Эхнатона.
Нефертити
Подношение Атону
Фото: Джон Бодсворт
(Author
Jon Bodsworth)
Город Ахетатон был заброшен, занесён песками, и, возможно, благодаря этому забвению удивительно хорошо сохранились памятники искусства амарнского периода, расцвета древнеегипетского искусства.
Имя Нефертити у всех на устах. Сегодня она известна едва ли не более, чем ее венценосный супруг, известна, в первую очередь, как самая красивая женщина в истории мира, но в ее время Нефертити можно было бы назвать и известным политиком. Она не только сопровождала фараона во время религиозных празднеств и важных событий, но, главное — поддерживала его реформу.
Фараон Эхнатон был умным и мыслящим правителем, желающим превратить Египет в сильное государство. Только так можно было выстоять против нападения врагов. Ассирийцы, хетты, ливийцы были главными врагами Египта, грабившими страну и угонявшими жителей в рабство.
Народ, пребывавший под гнетом жрецов и налогов, поддержал религиозную реформу фараона. Религия утратила таинственность, обряды стали проще. Поклонение новому Божеству Атону было удобнее. Лицезрение Солнца доступно всем, и оно не требовало щедрых жертвоприношений. Жрецы и знать вынуждены были уступить реформам, выжидая возвращения прежнего политического и религиозного уклада.
Семейная сцена царственной четы: Эхнатон целует дочь Макетатон, на коленях Нефертити сидит дочь Меритатон, Анхесенамон на плече играет с серьгами матери.
Нефертити и Эхнатон вызывали симпатии народа во многом благодаря мудрой политики, а сегодня нам более известна их история любви. Произведения искусств эпохи Эхнатона часто изображают супругов в проявлении своих чувства друг к другу. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлён поцелуй Эхнатона и Нефертити.
Дворец Нефертити окружали роскошные сады с аллеями и бассейнами, столь любимые египтянами. Полы в нем были украшены цветной мозаикой, а потолки, стены и колонны — росписями. На стенах обычно изображали сцены из жизни фараона и его семьи или же рисовали правителя в окружении наложниц. Дорогая мебель, предметы быта из золота или украшенные драгоценными камнями наполняли жилище египетской царицы.
Роспись стен
из Зеленой комнаты
Северного дворца
Амарны (Ахетатона)
Факсимиле
Королевский музей Онтарио
Канада
Амарна
руины Северного дворца
древнего города
Ахетатон
Нефертити была хрупкой и миниатюрной женщиной с красивой фигурой. Чтобы оставаться любимой супругой фараона, она много времени посвящала уходу за собой: принимала ванны с морской солью, рабыни натирали ее кожу ароматическими маслами, красили ей ногти хной или жидким золотом. В качестве пудры царица использовала порошок из растертых минералов, подводила глаза сурьмой и наносила на губы бальзам.
В гардеробе Нефертити были всевозможные дорогие полупрозрачные платья-калазирисы — подобие узкого сарафана длиной от груди до середины щиколоток, на одной или двух бретелях. Представители высших слоев общества шили такие платья из легких дорогих тканей, бедняки покупали одежду из грубой материи.
Нефертити
Мастерская скульптора
Тутмоса
Амарна
«Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире. Артефакт был обнаружен при раскопках мастерской придворного скульптора Тутмоса в городе Тель-эль-Амарна, бывшей столице Эхнатона Ахетатон. Бюст изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. На нем имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе. Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделан из камня. Однако критический анализ все же возможен. Споры о подлинности знаменитого артефакта ведутся уже давно и удар по защитникам версии его аутентичности нанес в своей книге “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”, вышедшей в 2009-м году, швейцарский искусствовед Анри Стирлин (Henri Stierlin).
Нефертити
высота бюста 19 см
материал — жёлтый кристаллический песчаник
считается незаконченным портретом Нефертити Мастерской Тутмоса
Амарнское искусство.
Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и «Гимн Атону», авторство которого иногда приписывается Эхнатону. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом. Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния.
Основные черты амарнского искусства — реалистичные изображения природы и людей. Даже в изображении фараона уже нет подчеркнутой идеализации, он часто изображается как отец семейства, знатный вельможа в окружении комфорта и роскоши. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.
Впервые в египетском искусстве амарнского периода появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Скульптурные изображения царицы Нефертити, созданные в мастерской скульптора Тутмоса — яркий пример особенностей амарнского искусства.
Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.
Среди исследователей нет единства в интерпретация амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего фараона несут религиозную символику. Другие египтологи склонны считать, что амарнское искусство было своего рода экспрессионизмом Древнего Египта.
Есть мнение, что общепризнанные каноны красоты в древнем Египте довольно сильно отличались от современных. И одним из главнейших признаков любой красавицы считалась очень длинная шея. И не в последнюю очередь именно благодаря своей шее, царица Нефертити считалась абсолютно совершенной красавицей.
Хотя не исключено так-же и то, что скульпторы и художники, своими стараниями угодить, несколько преувеличили некоторые пропорции, отдельных частей её тела.