Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва был учреждён в 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы на территории Спасо-Андроникова монастыря. К моменту основания музея монастырь был полностью разорён. Музейная коллекция собиралась по крупицам, в обстановке крайне негативного отношения Советского государства к русскому религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения русского иконописца Андрея Рублёва, имя которого носит музей.
Музей хранит и исследует произведения русского религиозного искусства допетровский эпохи. Его экспозиция занимает более десяти залов и знакомит посетителей с выдающимися образцами художественного творчества XI—XVII веков. Международной известностью пользуется коллекция икон. В неё входят шедевры художников круга преподобного Андрея Рублёва и Дионисия, мастерской митрополита Макария и Иоанна Грозного, иконописцев Оружейной палаты.
Музей расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря, филиал — в церкви Покрова в Филях. Древнейший живописный экспонат музея — ярославская икона «Спас из Гавшинки».
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IV НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ «ИВЕРИЯ. АФОН. РОССИЯ. ДУХОВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ»
14-15 ноября 2016 года в Музее имени Андрея Рублева при поддержке Министерства культуры РФ состоялись IV научные чтения, посвященные памяти Давида Ильича Арсенишвили (1905–1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева.
Прогамма выступлений:
Выступление хора храма великомученика Георгия в Грузинах (Настоятель храма протоиерей Федор Кречетов)
М.Б. Миндлин (Музей имени Андрея Рублева) Открытие чтений
Митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь) Приветственное слово
А.А. Золотов (Российская академия художеств) Приветственное слово от З.К. Церетели – президента Российской академии художеств
Т.И. Джандиери (Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса») Приветственное слово
Г.Б. Каландия (Государственный музей Театра музыки, кино и хореографии, Грузия) Давид Арсенишвили – годы молодости
И.Л. Кызласова (Ассоциация искусствоведов) П.И. Нерадовский и создание музея имени Андрея Рублева
Т.А. Жукова (Музей имени Андрея Рублева) Первые страницы истории музея имени Андрея Рублева. С.С. Чураков – художник, реставратор и исследователь древнерусского искусства
Г.Р. Рамазашвили (Москва) История исследований Всехсвятского приходского некрополя (XIX-XXI веков): что дают результаты работы Д.И. Арсенишвили, П.Д. Барановского и В.П. Синякова современным историкам
Протоиерей Иоанн Каледа (Настоятель храма Троицы на Грязех, Москва) О Евфимии Святогорце, Георгии и Торникии, Иоанне Святогорце в связи с иконой Божией Матери Иверской и Иверским монастырем
М.Н. Громов (Институт славянской культуры) Святая гора Афон как живое наследие Византии
Л.И. Алехина (Музей имени Андрея Рублева) Святогорские старцы начала XX века (по паломническим запискам валаамского иеромонаха Маркиана)
И.Е. Мельникова (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) Служение епископа Кириона (Садзаглишвили) в Грузии
Э.К. Гусева (Москва) Иконография Божией Матери Иверской Московской. Идентификация и атрибуция
А.Ю. Виноградов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») К вопросу о передатировке Гурджаанской Квелацминды
И.Ф. Кадикова (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) Технологическое исследование афонских икон
Д.А. Косоуров (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Значение Иверского монастыря на Афоне для конструирования грузинской истории в XI веке
Г.В. Попов (Музей имени Андрея Рублева) Приветственное слово
А.Н.Овчинников (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря) Роспись Ачи как одно из проявлений восточно-христианских центров Византийского мира
А.Л. Макарова (Государственный институт искусствознания) «Страшный суд» в росписях церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): особенности программы и иконографии
Е.А. Виноградова (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) О дате и стиле фресок Лыхненского храма
Д.В. Белецкий (Москва) Позднесредневековая архитектура горцев Центрального Кавказа. Проблемы изучения
А.В. Рындина (НИИ Российской Академии Художеств) Монастырское бытие на Афоне в живописных работах иеромонаха Антония (конец XX – начало XXI веков)
Е.А. Ржевская (Российская академия художеств) Мемориальный комплекс Зураба Церетели «История Грузии» в Тбилиси
В.В. Игошев (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) Русские и греческие предметы церковной утвари, окладные иконы и складни XV -XIX веков в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
Е.А. Симатова (Государственный музей Востока) Копии средневековых грузинских фресок и миниатюр, выполненные Н.И. Толмачевской и Т.С. Шевяковой для Государственного музея Востока
С.В. Гнутова (Музей имени Андрея Рублева) Паломнические реликвии Святой горы Афон в России
Я.Э.Зеленина (Музей имени Андрея Рублева) Принципы копирования чтимых икон в мастерских русских обителей на Афоне
Е.О. Мирошина (Московская государственная художественно- промышленная академия имени С.Г. Строганова) Монументальная живопись соборного храма в Новом Афоне. Синтез художественных традиций Афона и национального своеобразия отечественной школы иконописи рубежа XIX – начала XX веков