Нью-йоркская ABA Gallery, основанная в конце 1980-х, является одной из лучших профессиональных институций по выявлению и сохранению российского художественного наследия за рубежом. Владельцы галереи – Анатолий и Майя Беккерман — выступают одновременно и как коллекционеры и исследователи русского искусства, и как арт-дилеры. Благодаря деятельности галереи «АБА», в Россию возвращаются уникальные шедевры отечественного искусства, в первую очередь – произведения русского авангарда, вывезенные из страны во время первых волн эмиграции или «застрявшие» в США после советских выставок 1920-х годов. Многие из них долгое время считались утраченными либо оставались совершенно неизвестными на родине. Выставка в «Новом Манеже» дает уникальный шанс познакомиться с вещами самого высокого художественного уровня.
Диапазон новых приобретений галереи широк, от портрета министра юстиции П.Д.Трощинского кисти Владимира Боровиковского, варианты которого находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи и Художественного музея в Сумах, до работы «Потусторонняя реальность» Ильи Кабакова, опубликованной в 1977 году в знаменитой монографии Александра Глейзера «Советское искусство в изгнании».
Однако наиболее сильный и впечатляющий блок составляют произведения художников рубежа XIX-XX столетий. Среди них женский портрет кисти Дмитрия Кардовского, у которого в провенансе числится музей Гуггенхайм, и уникальное полотно Павла Челищева парижского периода; картина Константина Коровина из коллекции Ф.Шаляпина и ни разу не выставлявшаяся работа из семьи Давида Бурлюка; долгие годы считавшиеся утерянными масштабный триптих Александры Экстер и эскиз Владимира Маковского к полотну «Вечеринка», хранящемуся в Третьяковке; важное полотно «Крестный ход» Николая Ульянова, которое было на выставке в Нью-Йорке в 1924 году, «Мальчики на реке» Абрама Архипова, редкие работы Бориса Григорьева и Ивана Пуни и т.д.
Важная роль в экспозиции принадлежит полотнам Давида Бурлюка, в том числе – его работам японского периода, практически неизвестного в России. Произведения этого мастера, долгие годы работавшего в США, занимают особое место в коллекции Майи и Анатолия Беккерман. В дни работы выставки организаторы планируют провести научную конференцию и презентацию монографии «Художник Давид Бурлюк», изданной Галереей «АБА» в 2016 году.
На протяжении полутора десятилетий галерея «АБА» активно занимается выставочной деятельностью в США и России. Произведения, принадлежащие галерее, принимали участие в крупнейших российских выставочных проектах: «Русский футуризм и Давид Бурлюк» (2000) и «Русский Париж» (2001) в Государственном Русском музее; «Американские художники из русской империи» (2008-2009) в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее; «Время собирать» (2012) в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и Государственном Русском музее. В 2013 году работы из коллекции владельца Галереи «АБА» Анатолия Беккермана были представлены на выставках «Филипп Малявин» в Государственном Русском музее и «Наталия Гончарова» в Государственной Третьяковской галерее. В 2014 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом прошла выставка «Искусство как профессия», где были представлены произведения из собрания Майи и Анатолия Беккерман. За полтора месяца выставку посетило около 120 000 зрителей, а затем часть экспозиции была показана в Государственном Русском музее.
Выставочная деятельность Галереи «АБА» в США и России продолжается, несмотря на образовавшийся вакуум в области обмена культурными ценностями между двумя странами в последнее десятилетие. Благодаря деятельности Майи и Анатолия Беккерман, произведения целой плеяды отечественных мастеров были возвращены в коллекции российских музеев, зрители двух стран смогли посетить великолепные выставки и познакомиться с творчеством российских мастеров XIX – XX веков. Экспозиция станет новым ярким открытием как для знатоков русского искусства, так и для широкой публики.
Фото и релиз: ABA Gallery