Когда мы встречались с Салаватом Вахитовым в Творческой Мастерской Рябичевых зимой 2016 года на презентации его фильма, картина еще носила название «История заблудшей овечки». Рабочее название в процессе съемки также может служить ориентиром для кинематографистов в поисках образов, в разработке сюжетной линии, в продвижении главной идеи. Оно рождается зачастую спонтанно, интуитивно и часто, явственно отражая суть, остается названием уже готового кино. Но долгая кропотливая и многосложная работа Салавата Вахитова в процессе приносит автору новые открытия, проявляя скрытые до поры для него самого новые смыслы его режиссерской задумки. Сюжет будущей картины, основанной на библейских притчах, уже в коротких смонтированных эпизодах будит у каждого из зрителей свои воспоминания, ассоциации и мысли о жизненных ценностях. Глубокомысленный сюжет, рассказывающий, казалось бы, бытовую историю наших современников, относит к рассуждениям о вечном. «Христос — добрый пастырь, любит каждого, знает по имени и заботится о нас». Рассказывая о своей картине, Салават Вахитов приводит притчу Иисуса, суть которой раскрывается в вопросе: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих…»
«Платок Вероники» — новый поворот в отражении темы — каждый из нас изначально добр всем сердцем, в каждом из нас — Бог. В христианстве нерукотворное изображение Иисуса Христа, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, чтобы отереть Его кровь и пот. По легенде, на платке сразу же отобразился нерукотворный лик Христа, а больная женщина, проявившая спонтанный порыв милосердия, тут же исцелилась.
Под новым называнием «Платок Вероники» прошло знакомство зрителей с будущей картиной Салавата Вахитова в Доме-музее Марины Цветаевой в антураже выставки картин Тамары Аксировой — художника фильма Салавата. Творческий тандем Тамары и Салавата — а это уже не первая совместная работа художника и режиссера — в этой экспозиции вновь проявил необыкновенную способность двух авторов поразить публику искренностью и необыкновенным доверием. В своих работах каждый из них отражает переживания своих героев с такой сильной любовью к ним и пониманием их душевных страданий, что зритель невольно проникается тем же чувством к персонажам действия. В этой искренности и любви и заключается та сердечная отзывчивость, которую испытывает каждый, кто соприкоснулся с творчеством этих двух талантливых людей.
Салават Вахитов, художник, режиссер: «Экспозиция Тамары подбиралась специально к этому месту, вообще это была мечта моя, чтобы графика Тамары, я просто интуитивно, сердцем чувствовал, что в Музее Марины Цветаевой графика будет жить, и даже такая мистика произошла, отобрали 21 графическую работу, и они все вдруг оказались здесь, я счастлив, что эта выставка состоялась. 1000 человек прошло, и они увидели и графику и живопись наиболее полно. Сумели представить работы Тамары. Внутренняя сущность, внутренняя тонкость, вот эта хрупкость и ранимость Тамары, которая проявлена в ее мощной живописи, чувстве цвета и как бы в исчезающей красоте такой, хрупкой очень трогательной, она говорит о ее внутреннем мире, одновременно о той боли и той радости, которая в ней живет. Как радостны слезы. И она, действительно очень тонкий человек, я счастлив, что это произошло, я благодарен директору Музея, благодарен научному представителю Республики Башкортостан в Москве при Президенте России, я благодарен Министру Культуры Башкортостан, здесь показали тоже фильм мой небольшой. Вообще, я благодарен судьбе за то, что это произошло, потому что Цветаева для меня — первый поэт, и ее судьба для меня трагична, я счастлив, что в этом доме, где она прожила свои счастливые восемь лет с Эфроном, откуда он ушел на войну, я благодарен всем, кто пришел и поддержал нас.
Здесь есть новые работы, которые были написаны в Железнодорожном в этом году зимой, здесь есть новые работы, которые еще не выставлялись, графика вообще еще нигде не выставлялась, она впервые здесь выставлена наиболее полно, 21 лист графики и почти 30 работ живописных.
Дело в том, что само место обязывает, как Тамара сама призналась, как бы смотришь со стороны на свои работы, как они воспринимаются, такие выставки нужны, потому что художник без зрителя никак не может, мы же работаем для зрителя. До того как эта идея возникла, мы часто бывали в этом музее, я знаю здесь каждый закуток, у меня есть два любимых Музея — это Музей Востока и Музей Цветаевой, где я отдыхаю душой, где я живу, где мне хорошо.
Арт-Релиз.РФ: Как прошла презентация Вашего фильма «История заблудшей овечки?»
Салават Вахитов: Практически он снят, смонтирован черновой монтаж, сегодня мы показывали его, теперь осталось доозвучить, и запусить. Называться он будет, кстати «Платок Вероники». Есть такой библейский сюжет, когда простая девушка подала платок Иисусу Христу, когда он шел на Голгофу, чтобы он отер пот с лица, и на этом платке проявился его лик. Это мистическое название, оно отражено по смыслу в фильме.
Родион Рахимов, журналист, член Российского Союза писателей: Я получил огромное удовольствие от картин, которые нам представляет Салават, и от того фильма, который он нам представил «Платок Вероники». Он сумел в таком маленьком формате показать все, что он хотел сказать, если фильм выйдет на экран, это будет замечательно.
Что касается живописи Тамары Аксировой — это буйство красок, выразительные работы, мы видим то, что хочет сказать нам художник. Мы это видим.
Руководитель Башкирского Культурного центра Актирма при Башкирском Домпредстве: Сегодня мы пришли поддержать нашего земляка кинорежиссера Салавата Вахитова, на выставку и презентацию его фильма. Выставка меня поразила яркостью, сочностью красок, свойственной башкирской культуре, колориту. Не случайно Салават Вахитов и Тамара Аксирова работают в тандеме. В фильме меня поразили удивительные несвойственные сегодняшнему дню душевность, здесь переплетаются и прошлое и настоящее, и библия и наша жизнь повседневная, решаются человеческие проблемы добра и зла. Это он очень хорошо преподнес. Это очень хорошо, что очень коротко емко передал весь смысл глубокий жизни.
Венера Магасумова, актриса Башкирского Культурного центра Актирма при Башкирском Домпредстве: Мне понравилось, что Салават затронул очень глубокие темы, которые касаются, в общем то, всего человества, насколько человек должен ответственно проживать свою жизнь, чтобы остаться человеком и сохранить свою душу. А в плане картин Тамары, мне кажется, что их с Салаватом объединяет какого то острое ощущение мира, трагическое, я думаю, как раз не случайно эти два человека сотрудничают друг с другом, у них совпадает жизненное восприятие
Карим Валье, актер Башкирского Культурного центра Актирма при Башкирском Домпредстве: меня поразило и удивило, как правильно было сказано, пока пьющий человек не исчерпает в вине всю свою духовность, он, действительно, ходит, пьет, мучается, ведь сколько пьющих людей, ведь человек пока его духовность не кончится, он не уходит в тот мир. Меня это поразило и тронуло. Сколько людей страдают от пьянства. Выставка тоже понравилась, понравилась очень. Удивительные картины, меня здесь многое удивило, почему карта — семерка, а у кошки глаза разные, все — загадка
Николай Верюшкин актер, участвующий в съемках фильма Салавата Вахитова: Мне не повезло быть на открытии этой выставки, но посчастливилось все-таки побывать, и я увидел прекрасную графику, великолепные живописные работы, я скажу так, это импрессионизм, с каким то примитивным искусством, но сделать именно так может сделать только мастер. Кто понимает, тот знает, что не все так просто. Великолепная выставка. И вместе с фильмом Салавата Вахитова это производит целостное впечатление. Очень хочется, чтобы фильм бы закончен, потому что мы видим пока только фрагменты. Эта работа, поверьте, всем нужна, и меня очень удручает, что очень мало информации об этом, очень мало, к большому сожалению, по той лишь простой причине, я считаю, что такие выставки и такие мероприятия они должны больше освещаться. Журналисты привыкли освещать столпы живописи, кинематографии, вот там почему то всегда очень много телекамер, много журналистов, а на таких выставках почему то — нет. А мне кажется, что вот эта пара, художник и режиссер, они не менее интересны, и я не побоюсь сказать, что едва ли не более тех, кого так ярко всегда освещает пресса. Поэтому я ратую за то, чтобы знали об этих художниках. Нужно чтобы знали этих людей, чтобы видели эти работы. Мы погрязли деньги, промоушен, успех — но не это задача, мы пришли совершенствоваться, так давайте пробовать, а может даже не пробовать, а делать.
Я уверен, что те кто придет на эту выставку, будут интересоваться затем творчеством и Тамары Аксировой и Салавата Вахитова.
Салават Вахитов: Я долго писал этот портрет Тамары, начал еще год назад в Башкирии, я мечтал давно, чтобы произошла выставка Тамары здесь и уверен, что помогла этому внутренняя похожесть поэзии Марины Цветаевой и живописи Тамары. Тамара родилась в семье художников и дедушка ее был бы очень счастлив узнать, что эта выставка произошла, его недавно не стало, 13 апреля он ушел, но он оставил удивительных детей, удивительных внуков, и очень много изумительных картин — он академик живописи. Он очень сильно любил Тамару и радовался и Тамара посвятила эту выставку своему дедушке. Она посвящена Муаеду Аксирову — выдающемуся живописцу Кабардино-Балкарии. И для Тамары, в некоторой степени, это даже отчет перед ним, потому что высокая планка ей была задана именно дедушкой, потому что она всегда говорит «А что дедушка сказал бы?, а что он подумал бы?». Конечно, дедушка был бы очень рад этой выставке Тамары и очень больно, что он его не стала, но я уверен в том, что на самом деле, люди не умирают, они вместе с нами все чувствуют, и я счастлив, что эта выставка посвящена ему.
Тамара стала не благодаря, а вопреки, в какой то степени. Потому что ты, принадлежа династии, уже не имеешь права не соответствовать, у Тамары и мама художник и папа. И здесь как раз в Доме Цветаевой очень все получилось интимно, глубоко, уютно, и все, кто пришел на выставку, они сумели проникнуться, потому что сам дом аура дома располагает к этому. Можно долго ходить в тишине, созерцать.
Графика представлет очень сложный период в жизни Тамары и эта графика для меня вообще неповторимая. Она рождалась будто по наитию свыше. Она очень гармонично смотрится здесь в музее.
Салават Вахитов
художник, режиссер
на фоне написанного им портрета художника Тамары Аксировой
Николай Верюшкин актер, участвующий в съемках фильма Салавата Вахитова
Коллеги, гости, земляки и друзья Салавата Вахитова на выставке картин Тамары Аксировой в Доме-музее Марины Цветаевой
Графика Тамары Аксировой