Буддийская история художника Николая Дудко началась тридцать лет назад, и сегодня он — один из мастеров особого искусства тибетского буддизма – танка. Николай Дудко родился в городе Дессау (Германия). Обучался на художественно-графическом отделении педагогического училища Улан-Удэ, продолжил образование в Киевском государственном художественном институте (НАОМА). В 1986 году начал изучать буддийскую философию.
В эти дни в Культурном центре имени Джавахарлала Неру проходит выставка Николая Дудко, представляющая искусство танка. Орнаментальные, красочные и сложно оформленные произведения поражают и волшебством сюжетов и затейливостью узоров и тонкостью исполнения. На каждую работу, — говорит мастер, уходит от нескольких месяцев до года, а раздумья над идеей и вовсе могут занимать более пяти лет. Впрочем, от фантазии здесь, признается художник, мало что зависит, в искусстве танка существуют строгие каноны, в которые должен укладываться сюжет и главное требование от автора — мастерство и терпение.
Первыми духовными учителями стали лама Иволгинского дацана Дармадодди и настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов. Позднее произошла встреча с основным духовным учителем Чогьялом Намкхай Норбу Ринпоче.
С начала 90-х годов начались поездки в Монголию, Непал и Индию. Важным этапом становления Дудко как танкописца стало обучение в Библиотеке Тибетских Рукописей и Архивов (LTWA) в Дхарамсале (Индия) у личного художника далай-ламы XIV преподобного Ген Сангей Еше.
Произведения Николая Дудко хранятся во многих дацанах Бурятии, а также в музеях и частных коллекциях многих стран мира, среди которых – Япония, Америка, Италия, Голландия, Франция и Аргентина.
Об искусстве танка:
Танка, тхангка, кутханг — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.
По форме танка восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется «зеркало». Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто выполняет группа художников. Танка создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.
Объекты изображения на танка — Будда Шакьямуни, буддийские иерархи, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо.