(С) София Загряжская, искусствовед: К этой выставке участники начали готовиться за две недели до открытия. Каждый день привозили работы, строили стенды, проводили специальное освещение, обустраивали пространство, в итоге — производственный зал скульптурной Мастерской превратился на время почти в галерейную выставочную площадку. И хотя многие предметы в зале хранят следы гипсовой пыли, без которой невозможно представить ни одну скульптурную мастерскую (что, собственно, включено в эстетику пространства и никак не умаляет его достоинства), творческая студия преобразилась, буквально, до неузнаваемости. Александра Пашкина (Аля Апельсинова) — молодой режиссер, студентка ВГИКа — главный человек в творческом процессе. Организовать около 50 участников — не просто. К тому же, проект «Спираль Вселенной» планировался как многочасовое, непрерывное действие, включающее художественную выставку, лекции, концерты, выступление поэтов, мастер-класс и общение единомышленников.
Юность и молодость — время поисков гармонии и смыслов. Поэтому работы на заданную тему нашлись у многих молодых авторов. Природа, наука, искусство предоставляют бесконечные возможности интерпретации сюжета — спираль Фибоначчи, золотое сечение, вычисленное, благодаря поискам совершенных пропорций, составили основу большинства признанных умозаключений и композиций. Мировая история движется по спирали, все связано со всем. Никакая деталь и никакое событие не исключается из общей картины мира. Эта философия справедлива для каждого момента жизни, который связан с предыдущим и последующим. И для этой выставки, в том числе. То, что она состоялась именно в этом месте, есть тоже некий художественный смысл, предопределенный и не случайный. Несмотря на то, что экспозиция сложилась за короткое время и спонтанно, включила работы разных по технике художников — любителей и профессионалов, работающих в разных областях искусства, — проект, в целом, приобрел законченную, стройную форму. Главное в нем — не мастерство по сути, а поиски духовных ориентиров, совершенства, гармонии.
Естественно, главный день выставки — открытие. Вернисаж во всех смыслах удался. Даже самые суровые критики не опровергнут этот факт. Добрые намерения и любовь — только этими устремлениями можно объяснить цель проекта, возникшего, по сути, на энтузиазме автора идеи.
Александра Пашкина
куратор выставки «Спираль Вселенной»
Родилась в Москве, после получения экономического образования поступила на факультет «Режиссуры жанрового кино» Высших курсов кино и телевидения ВГИК и режиссерский факультет Московской Школы Нового Кино. Параллельно с режиссурой начала увлекаться такими сферами, как новые медиа, видео арт, перфомансы, сочетающие в себе различные виды искусства, создание уникальных художественных проектов.
Знания и опыт, изучения древнейшего ритуального искусства мехенди подтолкнули к новому витку в творчестве и познании мира.
Изучение сакральных символов и желание систематизации различных областей человеческого познания стало основой для масштабного проекта «Спираль Вселенной», посвященного изящному коду Вселенной, выраженном в золотом сечении, фракталах, мандалах, спиралях, символах и взаимосвязях законов математики, физики, биологии и религии от античности до современного искусства
Композитор Миша Мищенко — частый гость дома Рябичевых. Исполнения его авторских композиций ждут, и, бывает, едут специально послушать его выступление.
(С) Миша Мищенко: “Музыка — это маленькое напоминание Бога, что есть что-то большее в этом мире, чем мы”
Кстати, угощение, которое, как правило, сопровождает подобные мероприятия, в данном случае тоже явилось частью проекта — столы были накрыты со всей внимательностью к выбору, исключительно вегетарианской, как прозвучало — ведической едой, созданной по специальному заказу. И это тоже влияло на эмоциональное настроение, ведь большинство из присутствующих оставались в Мастерской целый день с начала мероприятия до самого его завершения.
(С) Куратор Выставки Александра Пашкина (Аля Апельсинова): «В этой мастерской были созданы многие известные выдающиеся произведения, и я волновалась, как воспримут Рябичевы эту экспозицию, которая далека от реалистического и академического искусства. Но выставка понравилась, и я очень рада, что включена в этот дом, в эту семью, и то, что работы вписались в пространство еще раз говорит о связи всего существующего в мире».
(С) София Загряжская, искусствовед: О связи всего существующего в мире говорит и еще один факт. Этот дом кажется живым и мыслящим, и обладающим душой. Он принимает не всех и не каждого, как будто чувствует людей, в него входящих, чувствует их настроения и мысли, слова, которые они скажут потом, поступки, которые совершат, и в связи с этим либо принимает, либо отвергает навсегда. Возможно, так силен дух основоположника мастерской Дмитрия (Даниила) Борисовича Рябичева. Он относился к своему дому как к Храму Искусства, никогда не находился в головном уборе в Мастерской, снимая шляпу перед величием и гением места. И входя в дом, здоровался с ним, даже если в нем в этот момент никто не находился. Эта выставка ему понравилась бы только потому, что она собрала такое число талантливой молодежи — талантливой, в первую очередь, в своих устремлениях к совершенству, таких замечательно мыслящих, неординарных, ищущих свои собственные пути к духовным высотам, которых, хочется верить, они непременно достигнут.
фото: АРТ-Релиз.РФ, Творческая Мастерская Рябичевых и участников мероприятия