Альбом «Александр Кибальников. Хроника жизни и творчества». К 100-летию Александра Павловича Кибальникова издание и выставка — проект Маргариты Сюриной и Валентины Александровны Кибальниковой.
София Загряжская:
Это было особенное поколение российских скульпторов послевоенных лет. Особенная эпоха советского искусства, испытывающего небывалый подъем монументальной скульптуры. Мощь, раскрывающая духовную силу народа, победившего в войне, воплотилась тогда во многих скульптурных композициях, прославивших героев, но патетика, свойственная времени отражается не только в монументах, посвященных теме войны, но и в других произведениях.
Александр Павлович Кибальников являет собой тот образ мастера, личность которого, внутренняя мощь, духовность, высокая нравственность, красота души, нераздельна с его творениями. Он жил в прекрасное время высоких идеалов, подлинности искусства, ориентированного на создание произведений, способных вдохновлять потомков, воспитывать благородство чувств, стремление стать лучше, возвышеннее. И те, кто пережил войну, и те, кто рос и воспитывался после Победы, жили в первую очередь, в окружении этой подлинности главных человеческих понятий, таких как — величие духа, благодарность героям, и простым людям, способность посвятить свою жизнь другим. Созданные в то время портреты иллюстрируют эти общие устремления в искусстве. И в то же время, обнаруживают возможности мастера передавать индивидуальные черты своих любимых персонажей истории. Именно любимых. Это личное отношение автора невозможно не увидеть в воплощенных образах. Третьяков, Чернышевский, Радищев, Есенин — каждый из скульптурных портретов отличает особенная пластика, эмоциональность и композиционное решение, но главное, что может ощутить зритель, это глубина чувств, отраженная в позах и лицах. Так автор, проникнувшись душевным миром своего героя, способен поведать и нам о том, что видно только внутреннему взору.
Не обошла стороной Александра Павловича и тема «лениниана». Задумавшийся «Ленин-мыслитель» Александра Кибальникова — один из лучших образов Владимира Ильича, портрет которого в советскую эпоху создал каждый из видных мастеров.
Но одна из главных работ Александра Кибальникова — памятник Маяковскому. Он возвышается на площади, как исполин, великий поэт и человек, как памятник твердости и силе, как метафора уверенности и непреклонности воли. Маяковский — глыба.
Такой же глыбой по мощности мне представляется сам автор этого монумента Александр Павлович Кибальников, создавший образы по которым Россию узнают во всем мире. Памятники у Третьяковской галереи и на Площади Маяковского — это не просто визитные карточки столицы. И портрет великого мецената, подарившего миру уникальную художественную коллекцию, и поэта, чье слово до сих пор — авангард, и монумент «Брестская крепость— герой» — увековеченный подвиг народа — это скульптурное воплощение всего лучшего, чем мы можем гордиться, что дает силы нам и даст нашим потомкам не утратить свою национальную гордость и достояния.
Александр Павлович Кибальников много работал, много размышлял и много пережил. Это становится очевидным, когда рассматриваешь фотоархив, собранный в альбоме «Александр Кибальников. Хроника жизни и творчества». Он очень красивый человек. И по фотографиям видно, как с годами он становится еще красивее, какую одухотворенность приобретает его лицо, как просветляются черты, какой мудростью наполняется взгляд. И какой силой дышит весь его облик.
И какой нежностью наполнены его лирические портреты! Мраморная головка, чуть откинутая назад, с полуприкрытыми веками, милой, романтичной девушки — воплощение прекрасной юности в портрете дочки «Пробуждение». Валентина Александровна Кибальникова вспоминает об отце и маме Александре Григорьевне в книге очерков и уникальных фотографий, изданной к 100-летнему юбилею великого мастера.
Мощный как гранит, с удивительно тонкой душой, он сам увековечен в камне скульптором Вячеславом Пилипером. Этот памятник установлен на Новодевичьем кладбище в 2010 году дочерью скульптора. Валентина Александровна выбрала из эскизов скульптурного портрета образ с белочкой, которую Александр Павлович кормит с руки. С этой белочкой есть фотография, снятая в мастерской скульптора, где родились его выдающиеся произведения.