БАХРУШИНСКИЙ МУЗЕЙ уходит в нейросеть. Искуственный интеллект показал, как могли бы выглядеть будущие экспозиции крупнейшего в мире ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ

Главное здание музея особняк Алексея Бахрушина  "Дерево"

Главное здание музея
особняк Алексея Бахрушина
«Дерево»

Бахрушинский уходит в нейросеть: искусственный интеллект показал, как могли бы выглядеть будущие экспозиции крупнейшего в мире театрального музея
В рамках подготовки к открытию крупнейшего в мире Музейно-театрального центра «Бахрушинский», который сейчас создается в Москве, Бахрушинский музей внедряет в свою работу новые технологии. Одним из проектов стала работа с нейросетями. Проанализировав изображения и архивные документы из фондов музея, а также воспоминания театральных деятелей и описания объектов, подготовленные научными сотрудниками, нейросеть сгенерировала образы 12 филиалов Бахрушинского – от усадеб Александра Островского и Алексея Бахрушина – до квартир Галины Улановой и Майи Плисецкой. Эти образы были созданы для календаря музея за 2023 год.
Нейросеть Midjourney позволила создать именно представления об объектах Бахрушинского – показать то, что лежит в основе каждого музейного объекта, ту неуловимую грань, которая всегда разделяет реальность и ее художественное воплощение. Именно эта идея восприятия, опирающаяся на образный пересказ, а не на прямую демонстрацию фотоматериалов, и была заложена в концепцию календаря 2023 года. Из всего обширного материала, который предоставляют для изучения мемориальные здания и квартиры, входящие в состав Бахрушинского музея, авторы проекта отобрали одну ключевую характеристику для каждого филиала, чтобы сформировать описание для нейросети. На основе этих данных и оригинальных изображений из коллекции музея нейросеть сгенерировала образы, которые дают представление не только о внешних характеристиках объектов, но и проявляют те художественные и просветительские смыслы, что в них заложены.
«Мы хотим представить наше наследие не как застывшие памятники, но как часть общего культурного нарратива, как свидетельство того, чем было и чем, что важнее всего, остается наше театральное наследие для русского общества и русской культуры. Многие сейчас спорят с тем, что можно делать нейросетям, а что нет, как далеко может заходить их вмешательство в сферу искусства. Конечно, какие-то вопросы еще только предстоит решить, но уже сейчас ясно, что нейросети дают нам превосходный инструмент, который позволяет рассказывать о нашей культуре и истории людям, живущим в двадцать первом веке, теми средствами, которые дает не только прошлое, но и настоящее. Наша работа с нейросетями, равно как и большая часть концепции создания Музейно-театрального центра, как раз об этом. Мы должны давать место новым идеям, новым трактовкам, новым инструментам и подходам к рецепции и представлению нашего наследия, к его сохранению и популяризации», – заявила генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Каждая страница календаря содержит сгенерированное ассоциативное изображение, описательный текст, рендер здания и отметку геолокации филиала, название месяца и календарную сетку. Для мобильной версии календаря предусмотрены qr-коды с дополнительной информацией и фотографиями по каждому филиалу музея.
Главное здание музея – особняк Алексея Бахрушина – выглядит как центр всего музея, своего рода музейное древо, дающее жизнь филиалам. «Дерево» Бахрушина говорит о том, что Бахрушинский музей не просто хранит собранную основателем музея коллекцию, но постоянно развивает ее, добавляя новые уникальные предметы и коллекции. Музей-квартира М.М. Плисецкой представлена образом балерины в партии Леды, парящей в аскетичной бытовой обстановке. Основой для создания этого изображения стали воспоминания Валерия Гергиева о том, как на кухне Майи Плисецкой и Родиона Щедрина постоянно собирались большие компании, и как Майя Михайловна здесь же репетировала и вспоминала свои партии.

Музей-квартира Валентина Плучека

Музей-квартира
Валентина Плучека

А, например, мемориальную квартиру режиссера Валентина Плучека нейросеть показала, как место работы творческой интеллигенции. Дома у мастера встречались друзья, коллеги и ученики, проходили читки пьес, обсуждались новые постановки, в известном смысле этот дом был для театральных интеллектуалов тех лет большой творческой мастерской. Именно это видение заложено в концепцию проекта реставрации Музея-квартиры.

В художественном решении календарей использованы неоготическая стилистика и диджитал-элементы интерфейса, отметила создатель-разработчик проекта, графический дизайнер отдела выставочных и художественных проектов музея Наталья Дорожкина.

«У каждой нейросети есть своя специфика, и образы, которые они создают, получаются особенными. Так, например, в прошлом году с помощью MyHeritage мы колоризировали фотографии интерьеров особняка Бахрушина и сада усадьбы, что помогло создать эффект присутствия для наших зрителей. Для этого года мы предложили нейросети Midjourney дать свое видение наших филиалов, заложив не только их визуальные характеристики, но и смыслы. В следующем году планируем поработать с другими нейросетями, в том числе попробуем рассказать вместе с ними о том, как отражается в цифровом мире наш Музейно-театральный квартал», – рассказала она.

Музей-квартира  Галины Улановой

Музей-квартира
Галины Улановой

Справочная информация
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929). При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный центр «Бахрушинский». В него войдет Музейно-театральный квартал на Павелецкой и 12 филиалов в Москве, Зарайске и Туле. Объединение мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие мероприятия и социально значимые проекты.
Бахрушинский музей — хранитель крупнейшей театральной коллекции России. В наших фондах хранится более 1,5 млн экспонатов: эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии и портреты, редкие издания по театральному искусству… Главное здание и 10 филиалов музея находятся в Москве: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых — А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске — на родине Бахрушиных. В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле, где откроет еще один филиал.

Музей-квартира  Майи Плисецкой

Музей-квартира
Майи Плисецкой

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.