МУЗЕЙ ВОСТОКА. Индийская коллекция. Литье из бронзы, скульптура, миниатюра, иллюстрации, оружие, ткани

Индийская коллекция Государственного музея Востока представляет около 3 тысяч произведений искусства.

Несомненной художественной ценностью обладает средневековая металлическая скульптура малой формы, представленная джайнскими и индуистскими персонажами.
А также великолепное собрание миниатюр, среди которых особое место по праву занимают работы Могольской школы.

Индийское искусство Музей Востока фонтан Арт-Релиз.РФ

Чрезвычайно ценной частью коллекции являются иллюстрации к историческим мемуарам «Бабур-наме», написанные легендарным индийским императором Бабуром. В музее хранятся замечательные миниатюры, являющиеся очень точными иллюстрациями к тексту. Флора и фауна Индии, внутреннее убранство дворцов, батальные сцены, сцены охоты, роскошных пиров – все это можно увидеть в залах музея.

Посетителей наверняка поразит удивительная сохранность могольских миниатюр, что неудивительно – писались они темперными красками, которые замешивались на яйце с последующим добавлением растительного или животного клея.
Почти в каждом зале музея Востока можно увидеть изделия из лака. Лаки могольского времени очень близки к миниатюрному искусству и также экспонируются в зале, посвященном искусству Индии. Никого не оставят равнодушным изысканные лаковые пеналы-каламданы, предназначенные для хранения тростниковых перьев.
В зале, посвященном искусству миниатюры, также можно увидеть замечательные работы, относящиеся к раджастханской и деканской школам, а также к школе Пахари.

Ушнишавиджайя  18 в. медный сплав, литье, чеканка, позолота, раскраска Индия  Музей Востока, Москва

Ушнишавиджайя
18 в.
медный сплав, литье, чеканка, позолота, раскраска
Индия
Музей Востока, Москва

Важное место в индийской экспозиции занимает бронзовая скульптура. Скульптуры, экспонирующиеся в зале Индии, изготовлены способом литья по восковой модели (техника «утраченной восковой модели»). Удивительное впечатление производит статуарный образ Шивы Натараджи – Танцующего Шивы. Шива – образ на редкость яркий и многогранный. Он отождествляется и с образом аскета, отрешившегося от всего земного и с образом божества эмоционального и гневливого. У него на редкость много имен. Вот некоторые из них: Агхора (Ужасный), Бхагават (Божественный), Вишванатха (Повелитель мира), Нилакантха (Синегорлый). Насколько противоречивы его имена, настолько же противоречивы и поступки – Шива в гневе лишает головы своего сына Ганешу, и он же храбро подставляет свою, когда река Ганга, поднявшись в небеса, падает на землю. Приняв воды реки «на свою голову», Шива спасает все живущее на ней. Он же совершает благородный поступок, выпив страшный яд, предназначенный для богов и людей, но не погибает – лишь его горло окрашивается в синий цвет (отсюда – Синегорлый). Во лбу у Шивы горит Третий глаз, обладающий способностью исторгать огонь.

Фигура Шивы Натараджи на редкость изящна, она развернута в трех грациозных поворотах («трибханга»). В одной из рук Шивы – маленький барабанчик, звук которого обозначает творение, ладонь другой руки поднята в благословляющем жесте, третья рука указывает на поверженного демона, олицетворяющего невежество, в из четвертой руки исторгается огонь. Огненный круг, в центре которого танцует Шива, обозначает Космос.

Несомненной художественной ценностью обладает также средневековая металлическая скульптура малой формы, представленная джайнскими и индуистскими персонажами.
Рельефы с храмовой колесницы бога Джаганнатха достойно представляют искусство деревянной скульптуры Индии. Многие из нас встречали описание этой грозной колесницы в литературе, не подозревая, что фрагменты одной из них, датированные восемнадцатым веком, есть в нашем музее. На рельефах можно безошибочно узнать богиню Лакшми, олицетворяющую счастье, Раму – героя древнеиндийского эпоса «Рамаяна», многоголового и многорукого демона Равану, а также Ганешу, имеющего голову слога и тело человека.
В зале, посвященном искусству Индии, можно увидеть драгоценные легкие муслиновые ткани, кашмирские шали, оружие, а также удивительно красивые металлические предметы, выполненные в известной только в Индии технике бидри.
Для тех, кто изучает древнюю и средневековую культуру Востока, посещение зала Индии невозможно переоценить.

Индийское искусство Музей Востока. Арт-Релиз.РФ

Адрес: Москва, Никитский бульвар, д.12а
Проезд до станции метро «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии), далее пешком вверх по Никитскому бульвару.
Проезд до станции метро «Пушкинская», далее автобусами №№ А, Т15, до остановки “Площадь «Арбатские ворота»”.
Контакты: 8 495 691-02-12
info@orientmuseum.ru

Экскурсбюро
495 691-82-19
Пресс-служба
495 690-05-23
E-mail: press@orientmuseum.ru

Часы работы:
Понедельник: выходной
Вторник, пятница, суббота, воскресенье:
11:00—20:00, касса до 19:30
Среда, четверг:
12:00—21:00, касса до 20:30

"Прием шахом Аббасом первого индийского посла хана Алама в 1818 г."  Индия  18 в.  бумага, водяные краски

«Прием шахом Аббасом первого индийского посла хана Алама в 1818 г.»
Индия
18 в.
бумага, водяные краски

Портрет императора Джахангира  Индия  18-19 века бумага, водяные краски, позолота  Музей Востока, Москва

Портрет императора Джахангира
Индия
18-19 века
бумага, водяные краски, позолота
Музей Востока, Москва

"Портрет молодой женщины"  Индия  18 в.  бумага, водяные краски, позолота  Музей Востока, Москва

«Портрет молодой женщины»
Индия
18 в.
бумага, водяные краски, позолота
Музей Востока, Москва

"Портрет знатного мужчины"  Индия  18 в.  бумага, водяные краски, позолота Музей Востока, Москва

«Портрет знатного мужчины»
Индия
18 в.
бумага, водяные краски, позолота Музей Востока, Москва

Ушнишавиджайя  18 в. медный сплав, литье, чеканка, позолота, раскраска Индия  Музей Востока, Москва

Ушнишавиджайя
18 в.
медный сплав, литье, чеканка, позолота, раскраска
Индия
Музей Востока, Москва

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.