«ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ ВО ВРЕМЕНИ». Выставка в ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЖУРНАЛИСТА. Адрес: МОСКВА, НИКИТСКИЙ бульвар, дом 8

В Центральном Доме журналиста открывается выставка «Женский образ во времени», а в то же время в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском проходит экспозиция Гелия Коржева – выдающегося мастера современности. Конечно, по масштабу и мощи с экспозицией Коржева никакая из выставок, проходящих в эти дни в Москве, не сравнится, и вспомнила я о ней по другой причине. «Женский образ…», читаю название выставки в ДомЖуре, а в мыслях возникает вдруг картина Коржева «Маруся» (Из Музея Русского искусства в США). Будто бы именно она – Маруся эта, спящая обнаженная, явилась мерилом, эталоном и сутью всего самого женственного — за гранью бытия и времени, за рамками идеологий, вкусов и, вообще, за пределами понимания. В антураже сурового быта послевоенной жизни, в похожих на солдатские, и даже, наверное, солдатских сапогах, она — нагая и уставшая, сияет и парит в недосягаемых высотах, в одном ряду с Венерой Боттичелли, и со всеми другими прославленными, непостижимыми, прекрасными навсегда.
Именно она иллюстрирует красноречиво как образ олицетворяет, то, что невозможно описать словами. Сколько их женских портретов в истории искусств являли суть весны и пробуждения, жизни и смерти, вечности и вдохновения, любви и бренности мира, счастья и бессмертия души. Это ее глазами вглядываются в нас Родина, война, история, мечта, прошлое, будущее, настоящее. Сила образов так бесконечно велика, что не умаляет ее ни время, ни бесчисленное тиражирование репродукций. Что касается обращения к ним современных художников, то удачное цитирование позволяет по-новому осмыслить и еще раз восхитится оригиналом.
В экспозиции «Образ женщины во времени» можно найти художественные цитаты всех времен и эпох – от архаичной «палеолитической Венеры» до футуристических цифровых композиций. Тема «Женский образ», в первую очередь, связала современных авторов с самыми известными мастерами прошлого и современности.
Мы живем в эпоху цитат, но значит ли это, что все уже сказано? Может быть, это лишь подтверждает постоянство вечных ценностей и единство культурного пространства. Так художник в поисках своего пути, непременно пересекается ментально с тем, кто волнует его и вдохновляет.
Маргарита Юркова открывает каталог работ этой выставки картиной «Мир Всем!» – обращенной ко всему человечеству с призывом и счастливым пожеланием. Сюжет, являющийся портретом наших современниц (портрет дочерей скульптора Александра Рябичева Софии и Даниэлы), как и многие картины в творчестве Маргариты, рисует образ райского сада, где все – звери, птицы, рыбы, люди живут в мире и согласии. Это полотно Маргариты также отражает авторскую концепцию художника «Осознание сотворчества», согласно которой все в мире связаны общей идеей сотворчества, взаимопонимания и любовью.
Сергей Куприянов как абстракционист и философ выбирает самые значительные темы, и тема времени – одна из них. (Одна из самых колоссальных работ мастера так и называется «Хронос», на ширине полотна в 10 метров художник стремится выразить множество характеров времени). Названия произведений Сергея Куприянова в этой выставки играют особую роль, дополняя образ и предоставляя широкое поле для фантазии и ассоциаций. В этом смысле, «Девушка, несущая две чашечки черного кофе для Пабло Пикассо» идеальна в своей литературной повествовательности.
В абстрактных образах Надежды Пашкевич, представленных в этом каталоге, улавливается женская энергия, несмотря на то, что все они неопределенны. Плавные, струящиеся линии, будто рисуют женские силуэты, пронизанные светом фигуры. Неконкретность сюжета делает их объемными, позволяя трактовать их характер диаметрально — как полный экспрессии или, наоборот, исполненный тихой нежности.
Анжелика Квезирова автор портретов, которые можно в полной мере назвать психологическими. Ничто не отвлекает взгляд от героини на полотне, нет антуража, который подчеркивает или дополняет сюжет. Весь характер и история заключены в образе — лаконичном и красноречивом.
Лиза Атцори рассказывают истории красавиц, живущих в разных частях света. Их объединяет настроение, их взгляды, полные надежды, любви, ожидания.
Омар Годинес. Его женщина — Богиня. Мистическая и страстная. Ее суть — с других континентов, далеких, экзотических земель, родины древних легенд и мифов и особенного «мистического реализма».
Валерий Шечкин обращается к самым известным сюжетам Климта, объединив в одной композиции две его картины, одна из которых «Поцелуй». Интерпретацию этого романтического сюжета также можно увидеть и в витраже Екатерины Дутовой, и это обращение к Климту сразу двух художников выставки подтверждает нескончаемую популярность произведения, к сюжету которого не раз обращался сам автор, в том числе, создавая художественное изображение Девятой симфонии Бетховена, во фрагменте «Поцелуй для всего мира».
Ван О (Иван Исаев) – мастер фотоколлажей, в которых современным языком автор рассказывает известные с давних пор истории. Его «Офелия» – сюрреалистическое воплощение картины прерафаэлита Джона Эверетта Милле, а «Ева» – история вечного искушения.
Леонид Феодор для воплощения женских образов, выбрал язык, роднящий его с русским зодчеством, с истоками былинных рассказов и легенд – это деревянная скульптура, рельефы. И в какие бы дали по времени и географии не уводили зрителя его сюжеты, они всегда связаны с мифологическими образами, олицетворяющими, по словам автора «космогонию славян».
Евгений Нэтра. Тема женского образа – главная в его творчестве. С этой темой он опосредованно связывает многие свои проекты, посвященные поискам художественных смыслов в явлениях жизни и мироздания. Его «Девушка во времени» – это героиня особенной истории, где время – великое, всемогущее божество, и в нем она – тонкая, нежная, романтичная, и равная в своем переходящем из столетия в столетие величии.
Улыбка Сфинкса (Александра Загряжская) и улыбка Джоконды (Лусинэ Татевосян) отражают одну суть вечной тайны женственности и красоты, неразгаданной истории, к которой вновь и вновь обращаются художники.
Эти напоминания, аллюзии и связи прошлого с нами – и дань художественной традиции, продолжающейся испокон веков, и поиск соприкосновения с великими, на плечах которых можно вдохновенно обозревать раскрывающиеся перспективы будущих времен, наполненных новыми образами и вечной сутью.
София Загряжская

P.S.Прообраз картины «Маруся», которую называют «образом России», повторяется, цитируется самим Гелием Коржевым не раз — в его картинах «Нюра» и «Квартирантка», в поисках художником идеала послевоенного женского образа.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.