ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР «Музей четырех соборов»

София Загряжская Арт-релиз.РФ, Питерское небо
Главные соборы Петербурга объединяет Исаакиевский, поэтому его называют «музеем четырех соборов». Есть знаменитые экскурсии «Соборное кольцо», позволяющие увидеть лучшие памятники архитектуры и истории, являющиеся и сегодня православными святынями — Исаакиевскии, Сампсониевский, Смольный и Спас на крови.

Исаакиевский собор.

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.

12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.

После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года. Для посетителей музей открыл свои двери в декабре 1948 года.

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского)  — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.  Расположен на Исаакиевской площади.  Имеет статус музея;  зарегистрированная в июне 1991 года церковная община  имеет возможность совершать богослужение по особым дням  с разрешения дирекции музея.  Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского,  почитаемого Петром I святого,  так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского)
— крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
Расположен на Исаакиевской площади.
Имеет статус музея;
зарегистрированная в июне 1991 года церковная община
имеет возможность совершать богослужение по особым дням
с разрешения дирекции музея.
Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского,
почитаемого Петром I святого,
так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко».

В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.

В 1968 году на должность директора филиала был назначен Георгий Петрович Бутиков. Спустя год Министерство культуры РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность Исаакиевского собора и учитывая уникальность музея «Исаакиевский собор», выделило его в самостоятельное музейное учреждение. Впоследствии в состав музея вошли еще два собора Ленинграда: в 1971 году храм Воскресения Христова (Спас на крови) и в 1984 году храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца. В период с 1968 по 2002 год основу деятельности музея составляет концепция исторически достоверной и научно обоснованной реставрации храмов-памятников, входящих в его состав.

Бутиков Георгий Петрович, доктор культурологии, профессор. Автор более 40 научных трудов, в том числе научно-популярных и историко-художественных альбомов об Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спасе на крови). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» с 1968 по 2002 гг.

Одним из знаменательных событий в жизни музея  стало возобновление богослужений в храмах-памятниках:  в 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма,  в нем совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  Пройдет всего несколько лет, и в 2005 году будет подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса».

Одним из знаменательных событий в жизни музея
стало возобновление богослужений в храмах-памятниках:
в 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма,
в нем совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Пройдет всего несколько лет, и в 2005 году будет подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса».

В период с 2002 по 2008 годы создаются новые экспозиции, выставки и экскурсионные проекты, под сводами храмов звучит духовная музыка, проводятся социально-культурные акции и научные форумы. Под руководством Н.В. Нагорского расширяется инфраструктура музея, внедряются новые информационные технологии, открыт официальный сайт музея, осуществлены проекты архитектурной подсветки Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) и художественной подсветки внутреннего декоративного убранства Исаакиевского собора, подготовлены новые издательские проекты, в том числе выпуск мультимедийных альбомов. Особое место в научно-просветительской и культурно-массовой работе занимает проект «Музей – школе», разработанный совместно с Научно-исследовательским институтом общего образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, в котором принимают участие педагогические коллективы школ, лицеев и гимназий Санкт-Петербурга.

В 2004 году в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» вошел еще один объект – концертно-выставочный зал «Смольный собор». В результате модернизации и по окончанию реставрационных и ремонтно-восстановительных работ в нем создается современный концертный и выставочный зал, в котором используются технологии мультимедиа. Здесь выступают лучшие хоровые коллективы России, симфонические оркестры, проходят вечера камерной, скрипичной, фортепианной и виолончельной музыки, проводятся научные конференции и культурные акции.

Под руководством дирекции сегодня в деятельность музея внедряются современные технологии и методики музейного дела и инновационные формы просветительской работы, позволяющие создать единую систему исторического и духовного воспитания подрастающего поколения.

Исаакиевский собор  построен в 1818—1858 годы  по проекту архитектора Огюста Монферрана;  строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора  совершил митрополит Новгородский,  Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников). Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Исаакиевский собор
построен в 1818—1858 годы
по проекту архитектора Огюста Монферрана;
строительство курировал император Николай I,
председателем комиссии построения
был Карл Опперман.
Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора
совершил митрополит Новгородский,
Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).
Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

В первом десятилетии XXI века в музее отмечаются юбилеи храмов-памятников: 2007 год – 100-летие со дня окончания строительства и освящения храма Воскресения Христова (Спаса на крови), 2008 год – 150-летие со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, 2009 год – 300-летие со дня основания Сампсониевского собора, 2010 год – 175-летие со дня торжественного открытия и освящения Воскресенского Смольного собора. К каждому юбилею в музее готовятся праздничные мероприятия, выпускаются мультимедийные альбомы и научно-популярные издания, открываются выставки, проходят научно-практические конференции, осуществляются проекты, направленные на воссоздание исторического облика соборных интерьеров.

«Богоматерь во славе» – так называется грандиозная по своим размерам (816 кв.м) роспись плафона главного купола Исаакиевского собора, принадлежащая кисти великого художника Карла Павловича Брюллова.

«Богоматерь во славе» – так называется грандиозная по своим размерам (816 кв.м) роспись плафона главного купола Исаакиевского собора, принадлежащая кисти великого художника Карла Павловича Брюллова.

Питер панорама 2

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.