Заслуженный архитектор России, профессор ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ ОРЛОВСКИЙ. Статья «КОСМОПЛАСТИЦИЗМ И ПЛАСТИКА ХРАМА В ХХI ВЕКЕ». ( О проектировании православных храмов в современных условиях)

«Философия творчества предполагает философию свободы»
Н.Бердяев.

Храм как архитектурный объект в понимании человека есть некий космос, и храм как никакой другой объект связан с таинством существования человеческого мира. В отличии от масштабных современных супертехнологических космических объектов в сравнительном малом объеме храма существует теплая, оптимистическая мечта вечной жизни. По определению Н.Бердяева «Таинство есть точка, в которой происходит прорыв из иного мира в этот мир». Это своего рода духовный сосуд веры и надежды человечества. Обращаясь к религии, человек прежде всего обращается к себе в вопросах искренности, нравственности, чистоты помыслов. И одухотворяет храм именно идеал такой личности. Отсюда и архитектурная пластика храма есть тончайшая художественная форма, соответствующая духовным, нравственным установлениям. Человек при взгляде на храм в идеале должен испытывать именно эти чувства. Такой подход созвучен определенным аспектам концепции космопластицизма. «В человеке и только в человеке есть конкретное и творческое постижение космических состояний, ибо есть родство в нем со всем космосом, как высшей иерархической его ступени.» Космопластицизм — это глобальная концепция, охватывающая философские, эстетические и художественные пласты деятельности человека и связанная на генетическом уровне с его космической сущностью. В данном случае я касаюсь важного вопроса создания православного храма как религиозного объекта с его высшей, сакральной функцией. В сфере архитектурной пластики безусловно православный храм с одной стороны должен сохранять преемственность с древними храмами, но с другой –- быть органичным своему времени. Опыт использования в культовых сооружениях современных форм аналогичных тем, которые используются в западных католических и протестантских храмах, в православной Российской практике не прижился. Такой современный храм не воспринимается верующими. Он часто ассоциируется с современной коммерческой архитектурой. Реминисценции на тему исторических стилей древней архитектуры, а иногда и пассивное копирование различных стилей прошлых эпох в наше время не приемлемы. Такая архитектура выпадает из контекста времени. Собственный опыт подсказывает, что в этом плане простая народная архитектура древних храмов, часовен, северных традиционных изб, амбаров, в силу своей искренности, функциональности и пропорциональности ближе всего к решению данной дилеммы. Наверное, многие архитекторы, и не только архитекторы, задавались вопросом — почему так привлекает архитектура древних зодчих России и чем объяснить отсутствие привлекательности в современном храмостроении. Мне представляется что ключ к этому важному аспекту архитектуры лежит в умении создавать гармонию, на основе мировоззрения современного человека. Именно искусство древних зодчих основано на гармонии, искренности, простоте и главное на основе творческого подхода к формированию храма. Практически несмотря на каноны в лучших храмах древних всегда есть и качество новизны. Такие архитектурные знаковые категории как чистые формы плоскостей стен, крыш, чистых объемов элементов храма, алтаря в гармоничном сочетании с пластичными художественными формами символов религии главок, крестов, икон и создают гармоничный пропорциональный строй архитектуры храма.
На формирование и развитие новых качеств самобытной Русской архитектуры конца XIX, начала XX веков в частности повлиял и новый взгляд на архитектуру Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова. В качестве примера влияния, преемственности и развития приведу архитектуру Марфо-Мариинской обители архитектора А.В. Щусева. В проекте, и особенно в ранних эскизах обители, просматривается влияние кремлевского храма Спаса на Бору. Этот объект отличается какой то особой теплотой, камерностью, уютом. Есть что-то в его облике сугубо Московское. Но это не единственная ассоциация. В монастырском облике Марфы прослеживается влияние архитектуры Пскова, Новгорода, Суздаля. Но в итоге создана новая архитектура храма, характерная для эпохи конца XIX начала XX веков. В результате сформировался новый национальный стиль именуемый новорусским. Важно также отметить, что на рождение нового стиля повлияли прогрессивные тенденции и в искусстве. Я бы хотел особо отметить расширение понятие храма. Здесь на лицо проявление масштабного мировоззрения, охватывающего все стороны жизни и включающего метафизические, трансцендентные и космические аспекты.
Понятие «храм» базируется на важнейший духовной сакральной функции. И именно этой функции архитектура храмов отличается от других объектов. Независимо от эпох, стилей, включая и XXI век, это сакральная функция и составляет суть, генетическую основу храма. В современной архитектуре важно с поисками адекватных современных форм «не выплеснуть и ребенка». Исходя из вышеизложенного, я сформулировал три главных тезиса проектирования храма:
1. Простота как всеобъемлющая , синтезирующая категория сложности
2. Новизна как отображение развивающихся жизненных тенденций
3. Духовность как высшая сакральная сущность храма

Категория простоты органично связана с глобальными поисками современного пластического языка архитектуры. На этот процесс радикально влияют множество факторов развития цивилизации, но главное — это изменение парадигмы мировоззрения современного человека и создание качественно новых технологий. Процесс этот сложен. В 21 веке есть в этом плане огромные достижения. Очищение отживших архитектурных форм и поиски новых тем не менее продолжаются на более глубоких стадиях ее развития.

Категория новизны – это прежде всего отражение изменения мироощущения современного человека, связанного с расширением понятия храма, как сакрального объекта и его связи с космосом. В целом в архитектуре эти качества мною сформулированы в художественном направлении» космопластицизм».

Выражение духовности в архитектуре храма находится в стадии поиска. Но формируется она всеми слоями общества и роль архитектора здесь также важна. Для современной архитектуры в этой области открываются качественно новые перспективы.

Ниже представлены авторские композиции, картины и проекты из сферы концепции космопластицизма В.Ф. Орловского

Примечание: свое отношение к теме национальная Русская архитектура я не однократно высказывался в различных статьях и в том числе: «Национальное своеобразие Русской архитектуры и ее отношение к архитектуре XXI века», «Космопластицизм и храмы. Современный взгляд на архитектуру и национальное Русское зодчество в XXI веке», «Космопластицизм, природа, храмы. Храмы как продолжение природы в космосе мироздания».

Заслуженный архитектор России
Профессор В.Ф. Орловский

Виктор Орловский "Храм природы"

Виктор Орловский
«Храм природы»

Виктор Орловский Проект часовни и композиция

Виктор Орловский
Проект часовни и композиция

Виктор Орловский Проект часовни во имя святых мученников Флора и Лавра

Виктор Орловский
Проект часовни во имя святых мученников
Флора и Лавра

Виктор Орловский Композиция  "Храм"

Виктор Орловский
Композиция
«Храм»

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.