Падмавибхушан Гуру Келучаран Мохапатра. Концерт, посвященный индийскому учителю и танцовщику в Культурном центре им.Джавахарлала Неру в Москве

В Культурном Центре имени Джавахарлала Неру прошел концерт, посвященный известному индийскому танцовщику и учителю гуру Келучарану Махапатра.
Принято считать, что Падмавибхушан Гуру Келучаран Мохапатра является отцом-основателем танцевального направления Одисси, признание Одисси классическим танцем— его заслуга. Гуру Келучаран Мохапатра был настоящим учителем – Гуру в истинном смысле этого слова и великим мастером во всем. На творческом вечере, посвященном учителю, собрались те, кто знал его, учился у него, общался с ним, и был его поклонником. Почитатели таланта Келуручана Мохапатра говорят: «Он был учителем, взрастившим и вдохновлявшим не одно поколение танцоров, и исполнителем, который завораживал публику и возносил чувства до небывалых высот. Он прекрасно играл на пакхавадже, а созданные им хореографии до сих пор признаются поистине гениальными. Но кроме всего, он был замечательным человеком, искренним и честным, который во всем и во всех видел проявление божественного».

Церемония зажигания огня Культурный центр им.Дж.Неру Концерт, посвященный  гуру Келучарану Мохапатре

Церемония зажигания огня
Культурный центр им.Дж.Неру
Концерт, посвященный гуру Келучарану Мохапатре

Падмавибхушан Гуру Келучаран Мохапатра родился 8 января 1926 года в деревне художников Рагураджпур, недалеко от священного города Пури, штат Орисса. Его отец Чинтамани Мохапатра был искусным художником традиционных узоров Патачитра и играл на мриданге, но совсем не одобрял увлечения сына танцем готипуа. Однако каждый день, дождавшись, когда отец заснет после обеда, Келучаран убегал танцевать. Так, рискуя навлечь на себя гнев отца, но поддерживаемый благословением матери, он в течение трех лет занимался в группе Балабхадры Саху. Однако после того, как учитель попросил его проколоть уши и принять участие в представлении на празднике Деви Пуджа, разгневанный Чинтамани отправил сына учиться в известный традиционный театр, сказав при этом: «Если он так хочет выступать, пусть учится актерскому мастерству серьезно!» И в этом Келучаран преуспел.

Гуру Келучаран Мохапатра

Гуру Келучаран Мохапатра

Келубабý, как впоследствии к нему уважительно обращались, провел в этом театре 12 лет, обучаясь актерскому делу, игре на пакхавадже и табла, он получил бесценный практический опыт во всех областях театральной жизни. Одаренный ярким творческим воображением и талантом, вдохновленным местными легендами и мифологическими сюжетами о Кришне, он научился тонко и мастерски изображать самых разных персонажей.

Годы 1946-1952 Келубабý провел в театре Аннапурна, где он вскоре был замечен гуру Панкач Чаран Дасом, который всегда настаивал на том, чтобы танец был частью каждого театрального представления. Скоро Келучаран уже танцевал соло Натараджи на сцене и создавал собственные композиции. Здесь же он повстречал свою будущую жену дочь хозяина театра Лакшмиприю, которая покорила его своей красотой. Она была недосягаема для него, как луна в небе, но его личное обаяние было настолько велико, что в один прекрасный день Лакшмиприя согласилась стать его женой. Лакшмиприя была первой женщиной в Ориссе, которая стала исполнять храмовый танец на сцене перед широкой аудиторией. Позже они с Келучараном прославились совместным исполнением постановки Дасаватар.

Культурный центр им.Дж.Неру Концерт, посвященный  гуру Келучарану Мохапатре 7 апреля 2014 г.

Культурный центр им.Дж.Неру
Концерт, посвященный гуру Келучарану Мохапатре
7 апреля 2014 г.

Келубабý много ездил по городам Индии, его приглашали обучать Одисси студентов в институтах Дели, Калькутты, Бомбея. Количество людей, которые хотели у него учиться, неудержимо росло. В 1980-х гг. Келубабý снова вышел на сцену. Его непревзойденное исполнение танцевальных элементов и глубина эмоциональной выразительности вдохнули жизнь в древние образы и персонажи, в которые он с легкостью перевоплощался на сцене. Никто не мог сравниться с ним, когда он с неповторимым изяществом и проникновенностью изображал женские характеры Радхи и сакхи или преданность и любовь в образе лодочника из Рамаяны. Его танец был настолько искренним и глубоким, что он полностью входил в роль и часто забывал о том, что находится на сцене, а публика была просто заворожена его игрой. Он выступал по всей Индии и за ее пределами – в Великобритании, СССР, Германии, Франции, Америке, Японии. Американские критики сравнивали его с Нижинским за «неповторимую красоту движений» и даже с Чаплиным за «выразительность жестов». Келубабý выходил на сцену до последних своих дней.

Для людей, связанных с Одисси, имя Калачарана Мохапатры значит очень много.

Артистки театра танца "ОМКАРА" рядом с фотографией  гуру Келучарана Мохапатры

Артистки театра танца
«ОМКАРА»
рядом с фотографией
гуру Келучарана Мохапатры

В 1966 году Гуру Келучаран Мохапатра был удостоен самой престижной награды за развитие культуры в сфере музыки, танца и драмы – Сангит Натак Академии (Sangeet Natak Academy Award) – и в последующие годы множества других наград и титулов, в числе которых – Падма Шри (Padma Shree, 1975), Калидас Саман (Kalidas Samman, 1987), Падма Бхушан (Padma Bhusan, 1988), Падмавибхушан (Padmabibhushan, 2000), Шанкердев (Shankerdev Award, 2001).

Гуру Келучаран Мохапатра ушел из жизни 7-го апреля 2004 года, оставив поистине огромное наследие своим потомкам и ученикам. На его счету более 200 созданных им танцевальных композиций и около 50 групповых постановок, он воспитал более сотни учеников, из которых многие состоялись как профессиональные танцоры, а некоторые стали исполнителями Одисси мирового уровня. Его имя стало ассоциироваться с именем танца, которому он служил. В руках этого великого мастера Одисси обрел вторую жизнь и стал вызывать любовь и восхищение зрителей по всему миру. И великая душа Келучарана Мохапатры будет вечно благословлять этот танец и каждого, кто прикоснется к нему.

Источники:
«Guru Kelucharan Mohapatra: the dancing phenomenon», Sharon Lowen, 2001
www.srjan.com
концертная программа в Культурном Центре им. Джавахарлала Неру
фото: АРТ-РЕЛИЗ.РФ

Танцовщицы театра индийского танца "ОМКАРА"

Танцовщицы театра индийского танца
«ОМКАРА»

Зрители

Зрители

гуруджи был мастером по хореографии паллави, он создал несколько десятков танцев, в котором каждый рисунок  является образцом стиля, красоты и гармонии музыки и движения.   Танцовщицы театра индийского танца "ОМКАРА"

гуруджи был мастером по хореографии паллави, он создал несколько десятков танцев, в котором каждый рисунок является образцом стиля, красоты и гармонии музыки и движения.
Танцовщицы театра индийского танца
«ОМКАРА»

Танцовщицы театра индийского танца "ОМКАРА"

Танцовщицы театра индийского танца
«ОМКАРА»

Сотрудник посольства Республики Индия Госпожа Кришна Рой и преподаватель и хореограф Одисси, руководитель студии "Одисси Дживан Нритья"  Виталина Лобач.

Сотрудник посольства Республики Индия Госпожа Кришна Рой
и преподаватель и хореограф Одисси, руководитель студии «Одисси Дживан Нритья»
Виталина Лобач.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.